Битва машин: червяки побеждают гусениц

Нижегородские изобретатели создали уникального робота-труболаза

Как, по-вашему, выглядит робот-труболаз? Думаете, это нечто среднее между водолазом и трубочистом? А вот и нет. Настоящий труболаз, изобретенный студентами НГТУ им. Алексеева и представленный ими на форуме iВолга-2015, скорее напоминает маленького червячка, упорно пробивающего себе путь сквозь тоннели. И этому малышу доступно то, о чем его большим робото-собратьям остается только мечтать.

Тысячи километров труб опутывают нашу планету. Водопровод, газоснабжение, нефтяная и химическая промышленность – все это невозможно без качественных и надежных труб, которые нуждаются в своевременной проверке и ремонте. Хорошо если обследовать нужно несколько метров, а если несколько километров? И при этом диаметр самой трубы крайне мал? До недавнего времени это была невыполнимая задача.

– Идея создания робота-труболаза появилась после разговора с руководителем одной из мониторинговых компаний Нижнего Новгорода. С просьбой провести проверку труб туда обращаются и коммунальщики, и нефтяники, и газовики, – рассказывает профессор кафедры автоматизации машиностроения НГТУ им. Алексеева Олег Кретинин. – Обычно для обследования используются гусеничные платформы – своеобразные «мини-танки», движущиеся внутри трубы и сканирующие ее поверхность. Но если длина проверяемого участка измеряется в километрах, то любые гусеничные платформы просто забуксуют. А если диаметр трубы меньше тридцати сантиметров, то туда вообще ни одна платформа не войдет. Мы начали думать, что с этим можно сделать. И примерно через год создали нашего робота-труболаза.

Аналогов нижегородскому изобретению нет нигде в мире. Чисто внешне робот напоминает маленького червячка. И на этом сходство не заканчивается. Если червяк пробивает себе дорогу при помощи мышц и колец, то робот-труболаз двигается по трубе при помощи маленьких рабочих камер – «присосок». Так что можно сказать, что саму идею молодым изобретателям подсказала матушка-природа. Работает он за счет давления сжатого воздуха – иными словами, его буквально «выдувают» через трубу. И в этом еще одно важное отличие «червячка» от обычных гусеничных платформ, питающихся от батареек.

– Если использовать батарейку, то всегда есть риск, что заряд кончится, и тогда робот останется в трубе мертвым грузом. В нашем случае такой вариант исключен, – уверен студент второго курса НГТУ Дмитрий Аборилов. – Кроме того, ему под силу то, что раньше вообще никто не делал, – проверка изогнутых труб. Ведь если на трубах есть изгибы, то платформа пройти не может, а наш робот пролезет везде.

– На самом деле этот робот можно использовать где угодно – и в коммунальном хозяйстве, и в нефтяной промышленности, и в химической, – обрисовывает перспективы студент второго курса Никита Прокопенко. – Наш проект с большим энтузиазмом встретили на форуме iВолга. Может быть, кто-то из инвесторов сделает нам предложение по итогам этого форума. Ну а если нет – так, может быть, удастся выиграть какой-нибудь региональный грант.

Пока робот-труболаз существует только в качестве проекта. В ближайших планах изобретателей – получение патента и изготовление модели робота. Ну, а там может быть удастся наладить и серийное производство, тем более что потребность в таком изобретении велика как никогда.

Источник