В России появится федеральный орган по развитию госслужбы

ПолитикаСобытия

Новая структура будет отвечать за формирование института государственной службы, требований к чиновникам, их обучение, отбор кандидатов на вакантные должности

По информации «Известий», на высшем уровне активно обсуждается вопрос создания в России нового федерального органа, который будет отвечать за развитие системы государственной службы. Пока не определено, в какой организационно-правовой форме будет создан федеральный орган и кому будет подчиняться. Предполагается, что в его функции войдут вопросы по развитию системы государственной службы, подбор и создание кадрового резерва, формирование требований и обучение госслужащих и т.д. На сегодняшний день эти обязанности разделены между администрацией президента, аппаратом правительства и несколькими ведомствами. Об этом «Известиям» рассказал собеседник в администрации президента. В Минтруда информацию подтвердили.

Источник в администрации президента рассказал «Известиям», что вопрос по созданию отдельного ведомства, курирующего госслужбу, находится на стадии обсуждения.

— Опыт работы подобного органа имеется у правительства Казахстана. И создание подобной службы в России обсуждается Кремлем и правительством. В какие сроки она будет создана, рано говорить, потому что не определено, кто будет ее контролировать, правительство или администрация президента, — отметил чиновник.

В Казахстане с 1998 года по указу президента было создано Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции — орган, напрямую подчиненный и подотчетный президенту Казахстана и уполномоченный проводить единую политику в сфере госслужбы, оценивать и контролировать качество оказания государственных услуг. Согласно указу, задачами агентства являются: участие в разработке и совершенствовании государственной политики в сферах государственной службы, противодействия коррупции и оказания государственных услуг; координация деятельности государственных органов, организаций в вопросах соблюдения законодательства о государственной службе, противодействия коррупции, минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений, а также качества оказания государственных услуг; формирование антикоррупционной культуры и системы предупреждения коррупции, а также минимизация причин и условий возникновения коррупционных правонарушений; выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений и правонарушений.

Информацию источника в администрации президента подтвердили в Министерстве труда и социальной защиты. Заместитель директора департамента развития государственной службы Минтруда Леонид Вахнин пояснил «Известиям», что положение о создании нового органа есть в действующих нормативных актах.

— В действующем законодательстве есть положение о федеральном государственном органе по управлению государственной службой, но напрямую орган не назван и не определена его организационно-правовая форма. Будет это министерство или агентство, в действующих положениях пока не определено. Сейчас его функции распределены между различными федеральными органами. Каждый раз, когда возникает необходимость этот орган определить, выходит указ президента, в котором конкретные функции поручаются конкретному ведомству, — рассказал Леонид Вахнин.

Например, дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих сегодня находится в компетенции Минтруда. Получается, что ведомству приходится заниматься не только разработкой политики, но и непосредственно профессиональным обучением и развитием государственных гражданских служащих всех госорганов, которые существуют в России.

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), которая осуществляет огромное количество проектов по развитию государственной службы по заказу администрации президента, рассказали, что этот вопрос поднимался в рамках Гайдаровского форума. Проректор академии Дмитрий Буташин пояснил, что единого подхода к данной проблеме нет.

— Действительно, такой вопрос есть, и он всегда будет дискуссионным, потому что есть разные модели в различных странах. Они могут быть как успешными, так и неуспешными, как в случаях разделенных, так и объединенных в одном органе функций. С одной стороны, легче иметь весь набор информации, стандартов и технологий в одном месте, но управлять этой одной структурой будет тяжелее, — пояснил Дмитрий Буташин. — Например, во Франции такой выделенный объединенный государственный орган существует. Его учредителем выступает государство и профсоюз государственных служащих. Он занимается подбором кадров для республиканской и территориальной службы, их развитием, различными назначениями и т.д.

По словам проректора, сегодня основными точками, где осуществляется полный спектр деятельности по кадровому обеспечению, являются: администрация президента, аппарат правительства и Минтруда.

— Пока для тематики кадрового обеспечения системы госуправления более важна выработка единых принципов вне зависимости от того, являются ли они федеральными или субъектными. Даже для местных органов самоуправления необходимо составить единые требования, учитывая тот факт, что они не являются частью системы госслужбы. Для начала нужно сделать упор на стандартизацию, а потом уже объединять все функции в едином органе, — добавил специалист.

Экс-руководитель администрации президента Бориса Ельцина Сергей Филатов скептически отреагировал на идею и считает, что нужно делать упор на развитие кадровых служб администрации президента, правительства и ведомств.

— Вроде всё звучит привлекательно, но таким образом мы наслаиваем обязанности одних на других. Отчего появляются новые структуры и так далее? Да от того, что нет доверия тем людям, которые занимаются кадрами сейчас. Ну так просто надо выгнать всех и наладить работу. Мне кажется, что нужно просто серьезно усиливать кадровые управления в разных структурах, ведь формирование кадров в государственной службе все-таки везде проходит различно. Также интересно, если будет создан новый орган, то зачем тогда кадровые службы, существующие сейчас? — отметил Сергей Филатов.

Помимо Казахстана аналогичные службы есть и в западных странах. Во Франции есть два государственных органа, занимающихся вопросами управления государственной службой: Генеральная дирекция и Генеральный совет. Генеральная дирекция государственного управления и государственной службы, действующая на правах министерства, выполняет следующие функции: регулирует численность личного состава государственной службы и денежное содержание служащих; реализует правовые нормы и принципы управления госслужбой; осуществляет межминистерское управление корпусом чиновников; согласовывает и координирует назначения на должности; занимается профессиональной подготовкой, переподготовкой и стажировкой сотрудников. Генеральный совет государственной службы — законотворческий и арбитражный орган, который состоит из равного числа представителей от государства и трех профсоюзов государственных служащих (по 32 человека). Совет обсуждает проекты законов о государственной службе, решает вопросы правового регулирования государственной службы, вопросы подготовки и переподготовки кадров, рассматривает апелляции государственных служащих, проводит досудебное расследование споров, связанных с государственной службой, и т.п.

В США высшими контролирующими органами государственной службы являются конгресс, главное контрольно-финансовое управление при конгрессе США и административно-бюджетное и исполнительное управление администрации президента США. К специальным федеральным органам по управлению государственной службой относятся служба управления персоналом и совет по защите системы заслуг, которым подведомственны кадровые службы министерств и ведомств, генеральные инспекторы и уполномоченные по вопросам служебной этики. Кроме того, существует комитет по этике государственных служащих.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula