Скрытая угроза

Оборона и безопасностьСобытия

Подводный флот НАТО начал холодную войну против России

В начале августа в Минобороны России заявили, что противолодочные силы Северного флота обнаружили в приграничных водах Баренцева моря американскую подводную лодку типа Virginia, ведущую разведку вблизи российских территориальных вод. Для выдворения субмарины были снаряжены группа кораблей, а также противолодочный самолёт Ил-38. Преследование разведчиков продолжалось около получаса, после чего подлодка ушла дальше в нейтральные воды.

Нужно отметить, что в ситуации до предела обострившейся конфронтации между Россией и НАТО этот инцидент скорее является закономерностью, чем неожиданностью. Подводные лодки являются главным инструментом холодной войны. Чуть больше 20 лет назад подводные флоты СССР и США беспрерывно вели активную разведывательную деятельность. Субмарины решали множество оперативных задач: вели наблюдение за перемещениями флотов по всему миру, направлялись на сбор информации по периметрам морских границ противника, особенно на подходах к военно-морским базам. Во времена этого противостояния подводные флоты двух стран, постоянно шпионя друг за другом, создавали друг у друга чувство дискомфорта, не позволяя противнику чувствовать себя в безопасности даже в домашней гавани. Масштабы глубинной войны прошлого впечатляют: в бескрайнем Мировом океане, где даже по теории вероятностей шансов столкнуться практически нет, за 30 лет произошло около 25 контактов боевых субмарин.

Американцы следили за новой российской субмариной

Эксперты отмечают, что российские подводники за последние годы резко снизили активность в Мировом океане, а вот многоцелевые атомные подводные лодки ВМС США и Великобритании дежурят в акватории Баренцева моря практически на постоянной основе. Натовские АПЛ в первую очередь ведут разведку подводных сил Северного флота и прибрежных военных объектов. Американские субмарины также регулярно подходят к российским границам в Тихом океане. Их обнаруживают преимущественно в Охотском море, реже – в Беринговом море, где, предположительно, их боевой задачей является отслеживание деятельности главной базы подводных сил Тихоокеанского флота в Вилючинске на Камчатке. Единственное отличие от прежних времён: натовские моряки не нарушают международных договоров, находятся в нейтральных водах и не заходят в 12-мильную морскую зону России.

По информации некоторых источников, в начале августа у американской субмарины была особая миссия – наблюдение за испытаниями новой российской подлодки К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». В июле 2014 года представители Северного флота сообщили, что подлодка «Северодвинск» вышла на первую боевую службу. В настоящее время субмарина находится в глубине российских территориальных вод, в районе полигонов боевой подготовки Северного флота, не отдаляясь от своих берегов больше чем на 100–150 миль. Напомним, что лодка в прошлом году введена в опытную эксплуатацию, в настоящее время проводится слаживание экипажа. По всей видимости, чтобы не допустить американцев на расстояние, с которого можно оценить характеристики новой подлодки, было решено среагировать на появление американской субмарины в этом регионе предельно жёстко. Скорее всего противолодочные силы были заблаговременно развёрнуты в районе для обеспечения безнадзорных испытаний подводного крейсера.

Спустя две недели после происшествия в Баренцевом море источники в Министерстве обороны РФ заявили, что противолодочные силы Тихоокеанского флота пресекли разведдеятельность японской подводной лодки. Эта субмарина была обнаружена рядом с морской российско-японской границей на севере пролива Лаперуза. По предварительным данным, в непосредственной близости от российских берегов курсировала дизель-электрическая подводная лодка типа Oyashio. После того как передвижения субмарины были засечены противолодочными силами Тихоокеанского флота, в этот район направились отряд противолодочных кораблей и подразделения морской авиации. Через некоторое время подводная лодка была вынуждена покинуть приграничную зону, растворившись в нейтральных водах.

В Генштабе отмечают, что в последнее время японский флот заметно активизировался в северной части Японского моря, особый интерес традиционно проявляется к Курильским островам. Дипломаты связывают это с изменением трактовки девятой статьи конституции Японии, по которой военные этого государства получили право участвовать в вооружённых конфликтах за пределами страны. Напомним, что японские ВВС неоднократно вылетали на перехват российских стратегических бомбардировщиков, а также систематически выражают недовольство проведением российских учений на островах Курильской гряды.

На активность НАТО у наших берегов ВМФ ответил учениями на Каспии

На фоне возросшей активности ВМС США и их союзников вблизи берегов России российский ВМФ провёл серию учений, в ходе которых военные моряки учились обнаруживать подводные лодки. Самые крупные прошли на Северном флоте, в которых были задействованы малые противолодочные корабли «Юнга» и «Снежногорск» проекта 1124 «Альбатрос». В ходе учений были отработаны поиск и условное уничтожение подводной лодки в Баренцевом море. Сообщалось, что военным морякам была поставлена задача обнаружить и организовать слежение за субмаринами, а также провести противолодочное маневрирование. Одним из основных эпизодов учения стали торпедные стрельбы и глубинные бомбометания. Сообщается, что зачётное тактическое учение проходило в дуэльном варианте, противника имитировали атомная и дизельная подводные лодки. Как отмечают эксперты, дуэльные учения являются достаточно сложными в организации и небезопасными, но при этом остаются наиболее эффективным способом проверки готовности кораблей и экипажей и позволяют на практике отработать новые схемы боевого применения. Интересный факт: Каспийская флотилия также тренировалась в поиске подлодок-разведчиков, хотя в Каспийском внутреннем море ещё ни разу не были обнаружены подводные лодки НАТО.

Комментарий

Александр ХРАМЧИХИН, руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа:

– Подводные лодки России и НАТО никогда не прекращали свои разведывательные миссии, которые, кстати, в большинстве случаев выполняются достаточно эффективно. Интенсивность деятельности подводных сил этих извечных противников оценить достаточно сложно (практически всегда известно, в каких регионах находятся надводные военные корабли), но за деятельность подводных лодок никто никогда ни перед кем не отчитывается. Ни одна страна в мире не сообщит, где в данный момент находится её подводный флот.

Но, возможно, говорить о том, что активность подводного флота НАТО и их союзников резко возросла, преждевременно: пока было всего два случая обнаружения подводных лодок – американской и японской. Хотя наверняка засекли далеко не все лодки, которые курсируют возле наших границ. Подлодку достаточно трудно обнаружить, а у советского и затем у российского флота всегда были ограниченные возможности для борьбы с подлодками.

Справка

После начала активности иностранных подводных лодок вблизи границ России было объявлено, что в течение двух ближайших лет для Военно-морского флота под руководством учёных Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана будут разработаны автономные беспилотные подводные малозаметные аппараты (глайдеры), которые станут аналогом воздушных беспилотников-разведчиков. Такие аппараты можно использовать для отслеживания обстановки – проходящих судов, подводных лодок, в том числе в арктической зоне России. Эти устройства, установленные в морской акватории, будут в режиме реального времени передавать оперативную информацию на командные пункты флота.

Тактико-технические характеристики аппарата, по оценкам экспертов, достаточно серьёзные: морской разведчик способен работать на глубине до 300 метров, перемещаться со скоростью от 0,3 до 0,5 метра в секунду и будет готов без перезарядки аккумулятора выполнять миссию в течение 90 суток. Океанский беспилотник сможет нести до 7 килограммов аппаратуры и будет оснащён модулем ГЛОНАСС. Управлять аппаратом можно будет на дистанциях до 15 километров. На разработку аппарата для российского ВМФ выделяется 161,7 млн рублей. Однако, по мнению некоторых критиков, эффективность этих систем научно не обоснована, кроме того, российская оборонная промышленность в ближайшее время не готова сделать аппарат с такими характеристиками.

Источник