ЗАПАД ВЕДЕТ КОНФИСКАЦИОННУЮ ВОЙНУ ПРОТИВ РОССИИ

ПолитикаСобытия

Началась кампания экспроприации зарубежного имущества России (государственного, частных компаний и банков, физических лиц).

Эта кампания набирает обороты. Во-первых, за счет расширения разного рода «черных списков», включающих юридических и физических лиц Российской Федерации. Во-вторых, за счет подготовки различного рода исковых заявлений к Российской Федерации и подачи их в иностранные суды.
Вашингтон как организатор и покровитель антирусской деятельности в мировых масштабах всячески поощряет подготовку таких требований к России в разных странах мира. Предоставляя при необходимости гранты и консультативную помощь. Поддерживая соответствующие «правовые инициативы» в подконтрольных ему мировых СМИ и международных организациях.
В первую очередь речь идет о подготовке рядом бывших республик, входивших в состав СССР, требований к Российской Федерации о компенсациях за «советскую оккупацию» за период 1940-1991 гг. Такая подготовка уже много лет ведется в Эстонии, Литве, Латвии, а также в Молдавии. В Литве для легализации этой деятельности был даже принят специальный закон. Правда, пока подготавливаемые «исследования» и «отчеты» используются как средство политического давления, до судов эти претензии еще не доведены.
Примечательно, что оценки ущербов от «советской оккупации» периодически пересматриваются, причем всегда в сторону повышения.
Начиная с 2014 года стали появляться качественно иные экономические претензии. А именно претензии, вызванные «неправильными» действиями самой Российской Федерации. Можно ожидать, что в случае продолжения Российской Федерацией курса на проведение независимой политики объем претензий второго рода будет быстро увеличиваться. В первую очередь речь идет о претензиях со стороны нового правительства Украины, которое незаконно пришло к власти в результате «февральской» революции 2014 года. После такого события, как возвращение Крыма в состав России весной 2014 года, Киев немедленно объявил о своих претензиях к Москве. В конце апреля с.г. министр юстиции Украины Павел Петренко обнародовал следующее заявление: «Министерство юстиции обобщило информацию от наших министерств и ведомств по убыткам, которые были нанесены от оккупации Крыма, и общая сумма этих убытков составляет 950 млрд гривен. Эта сумма не включает в себя упущенную выгоду, которая будет начислена дополнительно». Также министр уточнил, что эта сумма также не включает в себя стоимость полезных ископаемых и залежей в морском шельфе. С учетом неустойчивого курса гривны назывались суммы валютного эквивалента ущерба от 84 до 100 млрд долл. Сумма периодически пересматривалась в сторону увеличения. В июне это уже было 1,08 трлн, а в июле – 1,18 трлн гривен.
Наконец, 28 июля министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что убыток Украины от потери в Крыму энергетических объектов, включая запасы углеводородов на шельфе, оценивается в 300 млрд долл. Итого, с учетом претензий, озвученных Павлом Петренко, получается, что Киев ожидает от Москвы компенсации в размере аж 400 млрд долл. И это при том, что в 2013 году ВВП Украины, согласно официальным данным, составил 182 млрд долл. Киев желает получить от Москвы компенсацию, более чем в 2 раза превышающую величину годового валового продукта страны!
Понимая, что получить от России никаких компенсаций не удастся, Украина начала инвентаризацию имущества Российской Федерации (РФ), которое находится на территории государства. Об этом еще весной заявил министр юстиции Украины Павел Петренко. При этом он уточнил, что речь идет об имуществе государства, а не частных лиц РФ.
Осенью 2014 года также стали звучать призывы некоторых депутатов Верховной рады готовить требования к России в связи с событиями в Донецкой и Луганской областях. Как известно, киевская хунта в результате так называемой АТО произвела сильнейшие разрушения жилого фонда, промышленности и инфраструктуры данного региона. В Верховной раде Украины уже провели оценку затрат, необходимых для восстановления промышленности региона. Называются цифры от 3 до 6 млрд долл. Впрочем, это только по промышленности. А восстановление всего хозяйства потребует 8 или даже 10 млрд долл. Очевидно, что таких денег у Киева нет (сейчас мы даже не обсуждаем вопрос о том, допустит ли Новороссия Киев к восстановлению своего хозяйства и если допустит, то на каких условиях). Так вот выход из положения депутаты Верховной рады видят в том, чтобы потребовать эти деньги от Москвы в порядке возмещения ущербов, которые якобы нанесла данному региону именно Россия в результате «вооруженной агрессии» (Юлия Самаева. Донбасс обреченный? // Агентство промышленной политики, 14.09.2014).
Разумеется компенсационные требования бывших советских республик к Российской Федерации можно рассматривать как многофункциональное оружие Запада.
Во-первых, это оружие идеологической, психологической и информационной войны, преследующей цель фальсифицировать всемирную историю и историю нашей страны (Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации). Такая фальсификация необходима для того, чтобы и далее раздувать антироссийскую истерию. Чтобы, в конечном счете, облегчить переход «холодной» фазы агрессии против России в «горячую» фазу.
Во-вторых, это оружие экономической войны. Алгоритм действий на этом направлении примерно таков. При всей несостоятельности и полной неграмотности обоснований сумм ущербов они, скорее всего, будут трансформированы в некие компенсационные требования, которые будут утверждены парламентами и иными высшими инстанциями «пострадавших» государств. И затем в виде исков будут переданы в международные суды. «Беспристрастные» и «справедливые» суды вынесут свои вердикты. Можно не сомневаться, какие это будут вердикты.
Можно предположить, что Российская Федерация откажется от исполнения судебных решений. После этого Запад организует новую серию экономических санкций. Такие санкции еще не применялись. Их можно назвать конфискационными. Могут быть заморожены (арестованы, конфискованы) валютные резервы Российской Федерации. Если этого окажется недостаточно, то будут арестованы (конфискованы) иные зарубежные активы.
Готова ли Россия к «конфискационной войне»? Согласно последним данным Банка России, на 1 октября 2014 года зарубежные активы Российской Федерации составили 1410,9 млрд долл. Основные элементы этих активов (млрд долл.): прямые инвестиции – 466,6; портфельные инвестиции – 62,7; вложения в производные финансовые инструменты – 8,7; прочие инвестиции – 471,0; резервные активы Российской Федерации (золотовалютные резервы) – 454,2. Расшифруем самую крупную позицию «прочие инвестиции» (млрд долл.): наличная валюта и банковские депозиты – 161,6; ссуды и займы – 201,4; торговые кредиты и авансы – 32,5; иные инвестиции – 23,3. Те цифры, которые публикует Банк России, – верхняя часть айсберга под названием «зарубежные активы Российской Федерации».
Официальную сумму активов следует как минимум удвоить. Активы формируются не только и не столько за счет легального вывоза капитала, фиксируемого Центробанком, сколько за счет вывоза капитала по «теневым» каналам. Центробанк об этих «теневых» инвестициях и активах не знает или делает вид, что не знает. А вот западные «компетентные органы» в курсе, они все отслеживают. В нужный момент они быстро помогут идентифицировать все «теневые» активы российского происхождения. Где бы они ни были – в Америке, Европе, на Виргинских островах или на Марсе. Для того, чтобы затем их суды могли наложить арест на эти активы. Как говорится, были бы активы, а статья найдется. Диапазон «статей» широкий: от «антиамериканской пропаганды» и «ущемления прав сексуальных меньшинств» до «советской оккупации» и «непогашенных долгов царского правительства».
В условиях нынешнего противостояния России и Запада нашим властям надо делать все возможное для быстрого выведения зарубежных активов из-под удара «конфискационных» санкций. Кое-что делается, но крайне мало и медленно. По данным того же Банка России, на 1 июля 2014 года зарубежные активы России были равны 1514,4 млрд долл. Получается, что за третий квартал снижение произошло всего лишь на 103,5 млрд долл. Это мало, всего на 7%. Наши «народные избранники» в Государственной Думе говорят, что если Запад начнет конфискацию наших активов за рубежом, то мы будем экспроприировать их активы в России. Начали даже подготовку проекта закона, дающего право на аресты и национализации иностранных активов в России (правда, закон так и не родился). Тут, увы, есть целый ряд проблем. В том числе и такая, как дисбаланс российских активов за рубежом и иностранных активов в России. Первые, как мы уже отметили, на 1 октября 2014 года были равны 1410,9 млрд долл. А вторые – 1178,0 млрд долл. Как видно, дисбаланс составил 232,9 млрд долл. На самом деле он измеряется цифрой, которая во много раз больше. Потому что в моем расчете не учтены российские «теневые» активы за границей. Чтобы, по крайней мере, не проиграть в конфискационной войне, надо, чтобы наши зарубежные активы были реально меньше, чем иностранные активы в России.
Все это требует серьезных усилий со стороны наших властей. Прежде всего, быстрой деоффшоризации российской экономики. Для этого президенту Российской Федерации необходимо подписать указ, требующий, чтобы активы российской экономики были возвращены на родину. Физически, конечно, эти активы находятся здесь, в России. Они материализованы в железных дорогах, доменных печах, нефтяных скважинах, электростанциях, месторождениях полезных ископаемых и т.д. Но де-юре они там, на Западе, числятся на балансах оффшорных, «параллельных» фирм. Чтобы не было неприятной истории типа той, которая приключилась с активами ЮКОС, следует вернуть эти де-юре активы в Россию. Вернуть можно и нужно быстро. Достаточно месяца. Ведь, для того чтобы зарегистрировать компанию в оффшорах, некоторые юридические консультанты предлагают «срочную услугу» в пределах 24 часов. Конечно, не все олигархи и прочие предприниматели готовы будут проделать такую операцию. Им надо помочь принять непростое решение.
Национализация – важнейшее средство мобилизации общества и экономики в условиях «холодных» и «горячих» войн. То, что сегодня мы наблюдаем в отношениях России и Запада, очень напоминает ситуацию первой половины 1918 года. Бывшие союзники России по Антанте готовились к интервенции против нашей страны, но ее еще не начинали. Внутри России была «пятая колонна» в виде компаний с участием иностранного капитала, которые «подыгрывали» Антанте и расшатывали ситуацию изнутри. Именно это обстоятельство заставило большевиков уже весной 1918 года начать национализацию иностранной собственности в стране. Нынешние компании с «оффшорной пропиской» оказываются такой же «пятой колонной», которая ничем не отличается от «чисто иностранных» компаний в России. Эту «пятую колонну» следует как можно быстрее нейтрализовать. В противном случае мы не сумеем активно противодействовать «конфискационной войне» Запада против России.

Валентин КАТАСОНОВ,
доктор экономических наук

Источник