Интересное военное положение
Вооруженные Силы Украины готовят государственный переворот?
Петр Порошенко стал на днях главным адресатом гневного послания с фронта, которое направили ему воюющие в Донбассе украинские военнослужащие. Видеообращение с передовой, где солдаты «АТО» призвали президента прекратить войну и заявили о «походе на Киев», если этого не произойдет, было показано по Первому каналу.
В «окопном» ролике солдаты открыто критикуют политику официальных властей. Жалуются на невыносимые условия, плохое снабжение и припоминают руководству страны данные на майдане обещания, которые так и остались невыполненными.
В адрес тех, кто фактически послал их на смерть, добрых слов у авторов видео не нашлось – только ненормативная лексика. И совершенно очевидно, кого эти люди на самом деле считают подлинным виновником всего этого ада:
«Нам надо скоро реально идти на Киев, а не сидеть здесь, потому что там самый настоящий враг», – говорят они. И дают прямой совет своему президенту: «Думайте, господин президент! К чему ты страну привел?»
Но затянувшийся украинский кризис это не только фронт и все, что с ним связано. Мирная жизнь для простых украинских граждан тоже превратилась в постоянную битву за выживание. И сама страна в полушаге от дефолта и полной потери экономической и политической самостоятельности.
Возможен ли, действительно, в этих условиях сценарий военного переворота на Украине, как это было, например, в Чили, Аргентине, Египте, Таиланде, Португалии… и многих других странах?
– Причины переворотов в каждой из этих стран были все-таки очень разные, – пояснил замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Так, в Португалии это было связано с затянувшейся колониальной войной в Анголе и странах Африки. Для того чтобы совершить переворот в Чили, были задействованы мощные внешние игроки. Которые были заинтересованы, прежде всего, в сохранении положения ряда транснациональных корпораций и установлении дружественного им режима Аугусто Пиночета, выступавшего, по большому счету, в качестве союзника США.
Что касается Украины, то здесь тоже ситуация весьма своеобразная, непохожая, естественно, ни на Чили, ни на Португалию, ни на другие страны. Украина больше всего мне, как ни странно, напоминает Южный Вьетнам. Это страна с высоким уровнем коррупции, вовлеченная в гражданскую войну, и у которой есть фактически внешний управитель.
Вот если уровень недовольства населения нынешним составом руководства страны достигнет максимума и станет угрожающим, то тогда, действительно, внешние игроки пойдут на организацию военного переворота. Они либо его спровоцируют. Либо организуют его. Либо просто будут о нем знать и не предпримут никаких мер для его предотвращения. И соответственно для спасения Порошенко.
В данной ситуации мне все эти варианты кажутся достаточно вероятными, но…
«СП»: – Поясните?
– На мой взгляд, степень анархии и разрухи, степень падения и деградации Украины пока еще не достигла своего дна. То есть, пока что все эти люди записывают видеоролики, совершенно четко понимая, что реагировать на них никто не будет. И что это больше будет определенным средством давления через СМИ.
Мы недавно уже наблюдали, как бойцы батальона «Айдар» пытались штурмовать здание Минобороны и администрации президента Украины. Но, тем не менее, это же ни к чему не привело – ни к перевороту, ни к каким-то кардинальным изменениям. Привело к тому, что на базе «Айдара» был сформирован 24-й отдельный штурмовой батальон сухопутных войск Минобороны Украины, который теперь находится в подчинении войсковой части А1314.
Мы видим, что возмущение жителей сильным падением уровня жизни, неслыханной девальвацией национальной валюты, что вылилось недавно в «финансовый майдан» у стен НБУ, тоже ни к чему не привело. Митинг был довольно жестко разогнан и соответственно никаких выводов правительство делать из этого не собирается.
Подобное уже было – например, в Грузии. Когда там пришла к власти проамериканская элита в лице Саакашвили и других политиков, там тоже достаточно жестко подавляли оппозицию, которая выступала, кстати, тоже с националистических, а вовсе не пророссийских позиций. В той ситуации никого это особенно не волновало: ни Штаты, ни ЕС.
«СП»: – И здесь без них никак?
– Пока все факторы не сойдется в одну точку – т.е. тотальная экономическая деградация и заинтересованность внешних игроков, – никакой смены элиты не произойдет. В данной ситуации я не виду жёстких предпосылок для того, чтобы эти солдаты взяли оружие в руки, и пошли штурмовать Киева. Все, что записано на видео, это просто определенное кокетство.
Напомню другой ролик, который записывали еще весной 2014 года, где один из военнослужащих сидел на танке и также обращался к Яценюку и Турчинову с требованием увеличить зарплату, потому что, по его мнению, количество гривен, которые он получал, было явно недостаточно.
Должно произойти изменение в сознании у жителей Украины – вот, что было бы важно. А я пока не вижу ни у военнослужащих, ни, тем более, у бойцов территориальных батальонов, осознания того, что они выбрали в качестве ценностей и героев совершенно неподходящие объекты. Я не вижу пока отказа от радикальной националистической идеологии, отказа от русофобии. Отказа от того, что они считали жителей Донбасса недочеловеками, недоукраинцами, которых нужно уничтожать.
Они всего лишь недовольны тем, что им дают мало денег, их плохо обеспечивают, у них нет боеприпасов… и т.д. То есть, у них нет возможности комфортно убивать жителей Донбасса. Вот это и есть предмет их возмущения.
Поэтому я не думаю, что в этих условиях ситуация на Украине может каким-то кардинальным образом измениться. Все, что сейчас там происходит, внешних игроков пока вполне устраивает.
Ну, может быть, придется просто дополнительно напечатать какое-то количество долларов и выделить Украине. Чтобы чуточку умерить недовольство вот этих солдат на видео…
Но я не думаю, что сейчас будут менять украинскую элиту только ради того, чтобы каким-то образом наладить отношения с Россией. И, тем более, спасти жителей Донбасса от уничтожения.
– В любом проигравшем войну государстве всегда начинаются внутренние волнения. Вспомните историю нашей страны – Брестский мир 1918 года, который стал прологом к четырехлетней гражданской войне, – рассуждает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. – У сегодняшней Украины, в принципе, три момента те же самые.
Первое – сам факт внешнего поражения. Естественно, это болезненное сознание, болезненное ощущение: «Кто довёл нас до этого?». Второе – разочарование в армии: «Для чего мы сражались, если мы проиграли военный конфликт?» И, наконец, третья причина – это наличие в Киеве влиятельной «партии войны», неформальным лидером которой давно стал премьер-министр Арсений Яценюк.
Как мне кажется, он давно примеривается к президентскому креслу, чтобы в случае необходимости сменить в нем Петра Порошенко. И здесь будет уместно вспомнить два примера из новейшей истории стран СНГ, когда лидеры были свергнуты в результате конфликта. Это и Гамсахурдиа в Грузии. И Эльчибей в Азербайджане.
Не исключаю, что и Порошенко может постичь та же участь. Поэтому сейчас он вынужден буквально балансировать на лезвии ножа. Ему, с одной стороны, надо показывать, что война не кончилась, что это вопрос еще открытый. Что конфликт пока продолжается. Что перемирие – это временная пауза, так сказать. А с другой стороны, Порошенко нужно войну прекратить. Потому что новое большое поражение может стоить ему президентского кресла.
«СП»: – Так, возможен ли на Украине военный переворот?
– Возможен, конечно, поскольку все условия есть для этого. Там огромное количество вооруженных людей осталось сейчас не у дел. Озлобление против Порошенко в обществе растет. А потом имеется «партия войны».
Проблема в том, удержит Порошенко власть или нет. Для того чтобы удержать власть, Порошенко нужно где-то разоружить территориальные добровольческие батальоны, которые ему, как главнокомандующему, не подчиняются.
Или же бросить им другую «жертву», другой регион вместо Донбасса – ту же Одессу или Харьков. Это уже будет вопрос Порошенко.
Но на постсоветском пространстве никогда не было еще классического военного переворота. Военные были средством. Там, где военные пришли к власти (в Грузии, например), они пришли, чтобы поставить у власти нового гражданского правителя. И в случае поражения Порошенко, я не исключаю, что будет то же самое.
«СП»: – И здесь без вариантов – Яценюк?
– Да. Помните его скандальное выступление по немецкому телевидению? Кому, вы думаете, он сказал про нападение СССР на Германию и Украину? Немцам? Русским? Нет, он сказал это своим националистам. И с этого момента фактически стал для них неформальным лидером.
Фото: EPA/ТАСС