Андрей Яницкий:Война за Луну и сланцевая революция

ГеополитикаСобытия

Думающие люди планеты уже поняли причины всех войн. Это борьба за рынки и ресурсы

Те, кто еще ориентируются на политические или идеологические разногласия – не читают эти строки. Они – сражаются. И это их право.

Исходя из заявленного, хочу вскрыть одну из причин сегодняшнего положения в Украине. Почему украинские власти, под руководством США и МВФ так усиленно пытаются официально втянуть в войну Россию? Во-первых, есть цель уничтожить как можно большее количество «лишнего» населения планеты. Того населения, которое не вписывается в те самые политические и моральные принципы, которые им хотят навязать. Во-вторых – завладеть ресурсами. В данном случае – России. Я, априори, отношу территории Востока Украины уже к территориям России. И гипотетически, и по факту. В противном случае, войны бы на этих территориях не было. Или – войны за эти территории. За что же продолжает так «бычится» украинская власть, когда инфраструктура региона уничтожена? Есть несколько вариантов ответа.

Сланцы

Так называли еще в советское время всем известные вьетнамки, летние резиновые шлепанцы. Сланец используется давно – это строительный минерал. Из него возводили стены, а позже – самую надежную кровельную черепицу. Что касается того сланца, который может стать альтернативой газу – это глинистые сланцы. Именно они и становятся горючими, вследствие определенных химических реакций. Да и в таком виде – сланец не новость. Его обнаружили еще в 1821 году, в Америке, на глубине 24 метров в городе Буффало. Это было не совсем удачной, с точки зрения окупаемости, пробой. В начале ХIХ века, в 20-х годах добычи горючих сланцев возобновили в Кентукки, потом в Мичигане. И в 80-е – просверлили две скважины в Техасе с применением нового метода – гидроразрыва земных пластов. Вот тут и столкнулись с реальными практическими и экономическими проблемами. Глинистые сланцы образовались около 450 миллионов лет тому назад и залегают очень глубоко и не конкретно. Не такими скоплениями как газ обычный. То есть – как бы размазано по всей территории пласта. Что бы его добыть, приходится закачивать воду, песок и множество всякой химии. Данная смесь под давлением производит разрыв земных пластов. По некоторым оценкам, в Америке на одну скважину может закачиваться до 6-7 тыс. тонн воды, до 200 тонн песка, до 300 тонн всякой химии. А более точно – ядов. Сам факт гидроразрыва возможен под давлением от 500 до 1500 атмосфер и приводит к образованию многочисленных трещин, которые консервируются песком. При контакте с этими ядами обычный минерал становится газом и по трещинам поступает в горизонтальный и вертикальный ствол скважины, и выше. А многочисленные факты нарушения экологического баланса совсем не вопрос для того, чтобы зарабатывать. Слишком уж сланец этот горюч. Как показано в известном американском фильме Джоша Фокса про сланцевую добычу – при контакте с огнем, горит даже вода из под крана. И если учесть, что всего в мире количество горючих сланцев составляет 650 трлн. тонн, что может переплюнуть даже разведанные запасы нефти – станет ясно его проталкивание как бренда. А что входит в состав чудодейственных ядов, превращающих сланцы глинистые в горючие – остается коммерческой тайной.

Периодически в прессе всплывали факты того, что еще при Азарове и Януковиче были подписаны кабальные для Украины контракты с американскими добытчиками на Юзовком сланцевом пласте – с англо-голландской корпорацией Shell, и на западной Украине – в Олесском месторождении, с американской Сhevron. Условия, в самом деле, кабальные. Они позволяют этим фирмам создать государство в государстве, со своими законами, не подконтрольными законам Украины. Вплоть до выселения недовольных жителей с родных насиженных мест и (даже не знаю, как правильно сказать) отбор площадей, на которых будут обнаружены месторождения в определенном договором месте (регионе).

Считается, что две причины движут такими «соглашениями». Первое – желание освободиться от российской газовой зависимости. И второе – полное и одностороннее вложение в разработку месторождений, берут на себя эти разработчики. Вплоть до оборудования и рекультивации земель. Если, конечно, будет еще что рекультивировать. А себестоимость одной скважины составляет в среднем 3-4 млн. долларов.

С Украиной все понятно, но что заставило указанные компании обратиться к европейским месторождениям горючих сланцев?

Экономика.

Если посмотреть на карту маркшейдера США – то сланцевыми месторождениями, находящимися в разработке, она усыпана довольно плотно. Сланцевая американская лихорадка себя оправдывала. Уже в 2009 году Америка обогнала Россию по производству и, главное, экспорту газа. В 2011 году 40% энергетического экспорта из Америки составлял именно сланцевый газ. Но вы же знаете, что такое инфляция. Объем вызвал падение цен на газ, что и произошло в Америке в 2012 году. Произошла неприятность. Вернее, даже не одна, а несколько. Первая – это оборудование для добычи и переработки. Оно довольно дорогое. Конечно, оно окупилось. Но в бизнесе окупаемости мало – важна прибыль. Значит, оборудование надо продолжать эксплуатировать. Еще один казус – нарушение экологического баланса в регионах добычи. И оказалось, что оборудование и экология напрямую связаны между собой. Производством оборудования для разработки месторождений и добычи горючих сланцев, занимается американская компания Halliburton Inc (Халлибертон), принадлежащая (частично) Дику Чейни. Это имя всем знакомо – вице-президент США при Буше-младшем. Так вот, в 2005 году, в момент начала сланцевых бумов, он протащил новый закон, согласно которому, нефтегазовая промышленность США была исключена из Акта о безопасности питьевой воды, из Акта о защите воздуха и из множества других «экологических» законов. Таким образом, Чейни сам себе разрешил убивать экологию родной страны. А может, он не местный, может он рептилоид, как принято сегодня говорить. О рептилоидах рассказ еще впереди. Но вот то, что компания «Халлибертон» производит еще и яды-химикаты для добычи сланцевого газа, упомянуть необходимо. Чейни состоял пайщиком многих химических фирм. Например — Procter & Gamble, погулявшую на отечественных ранках и исчезнувшую… Неудивительно, что травить другие страны ему и подавно не зазорно. Он одним из первых рванул разрабатывать месторождения нефти в оккупированном Ираке. Чейни, кстати, был рьяным сторонником разрешения на применение пыток в США – мол, благодаря пыткам, Америка напала на след бен Ладена. Обама пытки теоретически отменил, но мы-то не можем заглянуть за стены тюремных камер. Вот такой вот Чейни, с младшей дочерью лесбиянкой…

Но это все не помогло – цены на газ в Америке стали падать так стремительно, что не оправдывали себестоимость добычи газа – а сланцевого, особенно.

Потому и ориентируется Америка (и частично Англия) – на новые рынки добычи Европы. Чем это выгодно Европе? Экономически – ни чем. Разработчик вкладывает в добычу и потом поставляет в те страны, в которых добывает сланец. Только теперь продает. За свои доллары.

Политика

Сегодня запасы горючих сланцев обнаружены в Нидерландах, Швеции, Англии, Болгарии, Польше, Литве. Наибольшее количество сланцев предполагалось добыть в Норвегии, Франции, Украине. Лидером признана Польша – в ее недрах можно добывать до 30 млрд. кубометров в год. Но уже не можно. Почти все перечисленные страны приостановили разработки, учитывая экологическую составляющую проекта. Даже небольшая и небогатая Болгария, которая не менее Украины нуждается в энергетической независимости, полностью и навсегда отказалась от разработки месторождений сланцевого газа. И это при том, что Болгария член ЕС и НАТО. И ничего стране эти организации не сделали.

Но замалчивается не только экологический фактор, а сама рентабельность добычи. Американцы не афишируют, что добыча сланца обеспечивает чуть больше 10% от общего объема голубого топлива. Себестоимость – как уже было отмечено – выше традиционного газа. Именно нерентабельность была причиной остановки разработки сланцевых месторождений в СССР.

В чем же политическая составляющая? Именно в том, что европейские страны поняли невыгодность такого рода проектов. Не только по перечисленным конкретным фактам, но и не конкретным. Не конкретно – сколько площадей придется отдать под разработки, потому что сланцы залегают глубоко. Но не вглубь, а вширь. Зарубежные разработчики не могут точно сказать – сколько возможно добыть за один цикл и сколько времени будет составлять такой цикл. Сами американские специалисты столкнулись с этой проблемой на практике. Результат – в США под сланцевые разработки отдана территория большая, чем площадь всей Украины. Но часть шахт уже себя исчерпали, хотя их предполагали использовать 30-49 лет. Учтите, что месторождение предполагает не одну скважину – а тысячи. Безусловно, по факту – это убыток.

Потому, для Америки в продвижении своего сланцевого бренда, остается только одна Украина. Но, поскольку экологические движения в стране воспротивились американской экспансии, пришлось применять политические приемы. Раскачивать любими способами взаимоотношения Украины и России. Это, как видим, удалось. Непредвиденным оказалось сопротивление Новороссии. А именно на этих землях и расположено уже проданное Олесское месторождение. Я лично не знаю, что руководило решением правительства Азарова в тот период, когда они подписывали документы с Shell. Но на этом факте удачно пиарлись их политические оппоненты. Помню, как на одной из прессконференций, посвященной газовым переговорам с Россией представитель «Свободы» выступал категорически против такого ужасного уничтожения экологии Украины. И буквально через некоторе время, уже на ТВ, он же рассуждал, что только разработка сланца даст нам полную независимость от «российкой газовой удавки».

В любом случае, на сегодня известны такие факты. Компания «Еврогаз Украина», в свое время занималась добычей угля в Луганской и Донецкой областях. А владельцем есть Аврамов Иван Ивановичссостоянием в 103 миллиона $. Земляк Порошенко. А Порошенко не бедствовал при Януковиче. Именно на территории компании «Донбассхолдинг» Аврамова и зашла в свое время англо-голландская Royal Dutch Shell. Она планировала инвестировать от 10 до 50 миллиардов долларов в Юзовское месторождение сланцевого газа, расположенное частично в Харьковской области. А его запасы оцениваются в 2 триллиона кубометров.

Еще одна политическая составляющая — в разработке сланцев на Украине лично заинтересован Джо Байден-младший. А вернее – супер-младший – его сын Хантер Байден. Джо – кто не знает – это вице-президент США. В 1974 году редакция журнала Time включила его в число «200 лиц будущего, которые будут делать историю». Это уже не шутки, потому что кровавая история на Украине – то самое будущее, которое продолжает делать и семья Байденов, в том числе. Именно наследник Байдена и владеет некоей компанией Burisma Holdings, которая входит в состав кипрской фирме Brociti Investments Limited. Итак, две влиятельные личности США заинтересованы в развитие своего будущего (а не только бизнеса) на Украине. Это Байден и Чейни. И плевать им на законы и правителей. 14 апреля 2011 года вице-президент США Джо Байден заснул во время речи американского президента Барака Обамы, посвященной сокращению дефицита бюджета страны. Этого достаточно для понимания ситуации. О других странах и фирмах я даже не буду вспоминать. Этого хватит, что бы понять — если такие люди уже вложили доллары во что-то – они их отобьют любой ценой. Цена была озвучена замом госсекретаря США Викторией Нуланд. Сколько было вложено в госпереворот на Украине.

Но политика есть политика – и она обязывает знать своего противника. А Госдеп и американский бизнес – не хочет знать. Юго-Восток Украины перепортил им все планы по ущемлению России в газовом превосходстве. Может, именно поэтому (во всяком случае – одна из причин) власти Украины так остервенело бомбят непокорные регионы. И продолжают их пытаться отвоевать. Тут и кроется ответ на вопрос — зачем им Донбасс. Им не нужны дома, инфраструктура, живые люди, угольные шахты и другие предприятия, которые составят конкуренцию добыче сланца и выработке энергетического ресурса. И чем больше эта земля будет не пригодна для жизни, тем лучше для транснациональных энергетических корпораций.

Но возникает закономерный вопрос. Если добыча сланцевого газа не рентабельна, а сами скважины вырабатываются за пару лет – в чем выгода? А выгода – в устранении конкурента, которым для сланцевых монополистов является Россия, вместе с ее природными месторождениями традиционного газа. Но не только.

Альтернатива

Регулярные съезды и конференции экологов озвучивают версии энергетического коллапса планеты. Рано или чуть позже – ресурсы исчерпаемы. Естественно, не надо быть особо умным, чтобы понять – уже сейчас необходимо искать альтернативные методы получения энергии. Это тем более необходимо, если учесть, что конкретно гидроразрыв, например, ведет к пробуждению уснувших и дремлющих вулканов. В той же Америке. По расчетам Всемирной метеорологической организации, промышленная добыча сланцевого газа увеличит температуру планеты на 3,5 градуса, тогда как максимум, что может позволить себе человечество, это 2,5 градуса. Но это – к слову.

Уже давно активно внедряются так называемые альтернативные методы – но все виды энергий являются вторичными от первоисточника – Солнца. Даже горючие ископаемые. Именно на Солнце происходят термоядерные реакции, выбрасывая в атмосферу огромные потоки энергии. Не буду углубляться в научные термины – я не физик. Но многие слышали такие словосочетания как солнечный ветер и лунный грунт. Именно солнечный ветер распыляет в сфере нашей Солнечной системы частички побочных сверхмощных реакций, происходящих на нашей Звезде. Они оседают в большом количестве на планетах, у которых нет атмосферы. А Земля с атмосферой для этих частиц малодоступна. Хотя и сюда их заносит. Это вещество ученые называют Гелий-3. На Солнце его столько, что общая его масса превышает вес Земли.

На Земле он тоже есть, но в очень малых количествах – всего около 500 кг! Потому производят искусственный гелий – но это уже очень дорогой заменитель. Средняя его цена в среднем 1000 $ за литр. Потому и используют такой гелий для военно-промышленного комплекса. Конкретно – для термоядерного оружия.

А вот на других планетах без атмосферы – гелия предостаточно. Самая ближайшая к нам – конечно, Луна. И космическая пыль, покрывающая планету (во всяком случае, в доступном месте), содержит этот самый гелий. Неприглядное слово «пыль» заменили на культурное «реголит» и вычислили, что всего на Луне может быть от 500 тыс. тонн до 10 млн. этих тонн. Как вычислили? После того как американская экспедиция привезла с Луны этот самый реголит. Я знаю, что существует несколько версий того, что американцы на Луне не были. Но подозрительно другое – NASA не спешит опровергать такую утечку. В любом случае – лунный грунт США подарили Советскому Союзу… Маленький такой кусочек. А себе оставили – около 22 кг. Именно эти подаренные образцы изучал физик Пепин и обнаружил в них солнечный изотоп. Однако это открытие не привлекало внимания вплоть до 1985 года, когда ядерщики из Висконсинского университета во главе с Дж.Кульчински «переоткрыли» лунные запасы гелия. Началась охота за лунным грунтом. Автоматические станции доставили в целом 383 кг. Не отставала и Россия. Ее автоматические станции серии «Луна», доставляла то 100, то 324 грамма. А Лунная программа Китая планирует доставить аж до 2 кг реголита космическим аппаратом «Чанъэ-5» в 2017 году.

Это говорит только об одном – страны лидеры, намерены побороться за первенство доставки и монополию на владение лунным грунтом. И не зря. Американские исследователи пришли к выводу, что при термоядерном синтезе 1 тонны гелия-3 с 0,67 тоннами дейтерия, высвобождается энергия, эквивалентная сгоранию 15 млн. тонн нефти. Значит, нашей планете лунного ресурса гелия-3 должно хватить на пять тысячелетий. К слову, на Юпитере запасы гелия составляют 1020 тонн, чего хватило бы для энергетики Земли до скончания времен. Это, безусловно, очень и очень большая прибыль. Но Юпитер слишком далеко. А содержание гелия-3 в лунном реголите составляет приблизительно 1 г на 100 т. Поэтому для добычи тонны этого изотопа следует переработать не менее 100 млн. тонн грунта.NASA разрабатывала проекты установок по переработке реголита и выделению Гелия-3, но отказалась. Почему – не объясняет. Единственное что озвучили – не выгодно пока. Я склонен не верить американцам в этом вопросе. Все, что касается новых технологий, они засекречивают и замечено – в большинстве случаев – врут. Или не договаривают. Россия наоборот взяла курс на такой знакомый со времен Союза НТП – Научно Технический Прогресс. И разработка добычи и доставки гелия-3 с Луны в том числе, а не только антигравитационный двигатель Леонова.

Россия не скрывала, что ориентирована на доставку лунного грунта, отмечая его экологичность и дополнительную выгоду. При добыче гелия-3 из реголита извлекаются также многочисленные вещества: водород, вода, азот, углекислый газ, азот, метан, угарный газ, — которые могут быть полезны для поддержания самого лунного промышленного комплекса. И подсчитано — высокие затраты на создание развитой инфраструктуры на Луне окупятся сторицей в плане того, что грядет глобальный энергетический кризис, когда от традиционных видов энергоносителей (уголь, нефть, природный газ) придется отказаться. Это не дело завтрашнего дня, но над проектом надо начинать работать уже сегодня.

Это понимают все ученные и политики в мире. Только у кого-то есть возможность, умы и ресурс заниматься этим вопросом, а у кого-то – нет. У Америки все это есть и там так же все это понимают. Неужели вы поверите, что NASA, спонсируя несколько самых фантастических и невероятных космических проектов, откажется от доставки и монопольной продажи всепланетной энергии на Землю? Посмотрите, что спонсирует Америка. Заселить Марс, отправить астронавтов на орбиту Венеры, посадить водные корабли на поверхность морей планеты Титан (проект временно заморожен). Покорение спутника Юпитера – планеты Европа, с помощью специального бота разбивающего ее льды. Именно сейчас этот проект серьезно финансируется. Кстати, для этого проекта и нужна универсальная энергия. Так что не надо рассказывать про отсутствие интереса к гелию и альтернативному мощному виду топлива для не менее мощного двигателя. Далее — отлавливать и изучать астероиды, долететь до Альфы-Центавра, построить для этого столетний корабль….А тут у них «на расстоянии вытянутой руки» – реголит с гелием, и им это не интересно. Не верю. Это такая стратегия – дезориентировать возможных конкурентов. Я не открываю тайну – просто США эту стратегию регулярно используют. Об этом могут свидетельствовать узкие специалисты в области инноваций, которых я буду только рад выслушать. И их замечания, в том числе.

А для США выход один – война с главным конкурентом. Война тут, на Земле. Нет, не ядерная и последняя. Другая война – изматывающая, длительная и по возможности, чужими руками. Что бы Россия не только про Луну забыла, а и в небо голову не успевала поднять, решая земные проблемы.

Источник