Бронепоезд выводят с запасного пути

Оборона и безопасностьСобытия

Министр обороны Сергей Шойгу отменил недальновидный приказ своего предшественника о ликвидации в России бронепоездов

Министр обороны Сергей Шойгу отменил недальновидный приказ своего предшественника о ликвидации в России бронепоездов. С таким героическим послужным списком и потенциальными возможностями этому виду вооружений пока нет альтернативы.

Читатели старшего поколения помнят популярную в советские времена песню о бронепоезде, стоящем на запасном пути. Оказывается, это не так! Бронепоезда не списаны в запас – они активно эксплуатируются в армиях многих стран.

Казалось бы, с развитием авиации и относительной уязвимостью железнодорожных путей бронепоезда должны бы давно сойти с исторической сцены, переместившись в военные музеи. Тем не менее они продолжают нести боевую вахту, в том числе и в наших железнодорожных войсках. Еще возглавляя МЧС России, Сергей Шойгу отмечал «отличную работу» бронепоездов во время контртеррористической операции на Северном Кавказе. Бронепоезда тогда применяли для охраны составов со строительными материалами, военными грузами и личным составом. И отказываться от их работы в современных условиях министр обороны не собирается.
Сегодня на вооружении в России находятся четыре бронепоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Они укомплектованы в основном автоматическими гранатометами и крупнокалиберными пулеметами. Но, по мнению специалистов, на бронепоездах есть возможность размещать и дальнобойные артиллерийские установки, и системы залпового огня. Броня вагонов (30 мм) способна надежно защитить личный состав бронепоезда от огня противника. Кроме того, на платформах, легко цепляемых к бронепоезду, можно размещать, например, танки, которые могут вести огонь прямо с транспортной платформы.

Богатырь против диктатора

У поколения советских мальчишек благодаря историческим фильмам бронепоезда ассоциируются прежде всего с Первой мировой и Гражданской войнами. Хотя свою главную роль они сыграли в Великую Отечественную, порой кардинально меняя расклад сил на театре военных действий. Чего стоит одна дуэль бронепоездов со знаковыми именами «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер».

История бронепоезда, получившего имя православного святого, овеяна мифами и легендами. Создавали его на родине былинного богатыря спецы Муромского отделения Горьковской железной дороги. Средства на создание крепости на колесах (сроки были предельно сжаты – с 7 ноября 1941 по 8 февраля 1942 года) собирали всем миром. А уже в апреле он воевал на Брянском фронте.

«Илья Муромец» имел литые башни, наклонную броню, на нем стояли тяжелые орудия, скорострельные зенитные пушки, пулеметы и минометы, а главное – легендарные реактивные установки «катюша». Немецкие вое­начальники до последнего не могли поверить, что столь совершенный бронепоезд создали в СССР, и сообщали в кинохронике, что он был куплен у американцев.

Уже в первом бою без потерь бронепоезд отстоял станцию Выползово. А уж когда он парализовал работу станции захваченного фашистами Мценска, о нем стали слагать легенды. «Илья Муромец», как и его былинный прототип, казался неуязвимым. Лишь однажды, в мае 1942-го, вражеская авиация смогла повредить штабной вагон, но это никак не сказалось на боевой мощи поезда. За свою военную карьеру бронепоезд участвовал более чем в 150 боевых операциях, но в мировую историю попал из-за перестрелки с «Адольфом Гитлером».

Летом 1944 года в районе Ковеля Волынской области Украины русские разведчики засекли необычную артиллерийскую батарею фашистов: она вела трехминутный огонь, а затем мистическим образом пропадала. Выяснилось, что «работает» фашистский бронепоезд.

На его ликвидацию и отправили «Илью Муромца». Утром 4 июня 1944 года бронепоезда оказались напротив друг друга, произошла самая настоящая дуэль. Выстрелы с обеих сторон прозвучали практически одновременно. Но… Немцы промахнулись, а наши накрыли врага с первого же залпа. «Катюши» разорвали «Гитлера» в клочья.

На передовую из метро

Незаслуженно забыт и участник одного из ключевых моментов Великой Оте­чественной войны – сражения на Курской дуге. Сегодня любой желающий может, спустившись в московское метро, проехать на поезде, носящем имя бронепоезда «Московский метрополитен». Свое название он получил благодаря тому, что 706 тысяч советских рублей на его постройку в 1943 году собрали работники московской подземки. И служили на нем главным образом сотрудники московского метро.

«Московскому метрополитену» предстояло обеспечить оборону 20-километрового отрезка железной дороги на участке Белгород – Курск с 5 по 7 июля 1943 года. Немцы перешли в наступление, но «метроучасток» обороны прорван не был. За трое суток бронепоезд уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков, навсегда зарыл в землю десять минометных батарей врага. И только когда бронепоезд израсходовал все боеприпасы, его командир отдал приказ отступать.

Капкан у переправы

История защитников Брестской крепости давно вошла в большинство учебников истории по всему миру. В то же время мало кто знает, что в первые месяцы войны продвижению фашистов противостояло целое подразделение бронепоездов.

В конце июня 1941 года под Брянском был развернут отдельный дивизион, в который вошли два легких бронепоезда (№50 и №51) и один тяжелый (№52). В первые дни войны дивизион отбыл в Гомель, где ему предстояло обеспечивать оборону на линии Гомель – Старушки и Рабкор – Бобруйск. И бронепоезда отлично справились с возложенной на них задачей. Особенно отличился бронепоезд №50. Поддерживая наступление 63-го стрелкового корпуса 4 июля 1941 года, он вступил в неравное сражение с немецкими танками, уничтожив 18 из них. А спустя два дня им же было ликвидировано большое скопление пехоты.

В августе 1941 года, обес­печивая отступление 21-й армии, бронепоезда №50 и №51 в районе Корженевка – Концевичи уничтожили 12 орудий, 3 танка и штаб немецкого пехотного полка. Причем красноармейцам удалось захватить архив важных документов и даже знамя вражеского полка. К сожалению, во время передислокации за Днепр бронепоезд №50 оказался у переправы со взорванными железнодорожными путями. Немецкие летчики обрадовались легкой добыче. Но не тут-то было! Попав в окружение, бронепоезд уничтожил несколько вражеских самолетов, две пушки и три танка. Когда на бронепоезде начали рваться собственные снаряды, большая часть его экипажа сумела под прикрытием дымовой завесы выбраться с поля боя.

Во время войны об этом дивизионе много писали советские газеты, а вот после победы он был незаслуженно забыт.

Дмитрий Соколов

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula