Владимир Путин: мы своим суверенитетом не торгуем
России рассмотрел меры по противодействию угрозам в условиях международных санкций
Россия подвергается давлению со стороны других стран, поскольку проводит независимую политику, однако иначе Москва и не может действовать, заявил Владимир Путин, выступая на заседании совета.
«Причины давления на Россию понятны: мы проводим независимую внутреннюю и внешнюю политику, не торгуем своим суверенитетом, — сказал глава государства. — Не всем это нравится, но по-другому быть не может».
«Очевидно, что попытки расколоть и разобщить наше общество, сыграть на отдельных трудностях, нащупать слабое звено не дали ожидаемых результатов — ожидаемых для тех, кто ограничительные меры в отношении нашей страны вводил и продолжает их поддерживать», — подчеркнул президент. И добавил, что «граждане и основные политические силы страны, а также бизнес прекрасно понимают, что происходит, и знают, что нужно делать».
В. Путин отметил, что оперативно принятые меры позволили стабилизировать ситуацию в экономике, финансовой сфере, на рынке труда. «Обеспечена устойчивая работа всех стратегически важных отраслей экономики, продолжается реализация важнейших госпрограмм, в том числе, в социальной сфере, — продолжил он. — Более того, наши компании, отечественные производители доказали, что способны развиваться в жестких условиях, находить новых партнеров, осваивать как внутренний, так и внешние рынки».
Российский лидер призвал не рассчитывать на изменение недружественного курса Запада по отношению к нашей стране «со стороны некоторых геополитических наших оппонентов в обозримом будущем». Напомнил, что совсем недавно страны Евросоюза в очередной раз продлили действие «своих так называемых санкций», и добавил, что в США при этом постоянно ведется дискуссия об ужесточении аналогичных мер.
«Те, кто вводит эти ограничительные меры в отношении России — санкции — собственно они и являются виновниками всех событий, свидетелями которых на востоке Украины мы являемся», — сказал глава государства.
Президент считает необходимым провести анализ существующих вызовов и скорректировать стратегию национальной безопасности России. Речь идет о рисках – «политических, и экономических, и информационных, и других». В. Путин отметил, что необходимо разработать и представить новые предложения по концепции основ стратегического планирования и прогнозирования устойчивого социально-экономического развития России и управления рисками. А также — провести анализ социально-экономического положения регионов и вести постоянный мониторинг ситуации, особенно в приграничных территориях.
При этом президент указал, что ограничительные меры стали для экономики России не только проблемами, но и предоставили новые возможности: «Прежде всего, наши производители могут серьезно укрепить свои позиции на внутреннем рынке. Мы продолжим поддержку проектов, связанных с импортозамещением, прежде всего в агросекторе, ОПК, машиностроении, фармацевтической и химической промышленности, при необходимости, предприятиям будет оказана дополнительная поддержка».
Как все чаще признают представители политического и делового сообщества Запада, антироссийские санкции не оказывают существенного влияния на экономику нашей страны. Так, французский политолог Сирилл Брет полагает, что уже через год санкции потеряют всякую актуальность, и, чем дольше они действуют, тем эффективнее становятся механизмы их преодоления.
Кто слаб, того давят до конца, напоминает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. «Более того, мы столкнемся с ужесточением санкций, как только у нас начнется более острая фаза кризиса, — развивает эксперт свою мысль. — И Обама, потирая руки, заявит, что именно он обрушил российскую экономику. Хотя это будет всего лишь следствие обострения внутреннего экономического кризиса». С его точки зрения, Москве следует проводить более решительную политику.
По мнению заместителя председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николая Арефьева, России невыгодно ссориться с Евросоюзом, «поскольку практически весь импорт в сегменте машиностроения мы получаем оттуда». «Наши разговоры об импортозамещении остаются разговорами, — подчеркивает депутат. — На сегодняшний день мы наблюдаем рецессию в промышленности и снижение объемов производства. То есть, если раньше мы мало выпускали, то теперь производим еще меньше промышленных товаров. У нашего правительства нет идей по возрождению собственного товарного производства. Оно привыкло идти по проторенной дороге, закупать высокотехнологичную продукцию за рубежом, торгуя нефтью и газом. Благо, что стоимость барреля нефти немного увеличилась. Что вдохновляет наши власти на инерционный сценарий».
«Санкции ударили по нам меньше, чем собственные решения правительства в области финансов, — резюмирует директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Жесткая денежно-кредитная политика, высокие процентные ставки по займам, модель, основанная на ограничении предложения — это главный фактор стагнации российской экономики, да еще и не очень эффективный инструмент против инфляции».
Он считает нужным переход к мобилизационной экономической модели. «Это не означает возвращения к полностью плановой или полностью закрытой экономике, — говорит М. Ремизов. — Но необходимы концентрация ресурсов на важных направлениях, стратегическое планирование, последовательный протекционизм в ряде отраслей. Наше правительство сегодня категорически отметает возможность перехода к мобилизационной модели. Но пока этого не произойдет, наша страна будет уязвима перед санкциями».