Банк глобальной надежды

АктуальноТочка зрения

Страны БРИКС создали финансовый институт, который бросит вызов гегемонии США

20 февраля Госдума ратифицировала соглашение о создании Нового банка развития, учреждаемого странами БРИКС. Ранее стало известно, что первым председателем совета управляющих Банка развития БРИКС станет глава Минфина РФ Антон Силуанов. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» сообщил замминистра финансов Сергей Сторчак. По соглашению органы управления будут строиться на трехуровневой основе и на базе корпоративного управления. Высший коллегиальный орган – совет управляющих, исполнительный орган – совет директоров (его вскоре возглавит представитель Бразилии). Президент банка будет избираться на пять лет в порядке ротации (первого президента делегирует Индия).

Само соглашение было подписано 15 июля 2014 года в Форталезе (Бразилия). Оно предусматривает создание в рамках БРИКС Нового банка развития. Эту структуру многие комментаторы охарактеризовали как альтернативу МВФ, Всемирному банку и другим глобальным финансовым институтам, находящимся под контролем США. Новый банк развития займется финансированием инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Таким образом, главная цель банка – это финансирование в первую очередь внешних, а не внутренних проектов.

Объем разрешенного капитала банка будет составлять $100 млрд., распределенный капитал – $50 млрд., оплаченный – $10 млрд. (оплаченный «по требованию» – $40 млрд.). Формирование оплаченного капитала будет происходить в течение семи лет. Капитал распределяется пропорционально между участникам банка. Взнос России составит $2 млрд. и будет выплачивать в течение указанных семи лет.

Помимо инвестиционной части, учредители Нового банка развития предполагают создать пул условных валютных резервов. Его первоначальный объём также составит $100 миллиардов. Главным донором того, что в советское время называлось «касса взаимопомощи», станет (в зависимости от объема экономики) Китай, который внесёт $41 млрд. Россия, Индия и Бразилия вложатся по $18 млрд. каждая. «Лепта» Южной Африки в копилку БРИКС составит пять миллиардов долларов. Как отмечается в соглашении, пул формируется с целью защиты национальных валют от волатильности финансовых рынков. Проще говоря, для того, чтобы не допустить того, что недавно произошло с рублем, который рухнул вместе с обмелевшим потоком нефтедолларов.

Также предполагается, что Банк будет подставлять плечо (в виде займов) другим странам, который испытывают экономическую нестабильность в результате денежно-кредитной экспансии США и политики МВФ, обставляющий открытие кредитной линии условиями, реализация которых загоняет кредиторов в «долговую яму». С последующим попаданием в неоколониальную зависимость от западных финансовых институтов и «враждебным поглощением» национальных экономик, которые превращаются в рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций.

Профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов считает учреждение Банка развития БРИКС политической акцией.

– Процесс формирования этой структуры шел очень тяжело. Окончательное решение было принято только прошлым летом, и оно было сырым. На примере проектной подготовки Банка развития БРИКС видно, что это трудно назвать консолидированной группировкой.

Схема формирования капитала этого учреждения была определена, если можно так выразиться, очень осторожно.

«СП»: – Объем разрешенного капитала ($100 млрд.) представляет внушительную сумму, в отличие от объема оплаченного капитала ($10 млрд.) и оплаченного «по требованию» ($40 млрд.). Это означает, что Банк развития БРИКС находится на начальной стадии формирования своей капитальной базы?

– Для нормальной эффективной работы (для кредитования программ развития) нужно, чтобы оплаченный капитал составлял не менее $50 млрд. Потому что это означает наличие реальных денежных средств на счетах. Более того, на учредительном форуме в Бразилии было принято решение, что даже оплаченный капитал будет формироваться в течение достаточно длительного периода времени. Оплаченный капитал «по требованию» представляет некое обязательство членов БР. Дескать, в случае чего, мы довнесем эти средства. А их в нужный момент может и не набраться.

«СП»: – А для чего создается т.н. «пул условных валютных резервов»?

– Это совсем другая структура, которая находится в еще более сыром состоянии. Её совокупный капитал также составит $100 млрд. Оплаченный капитал предназначен для кредитования инфраструктурных проектов. В свою очередь, пул валютных резервов создается для стабилизации национальных валют в условиях волатильности финансовых рынков.

«СП»: – И все-таки, с функциональной точки зрения Банк развития БРИКС – это альтернатива МВФ или Всемирному банку?

– Это аналог Всемирного банка. В свою очередь, пул резервных валют – это аналог МВФ. Не исключено, что Банк развития будет финансировать не только конкретные проекты, но и выделять кредиты на бюджетные цели.

«СП»: – В уставе БР указано, что он будет ориентирован на поддержку не столько внутренних, сколько внешних проектов. То есть, теоретически он может спасти и Грецию, если Париж и Берлин не договорятся о реструктуризации долга?

– Никогда такого не будет (я говорю про спасение Греции). Другое дело, что новый Банк развития нужен – МВФ на протяжении последних четырех лет находится в состоянии перманентного кризиса. В период повышенной финансово-экономической турбулентности этот фонд продемонстрировал свою полную недееспособность. Эта структура, как оказалось, не обладает достаточным потенциалом, чтобы купировать негативные явления, порожденные этим кризисом. Еще в 2010 году на Совете директоров МВФ было принято решение внести корректировки в распределение квот. Но эта корректировка так до сих пор и не была произведена.

«СП»: – В чем она должна была состоять?

– Планировалось немного уменьшить долю США и, соответственно, увеличить доли таких стран как Китай, Россия, Индия, Бразилия, и ЮАР. По сути, всей группы БРИКС. Естественно, господствующим в мире финансовым группам это не понравилось. Напомню, блокирующий пакет в МВФ принадлежит США. Чтобы было понятнее, я всегда говорю – МВФ это дочерняя структура американского казначейства. А, значит, фонд поддерживает те программы и на таких условиях, которые способствуют распространению влияния США и их сателлитов.

Вторым вопросом в реформе МВФ стояло удвоение его капитала. Цена вопроса для США – около $60 млрд. Белый дом не готов это делать, в случае потери блокирующего пакета. Работа МВФ сегодня фактически заблокирована. Извините за грубое слово, это международно-валютный импотент. Что мы видим по его активности на Украине.

«СП»: – Страны БРИКС своим решением как бы говорят, если США не готовы поступиться своей гегемонией в международных финансовых институтах, мы создаем свой банк?

– Да, скажу больше, в этом есть элемент шантажа. Потому что реально страны БРИКС еще не готовы к валютной и финансовой консолидации.

И дело не в том, что не хватает средств в кризис. Просто Китай и в рамках БР БРИКС хотел бы получить гораздо большую квоту. В этой структуре Пекин хочет стать аналогом Вашингтона в МВФ. Поэтому той же самой Греции Китай будет выделять займы напрямую, а не через этот банк.

«СП»: – Создаваемый пул валютных резервов поможет странам БРИКС наладить торговое взаимодействие без доллара?

– Едва ли. Вы думаете, для чего в декабре обваливали рубль? Крепкий рубль никому в мире не нужен. Не так давно даже Лукашенко сказал, что не хочет больше торговать с нами за рубли. Так что, давайте не будем заниматься «маниловщиной».

«СП»: – Удалось же нашим переговорщикам договориться перейти на торговлю за рубли с Аргентиной, Египтом, Турцией, Китаем, Вьетнамом. Я уже не говорю про Северную Корею.

– Это отдельные успехи, которые еще надо подтвердить на деле. Для того, чтобы убедить наших контрпартнеров принимать рубли, нам нужно выгнать «поганой метлой» руководство ЦБ и изменить его статус. Чтобы он выполнял свои обязательства, вытекающие из статьи 75 Конституции РФ. То есть, занимался обеспечением стабильности валюты. Кто будет с нами торговать за рубли, если «деревянный» за год обвалился на 100% (в два раза).

«СП»: – А брать на себя неблагодарную роль страховщика при обеспечении торговых контрактов или кредитов, номинированных в национальной валюте, БРИКС не станет?

– Если БРИКС будет брать на себя такие риски, то через непродолжительное время он обвалится сам. Резюмируя, всегда нужно «танцевать от печки»- пока мы не наведем порядка на Неглинке (где находится ЦБ РФ – прим. ред.) все будет «маниловщиной» и прожектерством.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов:

– Банк развития БРИКС это, скорее, аналог Всемирного банка. Но данный институт не сможет работать столь же слаженно и эффективно как ВБ. Просто по той причине, что он не представляет консолидированных интересов. Между странами БРИКС есть серьезные противоречия. Я уже не говорю про проблемы их национальных экономик. Поэтому это «лоскутное одеяло» будут тянуть в разные стороны.

Проблема в том, что у БРИКС нет коллективной экономической доктрины. Но самое плохое, что ее не может быть. Россия и Китай противопоставлены друг другу. ЮАР тоже весьма своеобразный участник, а КНР и Индия имеют противоречия.

«СП»: – А разве между участниками Всемирного банка или МВФ нет противоречий?

– Это так. И они еще больше. Поэтому и создается Банк развития БРИКС. Но это если и противовес, то он параллелен тем структурам, которые мы упоминали.

«СП»: – Деятельность МВФ под эгидой США подвергается обоснованной критике. Многие комментаторы называют это инструментом обеспечения финансовой гегемонии Вашингтона в мире. Насколько можно понять, у БР нет претензий на такую гегемонию.

– Да, скорее, ставится задача уйти от монетарного диктата США. Что особенно актуально для нас сегодня, когда России, страны Запада фактически объявили финансовую блокаду и отрезали от займов. Создание БР открывает перед нами определенные возможности. Например, открыть кредитную линию на создание СП с Китаем или Индией, не угодив при этом в «удавку» МВФ. В этом плане у Банка развития БРИКС есть потенциал и фронт работ.

В частности, это коллективное освоение экономических пространств, которые плохо контролируются США или ЕС, посредством финансирования проектов. Речь, например, может идти о странах Центральной Азии, Африки, Латинской Америки. БР БРИКС станет инструментом экономического проникновения, выстраивания отношений и выдавливания США с геополитических плацдармов.

«СП»: – То есть, Банк развития БРИКС представляет собой площадку для согласования интересов и максимально бесконфликтного разделения сфер влияния?

– Это в идеале. А так между странами есть серьезные противоречия, которые еще проявятся в ближайшие годы. Что неизбежно отразится на эффективности работы новой структуры. И даже члены более тесно интегрированного Евразийского экономического союза сегодня, мы видим, «рвут его на части».

«СП»: – Заинтересована ли Россия расширять число участников и бенефициаров БР БРИКС за счет включения в него стран ЕАЭС?

– Полагаю, Москва заинтересована в том, чтобы в рамках нового Банка развития появлялись малые экономики.

«СП»: – Не получится ли так, что КНР как главный донор будет навязывать финансирование только выгодных ему проектов?

– Так и будет. В частности, речь идет о «Новом Шелковом пути». Это инфраструктурный проект, который нужен именно Китаю. БР БРИКС – это банк группировки соперников, но пока противоречия между ними не настолько сильны, как их противоречия с западным миром. В сущности, новая монетарная структура будет ориентирована на неолиберальные принципы в организации экономики. Это самое слабое место всей коалиции БРИКС.

Развитие кризиса увеличит противоречия в рамках это интеграционной группировки. Хотя спад российской экономики их временно сгладил. Китай буквально ухватился за возможность торговать за рубли, побоявшись потерять российский рынок в случае сохранения торговых расчетов в долларах. Для Москвы, естественно, важно повысить торговую обеспеченность рубля на внешнем рынке. Но если мы начнем по-настоящему замещать китайский импорт, это будет неприятный вопрос в рамках БРИКС. Что наложит отпечаток на реализацию всех проектов.

Другой пример – Бразилия захочет организовать процесс интеграции Южной Америки под собственным началом, и Китай там ей будет совершенно не нужен.

«СП»: – Станет ли финансовой отдушиной для России возможность привлекать китайские или индийские капиталы для реализации совместных проектов (с КНР, в основном, сырьевых, а с Индией в сфере ВПК)?

– Во-первых, я не верю, что мы отрезаны от заемных средств, это просто пропагандистский миф. Это способ свалить на санкции собственную вину. Складывается такое впечатление, что ЦБ – это главный участник санкций против России. Что касается валютных средств, то, конечно, мы испытываем ограничения в их получении. В этом плане Банк развития БРИКС может выступать неплохим подспорьем. Но это не панацея, а лишь где-то 5% от необходимого.

В разговоре с «СП» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил, что функция банков развития и МВФ принципиально различны.

– Поэтому ни о какой конкуренции речи не идет. МВФ призван обеспечивать макроэкономическую стабильность. А Банк развития, извините за тавтологию, обязан обеспечивать развитие. Так что с МВФ он не может конкурировать даже теоретически. Так же как лошадь не может «конкурировать» с птицей. Зато БР БРИКС может конкурировать с Всемирным банком, который обладает аналогичными функциями. Вопрос сможет или не сможет конкурировать – отдельный.

Он связан с объемом средств, и тем, как они будут использоваться. Но, нужно понимать, что функция Банка развития принципиально противоречит «функционалу» нынешнего Минфина РФ. Стремление назначить чиновника, исходя из его формальной компетенции, может сыграть с нами злую шутку. Минфин России (при Кудрине и Силуанове тоже) выполняет функцию, похожую на функцию МВФ: не давать денег и рассказывать всем, что это единственный способ обеспечения макроэкономической стабильности. А эти функции несовместимы с развитием.

Г-н Силуанов поставлен в непростое положение. Как министр финансов РФ, он занимается всемерным ограничением развития Федерации (по своей должности). А в качестве одного из руководителей нового банка БРИКС, он должен будет выполнять строго противоположную функцию – стимулировать развитие пула стран.

«СП»: – Какая выгода России от создания нового банка, который будет преимущественно заниматься финансированием внешних проектов, но в который она будет регулярно перечислять немалые взносы?

– Схемы могут быть самые разные. Выделить, например, кредит африканской стране на программу развития, скажем, металлургической промышленности. Но при условии, что на эти деньги будет закупаться российское оборудование, а строить предприятие будут наши специалисты. Часть проектов может носить транснациональный характер. Если у России есть совместный проект с Казахстаном, она может предложить руководству БР рассмотреть возможность его финансирования.

Во-вторых, проекты развития обеспечивают большое влияние тем, кто их инициирует и осуществляет. А влияние это то, что непосредственно окупается. Наши либералы принципиально лукавят, когда говорят, что «величие и колбаса несовместимы друг с другом». Как раз наоборот, величие это главный «источник» колбасы. Наглядный пример – модель глобального доминирования США.

«СП»: – Одной из целей, которые декларируют лидеры БРИКС, это постепенный отказ от использования доллара в торговых отношениях. Новый Банк развития будет этому как-то способствовать?

– Если он будет выдавать кредиты в долларах, то дедолларизация это явно не его функция. Но я не исключаю, что со временем он постепенно перейдет на работу с другими валютами. Другое дело, что новому банку БРИКС не стоит прилагать большие усилия к тому, чтобы предотвращать девальвации, путем раздачи долларовой ликвидности в виде кредитов. Как показывает опыт МВФ, если государство не осуществляет эффективного валютного регулирования, девальвация становится неизбежной просто в силу действий внешних спекулянтов.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula