Если Ливанов заявляет об отказе от единого учебника истории, он должен заявить и об отставке

ОбразованиеСобытия

Министр образования Дмитрий Ливанов, саботируя поручения президента, провозгласил окончательный отказ от идеи создания единого учебника по истории

Российские школьники продолжат изучать отечественную историю по разрозненным учебникам. На прошедшей пресс-конференции министр образования Дмитрий Ливанов провозгласил окончательный отказ от идеи создания единого учебника по истории.«Единого учебника истории, скорее всего, не будет, мы разрабатываем единый стандарт, на базе которого и будут писаться новые учебники по истории», — сказал он. Спустя пару дней на форуме Селигер президент Владимир Путин повторил свою позицию: единый учебник должен быть. О чем свидетельствует неисполнение профильным ведомством Правительства поручений президента, в интервью Накануне.RU рассказал депутат Госдумы от Челябинской области, член генсовета «Единой России» Владимир Бурматов.

Вопрос: На Ваш взгляд, почему ведомство отказалось от идеи создания единого учебника по истории, ведь это было поручение президента?

Владимир Бурматов: Я бы назвал это саботажем. Я считаю, что это было именно попыткой саботировать поручения президента. Мне сложно говорить, чем именно это было мотивированно, и что двигало министром образования, когда он сделал это совершенно неадекватное заявление. Дело в том, что до этого нас сами чиновники от образования и убеждали в том, что нам нужен единый учебник по отечественной истории, потому что у нас до сих пор дети в школах продолжают заниматься по учебникам, в которых не просто оценки или интерпретации противоречат друг другу, а противоречат друг другу даты и факты, чего уж точно в истории быть не должно, и не может, и не допустимо. А тут министр делает такое заявление.

Вопрос: Что, по-Вашему, Ливанов имел в виду под формулировкой «единый стандарт», который сейчас разрабатывает министерство образования?

Владимир Бурматов: Историко-культурный стандарт — это документ, который можно прочитать, он в открытом доступе. Но это предельно общий документ, который, собственно, и задает рамки учебника по отечественной истории. Это фундамент, на котором должен быть создан единый учебник по отечественной истории. Но попытки ограничиться одним только историко-культурным стандартом не пройдут. Это не то, что нужно. Стандарт, может быть, и нужен для авторов, которые будут писать единый учебник по истории, но учитель не может по историко-культурному стандарту работать. Это не документ для учителя.

Вопрос: Может ли отказ быть связан с тем, что эксперты не укладывались в сроки создания учебника или столкнулись с какими-то трудностями при его подготовке?

Владимир Бурматов: Это заявление можно связать с тем, что у них ничего не получается, и сорваны все сроки. Единым учебником по отечественной истории уже должны были пользоваться, но и презентация этого так называемого историко-культурного стандарта, и сами сроки внедрения учебника срываются, отодвигаются, переносятся. Даже реализация этого поручения началась со скандала, когда выяснилось, что первый документ, который представило Министерство образования, был просто списан с сайтов с рефератами по истории и с сайтов со шпаргалками по истории для школьников. Это скандал лета прошлого года. Видимо, с таким подходом они решили как-то по-тихому эту тему слить и ограничиться историко-культурным стандартом. Но учитель не должен пользоваться историко-культурным стандартом, не должен и не может. По учебному плану он должен пользоваться определенными учебниками и определенными методическими пособиями. Я высказался довольно резко после этого выступления министра образования, потому что такие заявления просто недопустимы.

Если министр образования делает подобные заявления, он должен их делать вместе с еще одним заявлением – об уходе по собственному желанию, в связи с невозможностью исполнять собственные полномочия. Я так понимаю, что были и другие резкие оценки, потому что вечером того же дня Министерство выпустило еще один релиз о том, что их неправильно поняли. Но я специально перечитал то, что Ливанов сказал до этого, на пресс-конференции. Он сказал, что учебника не будет. Там двойных трактовок быть не могло.

Ему надо порядок у себя в голове навести, потому что выходит, что он говорит не то, что думает, и не то, что есть на самом деле. Скорее всего, ситуация была такая, что собирались отказаться, но на волне возмущения, которая поднялась, решили все-таки не отказываться. Почему поднялась волна возмущения, тоже понятно. Нечасто у нас так открыто и так откровенно пытаются саботировать поручения президента, это раз. Второе – мы видим, что сейчас на Украине происходит. Там все начиналось с учебников истории. Я их читал: это просто кошмар. Там Бандера, Шухевич – национальные герои, «оккупация русскими», «великие укры», выкопанное лопатами Черное море и прочие достижения украинской цивилизации, от которой произошли все остальные, включая древних греков и прочих. Мы хотим того же самого? Складывается ощущение, что это какое-то целенаправленное вредительство. Но скорее всего, это полная несостоятельность, некомпетентность и недееспособность Министерства образования. Они сейчас в этом расписались, в том, что они просто никакие: ни хорошие, ни плохие. Просто ноль. Я считаю, что министр не может после такого работать.

Кроме того, после этого еще было заявление президента, на Селигере ему задавали вопрос по единому учебнику. Он высказался совершенно однозначно, что он нужен, и что скорее всего там будет не один, а целая линейка учебников. Но смысл? Мы это видим не первый раз. Вспомните ситуацию с золотыми медалями. Министерство выступает за отмену золотых медалей: «Мы заявляем решительный протест». Но тем же вечером Министерство меняет свою позицию на прямо противоположную. Или, скажем, Министерство выступает за изменение порядка сдачи ЕГЭ прямо накануне сдачи единого госэкзамена, а к вечеру снова «переобуваются». Каждый раз так! Конфликт одного полушария с другим — это, кажется, шизофрения. А у них, получается, ведомственная шизофрения. Они утром за одно, вечером за другое. И совершенно непонятно, почему такое отношение к делу. Это совершенно недопустимая халатность.

Вопрос: Известно, что в единый учебник истории должно было войти описание воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Может быть, отказ от единого учебника связан с тем, что в Правительстве не все готовы включать это событие в школьную программу?

Владимир Бурматов: А никто их не спрашивает, готовы они включать это или не готовы. Есть поручение президента, они будут это поручение реализовывать, а не обсуждать. Воссоединение России с Крымом и Севастополем, городом русской славы, это неотъемлемая часть истории, и в учебнике она, соответственно, тоже должна быть. Все попытки саботировать это решение не пройдут. Им придется это делать, потому что люди, пытающиеся отказаться от части своей собственной истории, это преступники.

Вопрос: Может ли отказ от одного учебника в пользу нескольких быть вызван какими-то коммерческими предпосылками?

Владимир Бурматов: Нет. Президент сказал уже очень давно: никаких коммерческих предпосылок здесь нет, потому что любой учитель должен иметь возможность выбрать то, что, по его мнению, является более качественным продуктом, соответственно, более качественный продукт будет и лучше продаваться. Но вся линейка учебников должна быть создана по единой концепции, и там не должно быть расхождений в фактах. Оценки и интерпретации – это уже дело учителя, дело самостоятельно работы, исследований каждого ученика, но факты там не должны противоречить друг другу, а сейчас это есть.

Источник