От морских глубин до космоса
Беседа с генеральным директором — генеральным конструктором ОАО «ВПК НПО машиностроения» А.Г.ЛЕОНОВЫМ
“ЗАВТРА”. Александр Георгиевич, Президент Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию заявил, что количество кадров советского периода сокращается, в связи с чем необходимо готовить новых специалистов. Ранее глава государства в рамках заседания потребовал рассчитать потребность российских промышленных предприятий в инженерах на 20 лет. “Вопрос, который мы обсуждаем, давно назрел. Повторю еще раз: куда ни приедешь, везде на крупных передовых предприятиях один и тот же вопрос с кадрами, и, прежде всего, с инженерными. Явно не хватает”, — сказал Путин. Как обстоят дела на вашем предприятии? Насколько остро стоит вопрос нехватки кадров?
Александр ЛЕОНОВ. Действительно, очень актуальный на сегодняшний день вопрос. ОАО “ВПК “НПО машиностроения” на протяжении всей своей истории уделяло большое внимание кадровой политике. Так было и в период становления фирмы, и во времена ее наивысшего расцвета. В самые тяжелые для нас 90-е годы благодаря этому вниманию предприятию удалось сохранить основной кадровый костяк, не потерять уникальных специалистов.
Наше предприятие находится “под боком” у Москвы, и нам очень сложно конкурировать по зарплате с предприятиями столицы. Но очевидно и то, что без высококвалифицированных кадров с решением задач, которые стоят перед предприятием, нам просто не справиться. Поскольку основную массу у нас составляют работы с долгим циклом разработки, а затем еще более долгим временем использования и усовершенствования изделий, кадровый состав должен быть нацелен на длительную работу.
Основы кадровой политики предприятия были заложены основателем нашей фирмы — академиком В.Н. Челомеем. Будучи сам прекрасным педагогом, он умел и привлекать на предприятие молодых специалистов, и удерживать, и мотивировать.
“ЗАВТРА”. Вы в этом смысле стараетесь продолжать его политику?
Александр ЛЕОНОВ. Безусловно. Мы привлекаем знаменитым именем фирмы, ее историей и традициями, стабильностью дня сегодняшнего и широкими перспективами дня завтрашнего. Удерживаем в первую очередь интересной живой работой, достойной оплатой труда, ну и, конечно, социальной ответственностью предприятия перед своими сотрудниками. Мотивируем реальными перспективами карьерного роста и целым комплексом мер дополнительной материальной и социальной поддержки.
Предприятие активно сотрудничает со многими вузами и учебными заведениями начального и среднего профессионального образования Москвы, Московской области, Реутова и других регионов России. Базовыми для подготовки специалистов, конечно, были и остаются Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.
Наше сотрудничество с Бауманкой началось еще в 1960 году, когда Владимир Николаевич Челомей создал там кафедру “Динамика машин”, которой руководил до конца жизни. Сегодня на территории предприятия располагается Аэрокосмический факультет этого университета. Наши ведущие специалисты преподают на факультете, студенты проходят непрерывную научно-производственную практику в подразделениях предприятия, участвуют в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, работая по совместительству.
С МАИ предприятие сотрудничает с 1966 года. А в 1985 году у нас был открыт филиал кафедры “Проектирование аэрогидродинамических систем” МАИ.
“ЗАВТРА”. Наверняка на предприятии существует и система целевой подготовки специалистов?
Александр ЛЕОНОВ. Да, с 2008 года. Между наиболее одаренными и успешно обучающимися в профильных вузах студентами и предприятием заключаются договоры на обучение и последующую работу в основных тематических подразделениях фирмы. Ребята получают дополнительную стипендию, при необходимости им оплачиваются курсы дополнительного обучения, частично компенсируются расходы за проживание в общежитии предприятия.
Одним из ключевых моментов привлечения и закрепления на предприятии молодых специалистов, безусловно, является решение их жилищной проблемы. Делается это за счет создания льготных условий приобретения жилья. В 2011 году новоселье отметили 64 молодых семьи сотрудников предприятия — участников первого этапа льготной ипотечной программы. Сегодня равно рассматриваются два возможных варианта продолжения этой программы. Первый — строительство еще одного дома силами Проектно-строительного комплекса НПО машиностроения. Он более длительный и связан с трудностями освобождения участка под строительство, но мы работаем в этом направлении. Второй — предоставление сотрудникам ссуд на приобретение жилья. Это вариант не массовый, он подразумевает индивидуальный подход к каждому кандидату, но мы готовы идти и по этому пути.
Все эти и многие другие меры, применяемые нами, конечно, способствуют стабильному притоку молодых специалистов и рабочих, однако вопросы омоложения коллектива и обеспечения кадрового резерва всегда будут в центре нашего внимания.
“ЗАВТРА”. Недавно в России широко отмечалось столетие гениального конструктора Владимира Челомея. В свое время министр обороны США Уильям Перри говорил, что они “постоянно уделяли особое внимание работам конструкторского бюро В.Н. Челомея из-за его нестандартных и эффективных решений”. В плеяде советских ракетно-космических конструкторов Челомей оказался самым молодым, самым амбициозным и самым малоизвестным. Лишь некоторые сегодня знают о том, что он создал легендарную ракету-носитель “Протон”, и это, пожалуй, все. Между тем ему удалось сделать то, что не удалось ни Королеву, ни Янгелю… Как бы вы оценили его место в советской и мировой истории космонавтики?
Александр ЛЕОНОВ. Говорят, большое видится на расстоянии. Готовясь к столетию Владимира Николаевича Челомея, мы постарались еще раз подытожить и проанализировать все, сделанное им. И в который раз были поражены величием гения, масштабом личности этого человека, посвятившего всю жизнь обеспечению безопасности нашей Родины.
Такого масштаба разработок и перечня созданных образцов ракетной и ракетно-космической техники не имеет ни один из известных конструкторов не только у нас в стране, но и за рубежом. Между тем, ему удалось сделать столько, сколько не удалось больше ни одному из генеральных конструкторов. Именно под руководством Владимира Николаевича была разработана первая в мире орбитальная пилотируемая станция “Алмаз”. С 1973 по 1977 гг. на орбите Земли работали три орбитальные пилотируемые станции комплекса “Алмаз”, которые получили названия “Салют-2”, “Салют-3” и “Салют-5” соответственно.
Также в космической области Владимиром Николаевичем были разработаны и созданы первые в мире маневрирующие спутники “Полет” и космическая система противоспутниковой обороны на его базе, управляемые спутники системы глобальной морской космической разведки, научные станции серии “Протон”, автоматические станции “Алмаз-Т”, для наблюдения поверхности Земли из космоса.
В начале 60-х годов именно благодаря разработанным в конструкторском бюро В.Н. Челомея комплексам с межконтинентальными баллистическими ракетами УР-100 в кратчайший срок был достигнут ракетно-ядерный паритет с США, сначала по количеству ракет, а позднее, после создания ракет УР-100К, УР-100У и УР-100Н, по количеству боевых блоков.
Кроме того, В.Н. Челомей руководил созданием комплексов с крылатыми ракетами: для стрельбы по наземным целям (П-5, П-5Д, С-5, “Метеорит”), противокорабельных комплексов (П-6, П-35, “Прогресс”, “Аметист”, “Малахит”, “Базальт”, “Гранит”).
В одном из своих интервью Сергей Никитич Хрущев, который в свое время был сотрудником нашего предприятия, назвал Челомея “Леонардо ракетного мира” за способность не только интегрировать, но и генерировать идеи, за дар научного предвидения, умение браться за решение наиболее актуальных и приоритетных задач, иметь свой, нестандартный, подход к их решению.
Все это, на мой взгляд, делает Владимира Николаевича Челомея одной из ключевых фигур не только в отечественной, но и в мировой науке, ракетной и ракетно-космической промышленности.
“ЗАВТРА”. Челомей постоянно предлагал миру новый уровень существования, к которому мир часто был не готов. Его часто называли сказочником — слишком уж фантастичными казались его проекты. Но проходило четыре-пять лет, и они становились явью. Как ему это удавалось?
Александр ЛЕОНОВ. Трудно объяснить природу гения. Не последнюю роль, мне кажется, сыграла великолепная теоретическая база, заложенная в юности. Думается, мало кто из генеральных и главных конструкторов, выдающихся руководителей и организаторов творческих коллективов и производств мог похвастаться такими глубокими теоретическими знаниями, столь ярко выраженными способностями математика-аналитика. Это позволяло Владимиру Николаевичу глубже проникать в суть вещей и явлений, с которыми приходилось работать, помогало расширять границы возможного.
Сам В.Н. Челомей говорил, что для успешной работы требуются здоровье, знания, фантазия и изобретательность. Усиленная работа требует здоровья, эффективная работа требует знаний, а человек без фантазии никогда не сможет достичь серьезных успехов в творчестве. То есть фантазию Владимир Николаевич считал непременным качеством инженера и сам обладал этим качеством в полной мере.
Кроме того, В.Н. Челомей был постоянно в курсе всего, что касалось его рода деятельности. Он регулярно просматривал и изучал большое количество научно-технической литературы. Так, например, только один отдел информации предприятия присылал ему еженедельно от пяти до восьми книг из Ленинской библиотеки, от четырех до семи книг из Государственной публичной научно-технической библиотеки, более десятка копий статей из иностранных журналов, получаемых ВИНИТИ, многочисленные материалы из спецфонда, Института США и Канады, институтов Академии наук СССР и др.
“ЗАВТРА”. Своим единственным настоящим противником Владимир Челомей считал всю ракетно-ядерную мощь США. Ни больше ни меньше. Посвятив свою жизнь победе именно над этим противником, он это противостояние выиграл. По мнению специалистов, он создавал технику с запасом на несколько десятилетий вперед. Его изобретения работают на космонавтику и сейчас?
Александр ЛЕОНОВ. Не только на космонавтику. Владимир Николаевич Челомей был единственным в мире ученым и конструктором, под чьим руководством создавались комплексы и системы сразу в трех различных направлениях: с крылатыми ракетами, баллистическими ракетами и космическими аппаратами.
Адмирал флота Советского Союза, Главнокомандующий ВМФ, заместитель министра обороны СССР, дважды Герой Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков называл Челомея создателем национального оружия Военно-морского флота — противокорабельных крылатых ракет. Ударными ракетными комплексами разработки В.Н. Челомея и сегодня вооружены флагманы всех флотов ВМФ России: ракетные крейсеры “Варяг”, “Москва”, тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”, другие корабли, подводные и береговые соединения Военно-морского флота.
Межконтинентальные баллистические ракеты УР-100Н УТТХ по-прежнему стоят на страже России в двух дивизиях РВСН.
Тяжелая ракета-носитель серии “Протон” до настоящего времени находится в эксплуатации и является наиболее мощным из числа отечественных носителей.
Богатое наследие комплекса “Алмаз” продолжает жить во всех космических станциях, кто бы их ни строил. Известно, что все станции “Салют” и “Мир” ведут своё начало от орбитальной пилотируемой станции “Алмаз”. Международная космическая станция унаследовала от “Алмаза” конфигурацию главного служебного модуля “Звезда”, а от транспортного корабля снабжения модуль “Заря”. Также на базе транспортного корабля снабжения были созданы модуль “Космос-1686” для станций “Салют-7” и ряд модулей для станции “Мир”.
“ЗАВТРА”. Во времена развала СССР, после снятия многих грифов секретности в печати на волне времени появилось довольно много критики в адрес “всего, что было до”. В том числе и в отношении ВПК, хотя “все, что было до” — это есть причина нашего “сегодня”, и критикуя других, мы так или иначе критикуем и себя. Кто-то из великих сказал: “критика — это когда критик говорит автору, что не правильно, и как сделал бы критик, если бы он умел”.
В отношении Челомея в те годы звучало много критики. Согласитесь, все зависит от того, как автор смотрит на тот или иной факт, как подает его. А, как известно, при желании повод всегда можно найти.
Но есть и другие факты. Например, за все время испытаний изделий В.Н. Челомея ни разу не было катастроф. Были неудачные пуски, были поломки, отказы, но ни разу не гибли люди.
Александр ЛЕОНОВ. Владимир Николаевич отводил очень важное место качественной наземной экспериментальной отработке своих изделий. С этой целью в 60-е годы прошлого века на предприятии началось формирование лабораторно-стендовой базы. Для этого не только закупалось самое современное отечественное и зарубежное оборудование, но и создавались собственные уникальные испытательные стенды. Сегодня наша стендовая база по своим техническим характеристикам является одной из лучших в отрасли и включена в “Реестр объектов уникальной стендовой, испытательной базы предприятий оборонно-промышленного комплекса”.
Во время работы над космическим комплексом “Алмаз” В.Н. Челомей впервые применил практику подготовки экипажа на наземном аналоге станции. Позже “алмазные” космонавты неоднократно с благодарностью вспоминали, с каким вниманием Владимир Николаевич относился к их предложениям и пожеланиям, как помог им в космосе опыт отработки различных ситуаций, полученный во время тренировок на Аналоге.
“ЗАВТРА”. Ваше предприятие успешно работает и постоянно развивается. Движение вперед не останавливают никакие трудности. Вы развиваете все основные направления деятельности, а это крылатые ракеты, баллистика, космос.
На прошлогоднем МАКСе вы представляли в основном новые разработки: макеты противокорабельной ракеты “Яхонт”, комплекса “Бастион”, поставляемого на экспорт, спутника дистанционного зондирования Земли “Кондор-Э”, который в июне прошлого года был успешно выведен на орбиту и сейчас функционирует. Расскажите об этом подробнее.
Александр ЛЕОНОВ. Да, вы правы, мы действительно стремимся не только не останавливаться, но и не замедлять неуклонного движения вперед. Предприятие развивает все три традиционные для себя направления деятельности. По первому из этих направлений (в исторической последовательности их возникновения) мы продолжаем создавать новые комплексы с крылатыми ракетами, обладающие все более высокими тактико-техническими характеристиками. Ракеты, разработанные в НПО машиностроения, начиная с изделий В.Н. Челомея, всегда были сверхзвуковыми, но, как вы понимаете, технический прогресс не стоит на месте и заставляет нас все выше поднимать планку — сегодня речь идет уже о гиперзвуке и эти работы переходят в практическую плоскость.
Сегодня мы оснащаем Вооруженные Силы Российской Федерации комплексами с крылатыми ракетами 4-го поколения, в том числе известным во всем мире подвижным береговым ракетным комплексом “Бастион”. На экспорт поставляются комплексы с противокорабельными крылатыми ракетами “Яхонт”.
Кроме того, мы поддерживаем в боевой готовности комплексы, уже находящиеся на вооружении в соединениях и частях наших Вооруженных Сил, такие как “Малахит”, “Вулкан”, “Гранит”…
По второму направлению — ракетным комплексам стратегического назначения с межконтинентальными баллистическими ракетами — предприятие ведет работу по продлению сроков эксплуатации комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами УР-100Н УТТХ (на Западе их называют SS-19 “Стилет”). Они до настоящего момента являются очень важной составляющей группировки Ракетных войск стратегического назначения. Кроме того, совместно с предприятиями кооперации мы проводим ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых ракетных комплексов стратегического назначения, перспективных видов их боевого оснащения, а также перспективных средств выведения космических объектов.
В космическом направлении нами создана система “Кондор-Э”, предназначенная для дистанционного зондирования поверхности Земли. В ее основе лежит космический аппарат с радиолокатором высокого разрешения. Первый космический аппарат был запущен в июне прошлого года и успешно функционирует на орбите. В настоящее время идет подготовка к запуску нового аппарата.
Также мы работаем над космическими комплексами и другого назначения.
“ЗАВТРА”. Какой ценой коллективу НПО машиностроения удается оставаться одним из передовых и мощнейших предприятий ракетной отрасли России и мира? С какими трудностями приходится сталкиваться?
Александр ЛЕОНОВ. Не хочется давать банальных ответов, но, конечно же, ценой огромных усилий всего коллектива, направленных прежде всего на поиск новых решений, актуальных не сегодня, а завтра. А трудности, они были и будут всегда — и общие для страны, и индивидуальные для каждого предприятия, и нет другого пути, как преодолевать их.
“ЗАВТРА”. Недавнее эмбарго на поставки комплектующих из-за рубежа отразилось как-то на работе вашего предприятия? Не застало ли это событие врасплох? Препятствует ли выполнению заказов или, может быть, наоборот, стимулирует производство?
Александр ЛЕОНОВ. Прямых угроз для выполнения нашей корпорацией работ по всем направлениям ее деятельности мы не видим. Однако уже сейчас мы прорабатываем с органами государственной власти Российской Федерации и банковскими структурами вопросы, которые могут возникнуть в связи с введением эмбарго.
Любые санкции, на наш взгляд, — неконструктивная мера и в конечном итоге не приносят пользы ни тем, против кого их вводят, ни тем, кто вводит.
Несомненно, мы видим во введении этих санкций недобросовестную конкурентную борьбу на мировом рынке вооружения и высоких космических технологий.
Беседовала Юлия НОВИЦКАЯ
На фото: ПБРК «Бастион»