Крым: болевые точки

СобытияЭкономика

Заметки о перспективах социально-экономического развития полуострова

Недавно правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Реализация этой программы, по оценкам экспертов, позволит в течение ближайших пяти лет примерно вдвое увеличить валовой внутренний продукт республики.

В том числе, восстановить животноводческие отрасли, вывести на новый технологический уровень рыбную, химическую, пищевую промышленность, поднять курортно-туристическую сферу, судостроение, энергетику, транспортную и телекоммуникационную сети.

Выполнение Федеральной целевой программы (ФЦП) благотворно скажется и на социальной ситуации. Появляется возможность создать более 40 тыс. новых рабочих мест. Однако некоторые важные секторы комплексного экономического развития полуострова пока остаются под вопросом, а именно в их воплощении в жизнь заинтересовано большинство крымчан. Эти же секторы имеют прямое отношение к экономическим и, в целом, экономико-политическим позициям России в Черноморском регионе. Да и к экономическому потенциалу всего Юга нашей страны – тоже.

Скажем, намечается поэтапно перепрофилировать порты Феодосии и Евпатории в дополнительные курортно-туристические зоны, а портовую нагрузку в регионе – грузовую и пассажирскую – сконцентрировать в Севастополе и Керчи.

При этом не исключено, что феодосийский и евпаторийский порты вскоре будут закрыты. Что может привести не только к дальнейшей перегруженности азовско-черноморского порта Керчь, но и к тому, что Севастополь, военно-морская цитадель России на Черном море, будет постоянно соседствовать с растущим количеством иностранных торговых и круизных судов. Соседство такого рода, если учесть технические возможности гражданских судов в исполнении «просьб» иностранных спецслужб, едва ли целесообразно. Полагаю, этот негативный фактор может и должен быть принят во внимание в дальнейшем развитии региона.

Что касается Керчи, то здесь порт с мая 2014 г. работает, можно сказать, с хронической сверхперегрузкой, но может быть частично разгружен. При условии, что будет создан коридорно-мостовой переход через Керченский пролив. Но этот проект будет реализован, в лучшем случае, к 2018 году. Так что дополнительная нагрузка на Керченский порт, скорее всего, лишь усугубит ситуацию с пропуском грузом и пассажиров как в Крым, так и в обратном направлении. Поэтому, считает Владимир Картышев, замдиректора ГУП РК «Крымские морские порты», нельзя «махнуть рукой» на развитие крымского портового хозяйства. И «неразумно, имея вокруг море и 4 тысячи квалифицированных специалистов в этом хозяйстве, закрывать порты Феодосии и Евпатории». Эти порты, убежден В. Картышев, «нужно переквалифицировать на определённые маршруты и грузы, усовершенствовать их причалы и подходы к ним».

По его оценкам, возможный среднегодовой грузооборот портов региона, – до 20 млн тонн. И «если взять за основу базовую ставку 5 долларов на портовое обслуживание тонны груза, плюс портовые сборы, то получится, что порты Крыма в состоянии сами себя окупать». В. Картышев предлагает более тщательно просчитать все плюсы и минусы от закрытия портов в Евпатории и Феодосии в контексте экономики и транспортной системы всего региона,

В этой связи нелишне напомнить, что еще в начале 1950-х гг. в рамках готовящейся программы долгосрочного социально-экономического развития Крымской области РСФСР грузопотоки на полуостров и с полуострова планировалось равномерно распределить между его портами.

Кстати, еще и для того, чтобы предотвратить «закупорку» или недозагрузку сухопутных авто- и железнодорожных магистралей, примыкающих к крымским портам. Но после 1954 года об этой программе вроде как забыли… А что теперь? Ведь те же феодосийский и евпаторийский порты и смежная с ними инфраструктура – это тысячи стабильных рабочих мест. Не говоря уже о транспортной и экономической значимости и этих портов, и примыкающих железных дорог, связанных в единую технологическую цепочку.

Не менее важный социально-экономический вопрос – восстановление восточно-крымской черной металлургии (в Керченском районе) на базе крупных местных запасов железорудного и марганцевого сырья. Многие эксперты считают этот проект одним из базовых в плане индустриализации региональной экономики. Тем более что в металлургическом – Камыш-Бурунском районе полуострова, что вблизи г. Керчь,- нет курортно-туристических объектов, и их строительство не планируется. Но восстановление и развитие крымской металлургии пока не предусмотрено в ФЦП.

Вместе с тем министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской недавно поручил «учесть в программе по геологоразведке на 2014 год необходимый объем работ по изучению железных руд и других полезных ископаемых в Крыму». Как отметил министр, содержание железа в керченских рудах в целом невысокое, но их неглубокое залегание «позволяет осуществлять добычу открытым (карьерным) способом». То есть, себестоимость добычи и переработки сырья будет низкой, как и прежде. Кроме того, по данным министра, в структуру камыш-бурунских руд «входит 1–2% марганца, что компенсирует недостаток содержания непосредственно железа в этих рудах.

Камыш-Бурунский комбинат, напомним, работал с 1939 года на базе крупных месторождений высококачественного сырья в том же районе. И хотя это сырье добывается с середины XIX века, его запасы далеко не исчерпаны.

Однако после развала СССР этот уникальный комплекс почти обанкротили. И в начале 2000-х гг. предприятие стало в незначительных объемах выпускать лишь некоторые виды стройматериалов и химикатов…

Директор Института реформирования общественных финансов, эксперт Института системного анализа Владимир Климанов в разговоре со мной уточнил, что предлагаются проекты восстановления крупного Камыш-Бурунского железорудного комплекса вблизи Керчи (не работает с конца 1990-х гг.). «Но он многие десятилетия работал в кооперации с расположенной в Донецкой области мариупольской «Азовсталью», поставляя этому заводу рудный агломерат». Теперь эти связи прекращены. А «в каком объеме эта крымская продукция может быть востребована в российской черной металлургии, – вопрос требует дополнительного и весьма тщательного изучения».

Другие эксперты полагают, что металлургические полуфабрикаты Камыш-Бурунского завода, если его восстановят, наверняка будут востребованы, во-первых, в соседнем Краснодарском крае (ввиду отсутствия железосодержащих руд), если там будет развиваться черная металлургия (первый в крае металлургический завод в г. Абинск работает с 2011 г., используя сырье из отдаленных регионов страны). Или, во-вторых, – в близлежащей Ростовской области в случае расширения там металлургических мощностей.

Экс-министр энергетики РФ Юрий Шафраник и ряд других экспертов обращают внимание на тот факт, что пока медленно осваиваются крупные запасы нефти и газа на крымском шельфе.

Запасов нефтегазового сырья столько, что за их счет можно полностью обеспечить спрос на газ не только в Крыму, но и в соседних районах Краснодарского края. Газа, заметим, достаточно и для местного производства готового продукта – сжиженного газа, всё более востребованного в России, СНГ и Европе. Как считает Ю. Шафраник, временные, пожарные меры по газо- и энергоснабжению Крыма в связи с небезызвестной политикой Украины – «это отнюдь не решение накопившихся энергопроблем на полуострове и, тем более, эти меры не могут заменить собой комплексного развития крымской энергетики».

Нет пока ясности, например, и с развитием мощностей по переработке сельхозсырья, а также – с освоением колоссальных запасов рыбного, химического и фармацевтического сырья в бассейне моря-озера Сиваш (северо-восточный Крым). Как и с восстановлением хлопководства и субтропического земледелия, директивно «закрытых» в конце 1950-х.

Сегодня мало кто знает, что ещё в середине 1970-х селекционеры из Югославии, а до этого, в начале 1950-х, албанские селекционеры посетили южное и юго-восточное побережье Крыма для изучения возможностей развития там
субтропического земледелия. Эту тему также обсуждали Л. Брежнев и глава Югославии И.Б. Тито в ходе встреч в крымской резиденции генсека.

Албанские и югославские эксперты пришли к выводу, что природно-климатические условия тех районов, где они побывали, в общем благоприятны для плантационного возделывания лимонов, лаймов и других субтропических фруктов, но при строгом соблюдении агротехнических нормативов.

Отмечалось также, что агротехника для цитрусоводства и сорта субтропических культур, пригодные для возделывания на юге Крыма, схожи с теми, которые успешно используются на югославской Адриатике, в Македонии, Черногории, как и в Албании, Монако, на Корсике, Мальте. Намечалась помощь со стороны Югославии в восстановлении и развитии этой отрасли в Крыму, но после кончины Тито (1980 г.) проект не был реализован. Но идея осталась, поскольку многие крымские селекционеры, основываясь на своей успешной практике, уже не первый год предлагают восстановить местное субтропическое растениеводство. А это, плюс ко всему, еще и рабочие места, и гарантированная загрузка предприятий пищепрома.

Отметим также, что уровень господдержки АПК Крыма может быть недостаточен для возрождения птицеводческой отрасли, основанной на полуострове еще в 1930-х годах.

До середины 1980-х эта крымская продукция не только обеспечивала спрос местного населения, но и поставлялась многим украинским регионам, а также в Ростовскую область РСФСР и Абхазскую АССР. Министр сельского хозяйства АР Крым Николай Полюшкин 15 августа заявил, что возрождение и развитие этой отрасли возможны на базе крупного совхоза-завода «Евпаторийский». Этому предприятию, отметил министр, принадлежат достаточно большие земельные площади, «но уже 10 лет здесь «полная целина»: всё, что можно было разграбить, украсть, вырезать на металл, – украдено и выкопано». По словам Н. Полюшкина, именно Евпаторийский район наиболее подходит для птицеводческой отрасли. Ещё в советское время там работали три птицефабрики, «поскольку здесь наибольшее количество солнечных дней и сравнительно благоприятный, при этом стабильный температурный фон, что положительно влияет на развитие и продуктивность птицеводства».

Словом, перспективы развития многих отраслей и районов Крыма настоятельно требуют объективной и всесторонней оценки.

В том числе, с учетом потребностей экономики и социальной сферы всего Черноморско-Азовского региона России.

Но вначале и федеральным, и местным властям надо бы определиться, какой им видится экономика Крыма – курортно-игорной, аграрно-сырьевой, оффшорной? Или всё же – многоотраслевой и, стало быть, комплексной?..

Кстати, реализация ФЦП в Крыму составит, согласно расчетам, 700 млрд руб. Государство готово выделить эти деньги. У России они есть.

Источник