Закон о децентрализации позволит регионам Украины аккуратно размежеваться. Но лишь в случае краха центра

АналитикаСобытия

Хотя новые органы самоуправления должны быть выбраны только в 2017 году, политическое влияние децентрализации в регионах начнется сразу же, если уже не началось.

Взрыв гранаты под Верховной радой в Киеве отвлек внимание от самого голосования по законопроекту об изменении в Конституцию Украины (265 голосов за) — не исключено, что в этом и была цель теракта.

Навязанная Вашингтоном Киеву децентрализация, хоть и называется Москвой имитацией Минских соглашений, в то же время воспринята радикальной частью украинских националистов как «зрада» и заложенная под нынешнюю Украину бомба.

Тимошенко и вовсе договорилась до того, что США и Россия принудили Порошенко к децентрализации. Националист Шухевич даже осмелился обвинить Запад в навязывании Украине сепаратизма. Делая скидку на политические игры в подобных заявлениях, опасения украинских националистов вполне могут оправдаться.

Изменения в конституцию подразумевают хитрый механизм, который, с одной стороны, действительно передает немалую часть полномочий и властных рычагов на местный уровень, а с другой — выстраивает вертикаль власти через префектов, назначаемых Киевом и контролирующих регионы. Эта новая должность призвана в теории ограничивать «самостийность» регионов, предотвращая сепаратизм, но на практике может выйти совершенно непредсказуемо.

Да, сильной политической воле в центральной власти такая система через институт префектов позволит задушить на корню любые местные права и сделает Украину еще более унитарной. Порошенко наверняка попытается использовать принятые новшества именно для построения диктаторского режима под видом демократии.

Однако при малейшей слабости центральной власти, скажем, в случае, если тот же Порошенко потеряет поддержку Запада или если его «снесут» во время нового госпереворота, префекты в одночасье окажутся всего лишь наблюдателями, и регионы смогут выстраивать свою жизнь самостоятельно, отдельно от Киева.

По новому закону, в полномочия «громад» (общин) входят не только социально-экономические вопросы, формирование местного бюджета, но и установление и сбор местных налогов, а также проведение местных референдумов (ст. 142). И это уже не шутки.

Да, воспользоваться таким правом можно будет только при полном ослаблении Киева (сильная центральная власть найдет, как не допустить реализацию такого теоретического права), но в столице власть зыбка и может смениться в любой момент, а процесс смены наверняка превратится в хаос и безвластие.

И тогда никакой префект не помешает любой общине со своими законными органами самоуправления провести референдум о том, как им жить в отсутствие центральной власти. Обвинить же их в беззаконности не будет никаких оснований — именно благодаря новым правилам самоуправления.

Тем не менее, Порошенко вынужден пойти на такой риск под прямым давлением Запада. Видимо, Олланд и Меркель на недавней встрече приложили для этого весь свой оставшийся авторитет. Закон прошел первое чтение только благодаря договоренности партии Порошенко (куда влился УДАР Кличко), «Народного фронта» Яценюка и Оппозиционного блока. Плюс несколько голосов подкупленных депутатов фракции «Самопомощь», о чем заявил в прокуратуру ее лидер Садовый.

В СМИ сообщают, что Петр Алексеевич вынужден был пойти на хитрость, пообещав депутатам, что поправки в итоге не пройдут, так как мир в Донбассе будет сорван ополченцами, а значит, можно спокойно его принимать в первом чтении. Так или иначе, но Порошенко, судя по всему, боится быть обвиненным в «зраде» и рад был бы самоустраниться. Но поправки, скорее всего, таки будут приняты в последние дни 2015 года, недаром же в Киев недавно приезжала Нуланд.

Москва со своей стороны не признает происходящее реальной децентрализацией и называет это имитацией Минских соглашений. Сложилась странная ситуация: США довольны изменениями в конституцию (фактически они сами их и внесли), радикалы кричат, что это уступки Киева России, а Москва полагает, что никаких уступок нет.

На самом деле правы все. Новый механизм управления регионами Украины, подразумевающий расширенные полномочия на местах, хоть и не гарантирует реальную самостоятельность, но является залогом потенциального и юридически законного ухода регионов из подчинения Киева. И, хотя новые органы самоуправления должны быть выбраны только в 2017 году, политическое влияние децентрализации в регионах начнется сразу же, если уже не началось.

Брошенная под стены Рады граната — не новость для Украины, но она является очень важным предупреждением: даже номинальная децентрализация способна взорвать Украину в ее нынешнем виде.

Что касается непосредственно Донбасса, под чьим давлением, собственно, и была запущена эта реформа, то в принятых изменениях о нем упоминается только в последнем пункте. И то в загадочной отсылке к отдельному закону про «особый порядок самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей», содержание которого в деталях не известно. Вполне возможно, что именно в нем и содержится главный запал под киевским режимом, та самая «зрада».

Да, Россия и Донбасс не признают придуманную в США децентрализацию Украины, но, вполне возможно, для того, чтобы Киев принял ее. Понятно, что если бы Россия открыто поддержала такой законопроект, то шансов на его прохождение даже в первом чтении не было бы никаких. В то же время Донбасс такой липовый статус не может удовлетворить — и он будет реализовывать положения Минских соглашений самостоятельно, проведя выборы в местные органы власти 18 октября и 1 ноября.

Взрыв гранаты возле Рады — лишь прикрытие для голосования в самой Раде. Десятки раненых и погибшие — цена очередной политической интриги Киева и Запада. Никаких серьезных последствий для виновных не будет. Порошенко по-прежнему не начнет тотальную зачистку добровольческих отрядов, а те, в свою очередь, ничего не смогут поделать с Порошенко.

Ограничатся лишь тем, что показательно засудят пойманного террориста из батальона «Сич» Гуменюка (и то если не отобьют свои), а выбранного «козла отпущения» Тягнибока, которого явно подставили, попросят временно удалиться с политической арены. До следующего теракта.

Эдуард Биров

Источник