Пионерское начинание

Крупный морской пассажирский терминал планируется построить на российской Балтике

Еще один крупный морской пассажирский порт может появиться в России – в ближайшее время ожидается подписание соответствующего инвестиционного соглашения. Это не только станет новой ступенью в развитии российского морского туризма, но и позволит уменьшить транспортную оторванность самого западного региона страны.

Минтранс России официально заявил, что проект строительства современного пассажирского терминала в городе Пионерский (Калининградская область) обрел наконец инвестора. В Пионерском планируется построить причалы для приема круизных и паромных судов.

«Продолжительные переговоры региональных властей с Минтрансом по вопросу строительства порта завершились положительным результатом, подтвердил и губернатор области Николай Цуканов. Масштабный проект, солидный инвестор, серьезные инвестиции. Мы к этому долго шли, но настойчиво и целенаправленно, так как для экономики области проект имеет принципиальное значение».

Наглядным примером для порта в Пионерском стал огромный пассажирский терминал «Морской фасад», несколько лет назад построенный в Санкт-Петербурге. Туда заходят уже сотни круизных судов ежегодно, пассажиропоток порта в 2013 году составил полмиллиона человек. Конечно, Калининградской области трудно будет соперничать с Северной столицей с точки зрения популярности, но как минимум имеет смысл говорить о дополнительной возможности привлечь в регион туристов и стать еще одной точкой для круизных маршрутов на Балтике. На туристов, сходящих на берег в Пионерском, разумеется, будет распространяться и закон, согласно которому иностранные пассажиры морских лайнеров имеют право без визы посещать российскую территорию сроком до 72 часов.

Название компании, официальное соглашение с которой будет подписано в конце сентября на инвестиционном форуме в Сочи, не оглашается. Однако, по информации газеты ВЗГЛЯД, речь идет о подразделении одного их крупнейших круизных мировых холдингов Mediterranean Shipping Company MSC Cruises. Авторы проекта планируют обеспечить загруженность новой линии до 400 тысяч туристов в сезон. Строительство современного пассажирского терминала в западной губернии можно считать серьезным успехом для экономики российского эксклава.

Особенность проекта именно в его комплексности. Будет не просто построена отдельная причальная стенка, а возведен целый порт, способный обслуживать как крупные пассажирские лайнеры, так и маломерные суда и яхты. Чтобы убедиться в перспективах данного направления туризма, достаточно посмотреть на интенсивность захода туристических судов в соседнюю Клайпеду. Особое внимание планируется оказывать частным катерам и яхтам. Этот сегмент морского туризма постоянно набирает популярность.

Только с польской стороны в Вислинском заливе зарегистрировано более 40 тысяч «маломерок». В случае успешной реализации проекта польские частники смогут совершать переходы по Балтике в Литву, сознавая, что на пути есть порт, в котором можно и пополнить припасы, и укрыться от непогоды. То же и с литовскими яхтсменами в обратном направлении.

Калининград уже пробовал реализовать нечто подобное. Была идея принимать пассажиров в Балтийске. Однако в итоге ничего не вышло, и причина тому проста: город является базой российского Балтийского флота. Туроператоры отказывались работать, потому что на каждый однодневный заход тратили несколько дней для различного рода согласований. Не говоря уж о том, что город до сих пор является режимным, а перемещение по военной базе требует специального пропуска. Помаявшись несколько лет, пришли к выводу: полноценный пассажирский терминал, рассчитанный на иностранных туристов, создать в военной гавани было априори невозможно.

Ожидается, что при благоприятном стечении обстоятельств порт начнет работать уже в 2016 году. Проект частно-государственного партнерства предусматривает вложение и федеральных средств порядка 9 миллиардов рублей. Если инвестор, который в итоге и станет оператором порта, сможет организовать заявленный пассажиропоток, то достаточно быстро вернет вложенные средства.

«Здесь и трудовая занятость, и строительство новых гостиниц и других инфраструктурных объектов, и, конечно же, увеличение турпотока, – комментирует газете ВЗГЛЯД преимущества проекта член Совета Федерации от Калининградской области Николай Власенко. – И ведь в этот порт никто не верил. Я помню, когда четыре года назад губернатор области говорил об актуальности строительства терминала, многие скептики рукой махали. Но надо отдать должное: именно настойчивость и последовательность Николая Цуканова сыграли свою роль. На решение, казалось бы, нерешаемой задачи были мобилизованы все без исключения лоббисты и в Калининграде, и в столице. Это действительно прорыв. Вспомните: сколько раз с разных трибун озвучивался тезис, что Калининградская область должна стать витриной России в Европе? И как прикажете ее лицезреть, если мы не будем развивать туризм? Поэтому предстоящее строительство порта стоит считать не просто победой команды нынешнего губернатора, а успехом всех, кто участвовал в продвижении привлекательной для региона идеи». Важно, что кроме собственно бизнеса новый пассажирский терминал позволит на еще одну ступень увеличить транспортную доступность самого западного и едва ли не самого оторванного от основной части России региона.

Источник