«Нефтяное оружие может быть применено против России»

АктуальноТочка зрения

Профессор Валентин Катасонов опасается не падения цены на нефть, а западных махинаций на финансово-кредитных рынках

Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий с 1 января 2015 года направлять дополнительные нефтегазовые доходы, предназначенные для пополнения Резервного фонда, на покрытие дефицита бюджета, сообщает Lenta.ru. Документ опубликован на портале правовой информации.
Закон разрешает использование дополнительных нефтегазовых доходов на замещение госзаимствований не только на стадии исполнения, но и планирования федерального бюджета. Как ранее отмечал глава комитета нижней палаты по бюджету и налогам Андрей Макаров, это изменение позволит дополнительно использовать примерно 500 миллиардов из Резервного фонда уже в 2015 году.
Действующее «бюджетное правило» предписывает направлять нефтегазовые доходы, получаемые сверх базовой цены на нефть (96 долларов за баррель), в Резервный фонд.
Согласно проекту федерального бюджета на 2015-2017 годы, направленному в Госдуму, в этот период объем внешних заимствований ежегодно будет составлять 7 миллиардов долларов. В 2015 году объем чистых поступлений в бюджет составит 3,696 миллиарда долларов, остальная сумма будет израсходована на обслуживание и погашение внешнего долга. В 2016-м объем чистых поступлений Минфин оценивает в 5,685 миллиарда и 3,719 миллиарда долларов.
В текущем году на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры Минфин России отказался от внешних заимствований. Исполнить план внутренних заимствований российским властям также пока не позволяет высокая стоимость привлечения средств. В результате выпадающие доходы бюджета приходится покрывать за счет дополнительных доходов от высоких цен на нефть. Для этого Минфину пришлось вносить изменения в бюджет.
Ранее министр финансов России Антон Силуанов заявил, что бюджет России в долгосрочной перспективе ждут проблемы с доходами. По его словам, основной причиной станет снижение налоговых поступлений от нефтегазового сектора.
Тем временем, как сообщает РИА Новости, мировые цены на нефть снизились в ходе торгов понедельника на фоне сообщений о том, что ОПЕК не будет сокращать производство для уменьшения избыточного предложения, свидетельствуют данные торгов.
По состоянию на 8.37 мск цена ноябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude Oil опускалась на 0,36% — до 91,98 доллара за баррель. Стоимость ноябрьских фьючерсов на легкую нефть марки WTI снижалась на 0,08% — до 89,67 доллара за баррель.
Несмотря на превышение предложения над спросом на рынке нефти, организация стран-экспортеров нефти, вероятно, не будет сокращать добычу нефти до проведения встречи 27 ноября, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Согласно государственным отчетам, производство США приближается к максимальному уровню с 1986 года. В августе Международное энергетическое агентство понизило прогноз мирового спроса на нефть в текущем году. Сокращение прогноза связано с низким показателем поставок во втором квартале текущего года, а также со снижением Международным валютным фондом прогноза по росту мирового ВВП.
«Добыча нефти снижает цены на черное золото, в то время как спрос удерживается на низком уровне, что вызвано замедлением глобального экономического роста», — отмечает аналитик Samsung Futures Inc. Хон Сун Ки (Hong Sung Ki), чьи слова приводит агентство.
Ситуацию анализирует в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор МГИМО Валентин Катасонов.
Весьма печально, что нет российского бюджета, а есть лишь некие небесные облака. Полный позор для России, что доходная и расходная части госбюджета изменяются в зависимости от цен черного золота на мировом рынке! Россия не управляет собственной экономикой и бюджетом! Это было недопустимо в Советское время, когда госбюджет не пересматривали и не корректировали, а всегда строго отчитывались за исполнение бюджетного плана.
Что ныне мы имеем?! На бегу видоизменяется российский госбюджет, все цифры плывут, а цена на черное золото уже опустилась ниже нормативной отметки, закладываемой в изначальный бюджет. Мне трудно предположить и понять, насколько понижение цены на нефть является устойчивой тенденцией. Уж давно говорили о том, что нефтяное оружие может быть применено против России. Но долго оно применяться не может, потому что задействованы многие интересы – американская энергетика зависит от цен на черное золото, а низкая стоимость нефти приводит к нерентабельности проектов по разработке нефтяных месторождений, по добыче и переработке сланца. Только в течение двух месяцев могут так трясти российскую экономику. Я не думаю, что таковая цена на нефть продержится долгое время. В России есть определенная подушка безопасности – суверенные фонды.
Вслед за событиями 1985 года, когда Саудовская Аравия обрушила рынок черного золота после американских уговоров, саудиты провели жесткий разбор полётов, ведь долгое время эта страна не могла прийти в себя. Также Америка не выполнила некие тайные обещания перед Саудовской Аравией. Поэтому ныне стало сложнее уговорить саудитов повторить тот трюк. Я внимательно слежу за отношениями между Эр-Риядом и Вашингтоном, поэтому отмечу, что ныне американцам не удается провести успешные переговоры с саудитами. Также на двухсторонние отношения влияют события на Ближнем Востоке, наметились серьезные расхождения по сирийскому вопросу, пробежал холод между Вашингтоном и Эр-Риядом. Я не верю, что саудиты прогнутся под Америку, как было в 1985 году, поэтому я не стал бы драматизировать ситуацию с падением цен на нефть.
Но обращу внимание на следующую деталь: у России мощная подушка безопасности, в Резервном фонде и в Фонде национального благосостояния хранится большой запас валюты. На эти два фонда приходится половина всех валютных резервов страны, другая часть принадлежит Центральному банку. Отмечу одно обстоятельство, которое напрямую не связано с нефтью, — запрет на предоставление российским банкам и компаниям длинных и средних кредитов. За минувшие годы в России привыкли к такой системе, когда банки и компании рефинансировали свои долги за счет новых займов на кредитных рынках Европы и Америки. Однако ныне этого сделать уже нельзя, поэтому российские компании и банки выстроились в очередь за деньгами к нашим двум суверенным фондам. Но существует опасность, что западные кредиторы потребуют все и сразу! В этом обстоятельстве многое зависит от условий договора — если финансово-экономическое положение компаний или страны, где они пребывают, переходит некую красную черту, то кредитор может требовать всё и сразу.
К чему эти рассуждения?! Наши суверенные фонды могут обнулиться, но не в результате манипуляций на рынке черного золота, а в результате манипуляций на финансово-кредитных рынках. Это меня настораживает, поэтому в одной из своих статей я подчеркивал, что необходимо с упреждением объявить дефолт по нашим внешним обязательствам. В свою очередь, введение западных санкций противоречит международному праву. Почему Запад может нарушать международное право, а Россия должна четко выполнять условия кредитных договоров?! Мы должны заявить о своей позиции! Признаюсь, меня волнует состояние наших валютных резервов, которые могут быстро растаять, но не по причине манипуляций на рынке черного золота, а из-за махинаций на финансово-кредитных рынках.

Источник