Константин Соколов: «Идея коллективизма – вот настоящая альтернатива западным ценностям»
Новый центр, альтернативный западному, должен иметь свою идеологию
В Пекине на площади Тяньаньмэнь прошел грандиозный военный парад, посвященный 70-летию Победы во Второй мировой войне и войне Сопротивления китайского народа японским захватчикам.
В торжествах приняли участие представители множества стран. От России в Китай приехал Владимир Путин, который встретился с первыми лицами китайского государства.
Как и следовало ожидать, реакция японских и американских СМИ оказалась если и не болезненной, то, по меньшей мере сдержанной. Сближение Москвы и Пекина явно пришлось им не по душе. А вот китайская пресса дает исключительно положительную оценку отношениям двух столиц.
В интервью KM.RU эксперт в сфере геополитики Константин Соколов оценил значимость события следующим образом.
Мы увидели демонстрационные, но очень важные действия
– Обратите внимание, что 9 мая китайские военнослужащие прошли по Красной площади. Теперь состоялся парад в Пекине с участием российских военных, и это тоже произошло впервые.
То есть мы увидели демонстрационные действия. Задача внешних проявлений в том, чтобы задать ориентиры, но за всем этим стоят реальные переговоры.
Отмечу и то, что на торжества приглашали всех, однако далеко не все страны прислали своих представителей в ранге глав государств. От ШОС и БРИКС приехали первые лица, а во многих других случаях прибыли дипломаты второго, третьего уровня. Западные государства – тому пример.
Понятно, что не Китай победил Японию, а прежде всего советские войска разгромили Квантунскую армию, и все же формально союзниками были и американцы, и французы, и англичане. Но их руководители в Китай не приехали.
Хочу жить в обществе в соответствии с традиционными ценностями моего народа
Надо сказать, что в наши дни мимо внимания общественности проходит целый ряд важных событий. Например, Швеция теряет свой нейтральный статус и предполагается, что она войдет в НАТО. То есть старая геополитическая картина мира, в которой странам отводились определенные роли, сейчас меняется.
В том числе появляется новый центр, альтернативный западному. Можно сказать, что такой центр уже существует, хотя ему не хватает своей собственной идеологии. Когда, например, предлагают создать суд по правам человека, альтернативный западному, это все равно рассуждения в рамках западных понятий. Права человека имеют в виду индивидуума, а где же права народов?
Идет пропаганда частнособственнических интересов. Мои дети и внуки живут в системе отношений, которые отдаляют меня от них. Я же хочу жить в обществе в соответствии с традиционными ценностями моего народа. Так воспитывали меня, так хочу и я воспитать своих внуков. Идея коллективизма – вот настоящая альтернатива западным ценностям. Эту идею и надо утвердить. Это самый главный вопрос, но пока мы увидели только демонстрацию сближения на уровне прагматизма.
Многие страны прислали на площадь Тяньаньмэнь своих военнослужащих, и, конечно, это говорит о наступлении переломного момента. Когда трудно, люди объединяются по принципу «против кого дружим?», но надо понять более важную вещь: «за что дружим? Какую систему отношений хотим создать?» Наша система – это коллективизм.