Игорь Понкин: о социальной опасности секты «Рэйки»

ОбществоСобытия

Настоящее исследование направлено на ответ на вопрос, нарушают ли права ребенка и могут ли представлять опасность для физического, психического, духовного и нравственного здоровья и развития ребенка обучение ребенка учению и практикам «Рэйки», вовлечение ребенка в группу последователей «Рэйки», использование методик и техник «Рэйки» в отношении ребенка, помещение ребенка в бытовую и коммуникативную среду, в которой активно практикуются методики и техники «Рэйки».

При производстве исследования были использованы методы текстологического, лексического, лингво-семантического, логического и методологического анализа.

Проведенное в рамках поставленного вопроса исследование вероучительных источников «Рэйки» (в другом написании — «Рейки»), без выхода за пределы профессиональной компетенции специалиста, показывает религиозную (псевдоцелительскую оккультно-религиозную) направленность системы «Рэйки» и отсутствие её непосредственного отношения к буддизму. (В настоящем исследовании представлена лишь малая часть из существенно бóльшего объема обнаруженных референтных текстовых фрагментов).

Согласно утверждениям, содержащимся в представленных материалах, «Рэйки» определяется как «древнейшая система исцеления методом наложения рук» и как «высшие духовные целительские практики»[1]. К «Рэйки» относятся многочисленные институциализированные (религиозные секты) и не институциализированные группы последователей (адептов), отдельные адепты. Утверждается, что существует целый ряд течений в рамках общей совокупности адептов «Рэйки» и их объединений, в частности, «Мен Чо Рэйки и Мелицинское Учение Рэйки… отдельные направления системы целительства Рэйки»[2].

Независимо от попыток адептов «Рэйки» называть литературу «Рэйки» «медицинской литературой» и т.п., это — именно религиозная литература. Религиозный характер системы «Рэйки» вытекает не только из религиозной семантики основных письменных источников этой системы и используемой в них специфической религиозной лексики («магическая»[3], «чакры», «карма», «третий глаз», «алтарь», «тантра», «набожный»[4], «божество»[5] и мн. др.), но и подтверждается многочисленными текстами в религиозной литературе «Рэйки», в том числе утверждениями о религиозных молитвах[6], о религиозном поклонении и о религиозном почитании[7] как неотъемлемых элементах практик «Рэйки».

Религиозная литература «Рэйки» переполнена «свидетельствами» произведенных адептами «Рэйки» «исцелений» больных всевозможными заболеваниями (от маточных кровотечений, до онкологии[8] и проч.), но, в действительности, нет никаких оснований признавать такие свидетельства, учитывая оккультно-религиозный (по существу — шарлатанский) характер содержания учения «Рэйки».

Несмотря на содержащиеся в религиозной литературе «Рэйки» высказывания о том, что практики «Рэйки» не исключают медицинскую терапию (такие высказывания призваны обеспечить защиту той или иной секте «Рэйки» или отдельному адепту «Рэйки» на случай судебных разбирательств), в действительности, всё вероучение «Рэйки» носит оккультно-религиозный характер и связано с псевдоцелительством, основанным на этом вероучении и содержащихся в нём антинаучных представлениях о человеческом организме. Считать учение «Рэйки» медицинским нет никаких юридических и фактических оснований, а применяемые в «Рэйки» псевдоцелительские методики не могут быть совместимы с медицинским лечением (независимо от обратных утверждений апологетов «Рэйки»), поскольку имеют прямое отношение к религиозному оккультизму.

Об этом вполне открыто говорится непосредственно в религиозной литературе «Рэйки», например: «Медицинское учение Рэйки, как дисциплина, практика и учение,… снабжает нас набором методов, найденных в Тантре…»[9]. При этом «самой основой науки целительства»[10] позиционируется антинаучное, оккультно-религиозное учение «тонких вибраций», «вибрационных уровней»[11] и т.п.

Многие содержащиеся в религиозной литературе «Рэйки» рекомендации и методики носят откровенно неадекватный, абсурдный характер. Приведем некоторые примеры:

«Положите листы бумаги в коробку и спрячьте ее. Нарисуйте пальцем третий, второй и первый символы в направлении коробки, повторяя по три раза соответствующие названия. Начиная со следующего дня, каждый день таким же образом посылайте энергию. Результат будет лучше, если каждый день вы будете вытаскивать листы из коробки и посылать энергию по отдельности каждому листу. Вы также можете использовать эту технику для того, чтобы проводить дистанционное лечение ваших друзей и членов семьи. Просто напишите их имена на листе бумаги или положите в коробку фотографии»[12]; «Если во время даваемых вами сеансов Рэйки вы ощущаете жар в груди, во рту или в носу, то вы можете передавать энергию через дыхание. Вдохните через нос. Вытяните губы так, как будто вы свистите. Мягко выдыхайте на область, в которую вы хотите послать Рэйки»[13]; «Закройте глаза и представьте себя своим любимым деревом»[14]; «Если в вашей местности стоит засуха, равновесие природных сил нарушено и давно нет дождя, то беде можно помочь. Встаньте прямо, смотрите вверх, в ту точку, откуда должен пойти дождь. Начните излучать энергию Рэйки с намерением собрать тучи. Продолжительность сеанса — примерно тридцать минут, количество сеансов — до результата»[15]; «Если атмосфера уже загрязнена радиоактивными, химическими или бактериологическими веществами, сделайте следующее. Поставьте дистанционный символ на место загрязнения. Соедините потоком Рэйки небо и землю. Постарайтесь выбросить загрязнение в Космос, за пределы Земли, где оно не опасно»[16].

Очевидно, что подобного рода шарлатанские псевдоцелительские и прочие методики и практики являются грубейшим нарушением Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (часть 7 статьи 69), четко устанавливающего, что «к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов» (часть 1 статьи 50). Тем более, оказываемые адептами «Рэйки» услуги оккультно-магического характера, а именно это и составляет суть их псевдоцелительских практик, не имеют никакого отношения к медицине, носят крайне антинаучный характер и опасны для здоровья людей.

Еще одна рекомендуемая методика, как указывается, «состоит из трех частей, каждая из которых продолжается одну неделю. В первую неделю участники должны смеяться по три часа каждый день без всякой на то причины… Во вторую неделю участники должны были беспричинно плакать… Результаты этого метода удивительны, и я могу с самой большой теплотой рекомендовать его каждому, кто интересуется духовным ростом»[17].

Приведем еще один пример: «Инициируйте поток энергии Рэйки. Поставьте на свою голову или голову пациента третий знак Рэйки, через минуту усильте поток первым знаком чо-ку-рэй… Представьте, что вы находитесь в кабине лифта. На стенах его расположены зеркала и кристаллы, из которых искрится свет. Лифт начинает двигаться, слышится тихая музыка. Вам не терпится узнать, где вы оказались. И вот лифт останавливается. Когда дверь откроется, вы окажетесь в одной из прошлых жизней, а именно в той, в которой был приобретен важный спиритический опыт»[18].

Очевидно, что выше описаны техники вхождения в транс, перехода в измененное состояние сознания. Детальный анализ последствий применения таких техник к детям требует специального исследования детскими психологами и психиатрами. Однако совершенно очевидна противоправность применения таких техник в отношении детей, это является грубейшим нарушением установленного Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрета распространения информации, угрожающей психическому и духовному здоровью детей (пункт 4 статьи 2 и др.), а также нарушением Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

И сами апологеты «Рэйки» понимают, что такого рода высказывания обоснованно воспринимаются как абсурдные и очевидно антинаучные. Отсюда рекомендации подобного рода: «Не рассказывайте об этом никому, чтобы вас не подняли на смех, не считали сумасшедшим, чтобы вас не обвинили в черной магии…»[19].

Предупреждение относительно возможности «обвинения» в занятиях «черной магией» вовсе не случайно. Религиозная литература «Рэйки» содержит множество характерных текстов, которые в понятиях традиционной российской культуры обоснованно могут оцениваться как имеющие непосредственное отношение к религиозному сатанизму, как следствие — при вольном или невольном ознакомлении ребёнка с ними могут причинить существенный ущерб нравственному, духовному и психическому здоровью и развитию ребенка. Приведем несколько примеров такой информации, содержащейся в религиозной литературе «Рэйки» и способной привести к психотравмирующему устрашению ребенка:

«…я мгновенно поднимаюсь словно Секретный Хранитель, Владыка Ваджрапани, обладающий великой магической силой, черно-синего цвета, одноликий и двурукий, с тремя красными вращающимися глазами, в правой руке я поднимаю к небу железный пятиконечный метеоритный Ваджра, который искрится и вспыхивает светом. В левой руке… я держу черное лассо для связывания демонов. Я одет в кладбищенские одежды и моя форма украшена кладбищенскими орнаментами. Я показываю форму Ваджры Ракшаса. Я стою на трупе демона болезни в наступательной позе. Я окружен языками Огня Мудрости»[20];

«я встаю как Хайягрива, Благородный Лорд Семьи Лотоса, ярко-красный, одноликий, двурукий и трехглазый. С угрожающим видом… Моя правая рука над головой держит деревянную дубинку…, моя левая рука держит на уровне сердца в Предотвращающем Жесте железный крюк и лассо. Мои волосы, борода и брови пылают огнем. Из моего отверстия Брахма (макушки головы) выходит зеленая голова жеребца, чье ржание потрясает Вселенную Сложенную в Три Тысячи Раз. Я одет в кладбищенские одежды и моя фигура украшена кладбищенскими, орнаментами. Вокруг моей шеи мала из 54 свежесрезанных человеческих голов. Я стою в центре языков Огня Мудрости»[21].

«Рядом с нами существуют не только животные, птицы и рыбы. К сожалению, присутствуют и чужеродные сущности, энергии людей, которые умерли, но не перешли в мир духа… Иногда они внедряются в центральную нервную систему человека… Когда паразитирующая сущность изгнана, пациент быстро меняет поведение и нередко переживает спонтанное исцеление. Чужеродные сущности — это развоплощенные духи, застрявшие между двумя мирами. Чужеродные сущности впиваются в чакру, посредством которой проникают в нервную систему, где и ведут свое паразитическое существование… Энергия чужеродной сущности перемешивается с энергией живого человека, что вызывает настоящий хаос в энергетическом поле… От чужеродных сущностей или энергий страдает каждый четвертый. Порой паразиты действительно оказываются злонамеренными духами, иногда это просто растерянные люди из иных мест и времен. Чужеродные сущности питаются энергией чакр и центральной нервной системы»[22];

«Взывание к Хайягриве. Передо мной… появляется Хайягрива… с одним лицом, двумя руками и с тремя красными вращающимися глазами, темно-красного цвета как пылающий уголь, стоящий в наступательной позе, пылающий в ужасном гневе…, на нем мала из 54 свежесрубленных человеческих голов, правая рука поднята к небу, держит над его головой деревянную дубинку кадира, его левая рука в предотвращающем жесте держит на уровне его сердца лассо для связывания демонов; из отверстия Брамина (макушка головы) возвышается зеленая голова боевого жеребца… Ничто не может причинить ему зло. Он окружен пылающим Огнем… Хайягрива — охранник, защитник в опасных ситуациях… Он легко расправляется с демонами, вызывающими эпилепсию, слабоумие, шизофрению, одержимость. Мы визуализируем других, сидящими рядом с нами и огонь чистит также и их ауру»[23];

«Взывание к ваджрапани. Передо мной… манифестируется Ваджрапани… с одним лицом, двумя руками и тремя красными вращающимися глазами, темно-синего цвета полуночного неба, стоящий в наступательной позе, пылающий в ужасающем гневе, над троном из многоцветного лотоса и солнечного диска, наступая на врагов и создателей помех, одетый в украшения из кости, накидку из тигровой шкуры, и с Малой из 54 свежесрубленных человеческих голов, правая рука протянута к небу, держит 9-конечную метеоритно-железную Ваджру, левая рука в предотвращающем жесте держит черный аркан для связывания демонов. Он окружен языками пламени Огня Мудрости»[24].

Подчеркнем, что выше описаны, по существу, религиозные обряды «Рэйки». Более того, в ряде религиозных сект системы «Рэйки» (в частности, в религиозной группе «Мен Чо Рэйки», г. Москва) осуществляется религиозное поклонение именно такого рода объектам (оцениваемым в понятиях традиционной российской культуры как имеющие отношение к религиозному сатанизму) и их религиозное почитание[25]. Указанное обстоятельство дает основания считать, что существует высокая вероятность ознакомления несовершеннолетних с вышеуказанными текстами их родителями, являющимися адептами «Рэйки».

Очевидно, что внушение ребенку вышеуказанных оккультно-религиозных убеждений, обучение его такому учению, вовлечение ребенка в осуществление таких оккультно-религиозных практик способны причинить существенный вред психическому, духовному и нравственному здоровью и развитию ребенка, будет разрушительным для его духовного и нравственного здоровья.

С точки зрения Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», это не что иное, как информация, вызывающая у детей страх (психотравмирующий), ужас или панику и, в силу этого, ограниченная в распространении среди детей определенных возрастных категорий (по смыслу пункта 2 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона).

Целый ряд содержащихся в литературе «Рэйки» рекомендаций представляет серьезную опасность и для физического здоровья ребенка.

Предлагаются, в частности, такие рекомендации: «Если у вас возникло подозрение, что продукты могут быть несвежими или несъедобными, а других продуктов нет, то можно сделать следующее. Посмотрите на продукты и начните передавать Рэйки с намерением вывести токсины из вашей еды. Продолжайте до полного насыщения продуктов Рэйки. Затем спокойно можете есть. Теперь ваш организм благополучно переварит эти продукты»[26]; «Вы можете оздоровить продукты питания с помощью энергии Рэйки. Вам достаточно взять продукты или уже приготовленное блюдо в руки и подержать так десять минут. После этого все вредные вещества в них нейтрализуются и прием пищи становится абсолютно безвреден»[27].

Очевидно, что реализация таких антинаучных и безответственных советов на практике в отношении пищевых продуктов, предлагаемых ребенку, может привести к сильнейшему его пищевому отравлению, а в некоторых случаях — к гибели ребенка.

Такие рекомендации усугубляются еще более неадекватными рекомендациями по поведению при отравлении: «Положите одну руку на точку, находящуюся примерно на 3 см ниже пупка, а другую — на верхнюю часть лба, на линию, где начинают расти волосы. Почувствуйте энергию в руке, лежащей на лбу. Мысленно скажите: «Пожалуйста, избавь мое тело от яда»«[28].

Купирование болевых синдромов предлагается осуществлять с помощью оккультно-религиозных пассов руками, а также специальных оккультно-религиозных медитативных практик: «…расслабь это место… и снова представь и ощути, как сияющая энергия Рэйки входит и боль успокаивается… больная часть тела сияет Светом Рэйки… боль ушла. Теперь снова загляни в больную часть тела. Посмотри, какого она теперь цвета и как она ощущается… Если Ты все еще ощущаешь остаточную боль, тогда снова визуализируй сияющий, белый поток Рэйки в это место и полностью заполни его Светом Рэйки. Твоя боль ушла… Ты чувствуешь данный участок тела здоровым…»[29]. В рамках «Рэйки» известны и медитативные практики под красноречивым названием «Принять болезнь как посланника»[30].

Вышеописанные шарлатанские методики никоим образом не могут быть допущены для применения в отношении несовершеннолетних, запрещены для такого применения Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Особую опасность для несовершеннолетних представляет комплекс религиозных практик, семантически связанных со смертью.

Предлагаемая медитативная практика «Работа со страхом смерти» предполагает следующие действия: «Представь себе, что Ты находишься в предсмертном состоянии… Теперь представь себе, что Ты все ближе и ближе приближаешься к смерти… Представь себя на смертном одре… Представь себе, что Ты еще больше приближаешься к смерти… Теперь наступает непосредственный процесс умирания… Твоя сила. Твоя сущность. Твоя душа начинают покидать Твое материальное тело… Помни, что Ты приобрел новые представления о процессе умирания и о смерти…»[31].

В этом же смысловом ряду и предлагаемый адептам «Рэйки» семинар «Подготовка к смерти с Рэйки», в рамках которого «участники знакомятся теоретически и практически с эффективными практиками подготовки к смерти и посмертным состояниям»[32].

Такого рода информация, транслируемая на несовершеннолетних, предлагаемая им к ознакомлению и изучению (тем более — такого рода практики, предлагаемые несовершеннолетним для осуществления), подпадает под запрет распространения среди детей, установленный пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Следует особо подчеркнуть, что некоторые апологеты «Рэйки» сами подтверждают опасность религиозных практик «Рэйки» для здоровья детей: «Для детей лично я не стал бы рекомендовать ничего, кроме первой ступени Рэйки, поскольку необходимость хранить символы «в секрете» может обернуться стрессом для ребенка и создать у него чувство вины»[33].

Тем не менее, целый ряд оккультно-религиозных практик в системе «Рэйки» непосредственно предназначен для обязательного осуществления именно в отношении несовершеннолетних: ««Костяк Ф.И.О. развивается по максимально правильной и гармоничной программе». [Эта словесная формула полезна для детского организма, когда вы видите искривления в любой части позвоночника, или заворачивание тела вовнутрь («загребание» ногами, (перекос в плечевом поясе и другие)»[34]; «Улучшение умственных способностей ваших детей. С этой целью передавайте Рэйки каждый день на голову вашего ребенка. Результат постепенно скажется»[35]; «Рэйки действует одинаково хорошо и для маленького ребенка, и для тяжелобольного человека»[36]; «…читаем Мантру, направляем луч на человека. Делаем это также для продления жизни и здорового человека, включая детей. Для очистки помещений и Отпуска Застрявших Душ»[37].

В завершение обоснованно отметить также еще два момента, имеющих существенное значение для понимания сути «Рэйки». Приверженность учению «Рэйки» несет в себе определенные угрозы разрыва социальных связей адепта. Например, в качестве т.н. «духовного послания» предлагается следующее: ««Ты легко заменяешь привязанности на щедрость и сострадание ко всему сущему!»… И помните: если вы сделали какому-нибудь человеку или себе духовное послание, то действие энергии Рэйки следует подкрепить и определенными личными усилиями. Не рассчитывайте. что энергия Рэйки сделает все за вас сама»[38]. Кроме того, характерно неприязненное и крайне невежественное (сочиняются откровенные нелепицы) отношение учения «Рэйки» и его автора Усуи к христианству: «Теперь давайте перейдем к несчастным христианам… Пользуясь их собственными выражениями, могу сказать, что если они не следуют строгим правилам, они будут прокляты навечно… Я читал Новый Завет и обнаружил, что образ Христа далеко от яростного и мстительного… Христос мне кажется похожим на мужскую форму… Леди Милосердия…»[39].

Выводы. Учение и практика «Рэйки» представляют опасность для здоровья ребенка. Содержание и направленность исследованной религиозной литературы «Рэйки» и описаний соответствующих религиозных практик «Рэйки» необходимым и достаточным образом свидетельствуют о существенной опасности для здоровья и развития ребенка вовлечения этого ребенка в религиозную группу последователей «Рэйки», обучения ребенка учению и практикам «Рэйки», какого-либо использования методик и техник «Рэйки» в отношении ребенка, а равно помещения ребенка в бытовую и коммуникативную среду, в которой активно практикуются оккультно-религиозные методики и техники «Рэйки». Такие действия в отношении ребенка являются грубейшими нарушениями прав ребенка (на защиту его здоровья и его физического, психического, духовного и нравственного развития и др.), гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Понкин Игорь Владиславович, председатель правления РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, доктор юридических наук, профессор


[1] См., например: Гец Н. Предисловие к русскому изданию // Медицинское учение Рэйки. Введение в тайные тибетские практики: Пер. с англ. Ю. Шустиковой и Э. Доронкиной. — [Без указания места издания и издательства], 2011. — С. 7.

[2] Медицинское учение Рэйки. Введение в тайные тибетские практики: Пер. с англ. Ю. Шустиковой и Э. Доронкиной. — [Без указания места издания и издательства], 2011. — С. 9.

[3] Медицинское учение Рэйки. Введение в тайные тибетские практики: Пер. с англ. Ю. Шустиковой и Э. Доронкиной. — [Без указания места издания и издательства], 2011. — С. 124.

[4] См., например: Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 6-11. (Номера страниц приведены не по сквозной нумерации, а как расставлены на самих страницах данного источника).

[5] См., например: Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 28.

[6] См., например: Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 25, 28, 30 и др.

[7] См., например: Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 10-13, 25, 27 и др.

[8] См., например: Кашлинская Л. Рэйки — путь к выздоровлению. — СПб.: Золотой век, 2002. — С. 107-108.

[9] Медицинское учение Рэйки. Введение в тайные тибетские практики: Пер. с англ. Ю. Шустиковой и Э. Доронкиной. — [Без указания места издания и издательства], 2011. — С. 115.

[10] Медицинское учение Рэйки. Введение в тайные тибетские практики: Пер. с англ. Ю. Шустиковой и Э. Доронкиной. — [Без указания места издания и издательства], 2011. — С. 115.

[11] Медицинское учение Рэйки. Введение в тайные тибетские практики: Пер. с англ. Ю. Шустиковой и Э. Доронкиной. — [Без указания места издания и издательства], 2011. — С. 112-116.

[12] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 54. Здесь и далее по этому источнику — номера страниц даны по предоставленному электронному файлу данной книги и могут не совпадать с номерами соответствующих страниц в бумажном издании.

[13] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 57.

[14] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 82.

[15] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 68.

[16] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 73.

[17] Петтер Ф.А. Рэйки: наследие доктора Усуи. — Киев: «София»; ИД «Гелиос», 2001. — С. 125.

[18] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 66.

[19] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 73.

[20] Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 27.

[21] Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 29.

[22] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 71-72.

[23] Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 14, 38.

[24] Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 13.

[25] Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 13-14.

[26] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 68

[27] Кашлинская Л. Рэйки — путь к выздоровлению. — СПб.: Золотой век, 2002. — С. 98.

[28] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 47.

[29] Кашлинская Л. Рэйки — путь к выздоровлению. — СПб.: Золотой век, 2002. — С. 68.

[30] Кашлинская Л. Рэйки — путь к выздоровлению. — СПб.: Золотой век, 2002. — С. 56—60, 113-116.

[31] Кашлинская Л. Рэйки — путь к выздоровлению. — СПб.: Золотой век, 2002. — С. 83-85; полный повтор на с. 127-128, 130.

[32] Кашлинская Л. Рэйки — путь к выздоровлению. — СПб.: Золотой век, 2002. — С. 140.

[33] Петтер Ф.А. Рэйки: наследие доктора Усуи. — Киев: «София»; ИД «Гелиос», 2001. — С. 10.

[34] Рэйки Усуи Плюс: Сборник. (Без указания места и года издания и издательства). — С. 6.

[35] Спичак И.Г. Чудо исцеления, или Волшебная сила Рэйки. — СПб.: Издательский дом «Крылов», 2008. — С. 61.

[36] Петтер Ф.А. Рэйки: наследие доктора Усуи. — Киев: «София»; ИД «Гелиос», 2001. — С.15.

[37] Мен Чо Рэйки (Медицинское Учение Рэйки): Первая Ступень (Папка Практик). (Без указания места и года издания и издательства). — С. 38.

[38] Рэйки Усуи Плюс: Сборник. (Без указания места и года издания и издательства). — С. 4.

[39] Медицинское учение Рэйки. Введение в тайные тибетские практики: Пер. с англ. Ю. Шустиковой и Э. Доронкиной. — [Без указания места издания и издательства], 2011. — С. 155.

Источник