Грохот слов громче грохота гусениц

АналитикаСобытия

Чего стоят планы Украины увеличить производство собственных танков «Оплот» сразу в 24 раза

Через год украинский госконцерн «Укроборонпром» планирует увеличить производство танков почти в 24 раза — с нынешних пяти до 120 единиц. И ежегодно поддерживать этот уровень. Такое громкое заяление сделал гендиректор концерна Роман Романов. «В планах на 2015 год развитие основных боевых машин «Оплот» к 40 единицам, а с 2016 года концерн будет производить 100-120 таких единиц ежегодно», — отмечается в сообщении пресс-службы «Укроборонпрома».

Кроме того, предприятия концерна планируют наладить серийное производство бронеавтомобилей «Дозор», которые пока вообще не состоят на вооружении. «В этом году концерн планирует произвести до 50 единиц таких машин, а в дальнейшем выйти на уровень не менее сотни в год», — отмечается в сообщении.

В ближайшее время, как обещает Романов, начнутся опытно-конструкторские работы над беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и системами контрбатарейной борьбы. Как заверяют в госконцерне, в 2016 году будет готова первая 3-координатная радиолокационная станция.

Отметим, что на Украине действительно давно занимаются разработками БПЛА. Причем — целый ряд предприятий, среди которых Чугуевский авиаремонтный завод, ОАО «КБ «Взлет» (г. Харьков), межотраслевой НИИ проблем физического моделирования (г. Харьков), ООО «Юавиа» (г. Киев). Так, «Взлет» создал целую серию БПЛА – «Око-1», «Синица», «Ремез», «Альбатрос». Определенные наработки есть и в государственном аэрокосмическом университете им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт».

Возникает ряд вопросов: действительно ли Украина сможет загрузить свой ВПК столь впечатляющими заказами современных вооружений? Если да — то откуда у Киева, который только и делает, что занимает на Западе деньги, такие внушительные средства?

Заместитель директора Института США и Канады, в прошлом глава Информационно-аналитического центра Министерства обороны России, генерал-майор запаса Павел Золотарев замечает:

— Американцы традиционно оказывают помощь таким образом, чтобы выделяемые деньги всегда оставались в США. То есть — чтобы поставляемая из этой страны военная продукция производилась на ее предприятиях. Так было и когда реализовывалась программа «Нанна-Лугара»: в страны СНГ поступали не «живые» деньги, а уже готовое оборудование, системы охраны, контейнеры для перевозки ядерных отходов и прочее. Так что, Америка не будет помогать Киеву восстанавливать ВПК. Другое дело, что Запад помогает финансово Украине по другим параметрам. А Киев тратит эти деньги на вооружения, совершая определенные бухгалтерские маневры.

Я не думаю, что на производство БМ «Оплот» нужно закладывать огромные средства. Это серийная бронемашина. Речь идет только о наращивании объемов производства. Что касается бронеавтомобилей и беспилотников, то тут также нет никакой новизны в технологиях. Поэтому, по идее, затраты и на них должны быть минимальными.

Вопрос в другом: если украинцы даже в мирное время умудрились развалить свою страну и собственный ВПК, то вряд ли они смогут восстановить все сейчас. А ведь после распада СССР Украина получила три очень сильных военных округа второго стратегического эшелона — Прикарпатский, Одесский и Киевский. Там было сосредоточено громадное количество оружия и техники.

Кроме этого Киеву достался мощный комплекс предприятий оборонной промышленности. Но все это разбазарено и распродано по бросовым ценам. Только в одном украинцы преуспели – в «выращивании» национализма…

— Подобные планы представителей ВПК Украины разобьются о реальность, — считает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков. — Дело в том, что огромное количество важных комплектующих украинцы получали из России. В том числе и по танкам «Оплот» — глубоко модернизированным советским Т-80 ленинградского производства.

Исправить положение Киев может только одним способом – наладив широкую кооперацию с западными производителями. Но в этом случае возрастет цена вооружений, а главное – придется производить их серьезную конструктивную модернизацию для того, чтобы адаптировать те же танки под натовский стандарт.

Всем известно, что украинская оборонка была тесно связана с российским ВПК. Ну кому теперь украинцы собираются продавать двигатели для вертолетов? На западные «вертушки» их никто ставить не будет. Чтобы сохранить производство авиадвигателей, украинским властям придется налаживать производство вертолетов на собственной территории. Что в условиях развала государства и гражданской войны абсолютно нереально.

— Я бы не стал придавать большое значение словам руководителя концерна, поскольку не он решает: выделять ли деньги на гособоронзаказ или нет? Решает правительство, — отмечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — А с бюджетом пока непонятная ситуация. Дебет с кредитом явно не сходится.

Конечно, есть расчет на то, что Украина получит финансовую помощь и от одних, и от других, и от третьих. И ее будет достаточно настолько, что это позволит загрузить мощности ВПК. Но пока все это, по меньшей мере, несерьезно. Надо сказать, что Украина переживает такой период, что невозможно всерьез строить планы даже на два-три года вперед. Непонятно, в каком составе сохранится страна? Сможет ли она себя обеспечить энергией? И так далее. Неопределенность такая, что любые подобные высказывания вызывают сомнения. Думаю, что-то конкретное можно говорить только после того, как решится в любом виде конфликт на Юго-Востоке Украины.

За последнее время Украине было выделено Германией 500 млн. евро, США – 2 млрд. долларов, ЕС – 2 млрд. евро, замечает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

— Надо понимать, что «помощь» Германии и США – это не «живые» деньги, а банковские гарантии, за которые все равно придется платить. Но пока Украина готова брать деньги везде, не заботясь об условиях выплаты, которая, на самом деле, будет зависеть от того, сохранится ли Украина в своем прежнем виде или нет. Так что, речь идет о типичных «временщиках». Они занимают деньги, а представители ВПК эти средства осваивают. Количество произведенных вооружений особо никого не волнует.

Можно, конечно, прогнозировать, что в 2015 году Украина произведет 40 танков – по сути дела, всего лишь один батальон. Но для сравнения: только за последний месяц боев за Донбасс Киев потерял порядка 140 бронемашин.

Главное: никто не знает, что будет с Украиной до конца 2015-го. Ополченцы ведь могут и не остановиться на территории Донбасса и войти в Харьковскую область… А в этих условиях возникает вопрос: а будут ли работать тамошние предприятия над танками или беспилотниками? Так что все подобные планы на 2015-2016 годы – всего лишь разговоры. На деле же есть одно большое желание – освоить деньги! То есть — частично их украсть, не производя технику.

Сейчас основное количество вооружений, которые получают киевские войска – неукраинского производства. Идут крупные поставки бывшей советской техники из Польши. Ситуация сложилась следующим образом: поляки очень хотели, чтобы американцы им бесплатно поставили современное вооружение и никак не могли этого дождаться. А тут представилась отличная возможность «скинуть» старую технику Украине, а взамен получить американское оружие, купленное на деньги американцев же. По-видимому, таким же образом собирается поступить и Чехия, откуда также идут поставки бронетехники на Украину. То же и по беспилотникам: никакие БПЛА Украина создавать не будет, она будет их просто получать из США, как это было в 2014 году.

Фото: Михаил Маркив/ ТАСС

Источник