НАТО и «доктрина Путина»

ГеополитикаСобытия

На саммите альянса будут решать, что делать с Россией

На предстоящей встрече руководителей стран-участниц НАТО в Уэльсе, куда не была приглашена Россия, одним из важных вопросов повестки дня будет ситуация на Юго-Востоке Украины и выработка политической линии в отношении России.

Инициация данного вопроса принадлежит Киеву, который заявил о необходимости оказания Украине военной и экономической помощи. Украинские политики говорят даже о «Плане Маршалла» для восстановления своей экономики и внеблоковом членстве в альянсе. В состав НАТО Украина, как известно, не может войти ввиду наличия проблем, связанных с желанием Киева вернуть Крым под свою юрисдикцию и стремлением военным путём остановить распад страны на Юго-Востоке. Отсутствие Украины в НАТО не позволяет альянсу вводить войска на территорию страны и осуществлять авиационную поддержку действий украинской армии.

Хотя, если взять пример Югославии, то НАТО без колебаний применило военную силу для поддержки местных сепаратистских сил для расчленения страны и приведения к власти в каждом из новых независимых государств на территории бывшей Югославии (Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония, Черногория и Косово) прозападно ориентированных политиков и превращение этих стран в зону ничтожных с геополитической точки зрения лимитрофов.

Сегодня имеет место обратная ситуация: Запад хочет сохранить территориальную целостность другого пояса лимитрофов (Молдавии, Грузии и Украины) для сохранения их геополитической значимости как противовеса России в её стремлении сохранить зону своего геополитического влияния, А также пресечь амбиции Москвы по созданию Таможенного союза, а в дальнейшем и реализацию евразийской концепции Путина.

Но вышесказанное касается, можно сказать, стратегической перспективы.

В тактическом плане в поле зрения Запада сейчас ещё одна «доктрина Путина» – это защита русскоязычного населения на постсоветском пространстве.

«Доктрина» эта родилась в воспалённых умах западных политиков после возвращения Крыма в состав России и оказания помощи повстанцам Донецка и Луганска. Озабоченность Вашингтона и Брюсселя понятна. По их толкованию данной «доктрины» Россия возлагает на себя миссию защиты русскоязычного населения во всём мире, даже в тех местах, где проживает всего несколько человек, которые по конфессионально-культурному и языковому признакам определяют свою принадлежность к русскому миру. Здесь имеется в виду, прежде всего, русскоязычное население стран Балтии, Юго-Востока Украины, Молдавии и Приднестровья. Что же реально собирается противопоставить альянс «доктрине Путина»?

Судя по публикациям в западных СМИ, альянсу это представляется довольно трудной и весьма деликатной задачей. Как отмечает бывший посол Соединённых Штатов в НАТО Волкер, альянсу приходится постоянно балансировать между демонстрацией военной силы и стремлением избегать проявлений открытой враждебности во избежание втягивания Москвы в новый этап «холодной войны». Волкер считает, что чем больше Запад оказывает поддержку Молдавии, Грузии и Украине, тем более жесткой становится реакция Москвы при довольно успешной консолидации в свою поддержку стран в Латинской Америке, на Дальнем и Ближнем Востоке, распространившейся даже до Южно-Африканской республики.

С обострением политической обстановки на Украине и действиями Москвы в Крыму НАТО предприняло ряд акций по демонстрации силы на периферии российских границ. Это регулярные заходы военных кораблей стран НАТО в Черное море, размещение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления в Румынии. В октябре сего года планируется проведение больших военных учений в Польше, а также увеличение интенсивности боевого патрулирования самолётов НАТО в небе стран Балтии.

В плане реализации данной политики планируется визит Б. Обамы в Эстонию перед саммитом НАТО в Уэльсе. Этот шаг расценивается на Западе как оказание поддержки стране, которая, по мнению руководства альянса, является ближайшим кандидатом на российскую интервенцию по защите русскоязычного населения.

По мнению Волкера, НАТО должна сформировать силы быстрого реагирования для парирования угроз со стороны России. Признаком серьёзности данных угроз на Западе считают инцидент с задержанием российских десантников на российско-украинской границе и мифические танковые колонны, двигающиеся к Донецку со стороны России. По мнению бывшего посла, сдерживание России должно основываться на демонстрации быстрой реакции альянса на возникающие угрозы с Востока. В то же время он считает, что увеличение военной группировки в Восточной Европе нецелесообразно.

Данное заявление уточняет бывший американский посол на Украине Хербст, который считает, что нельзя допускать прямого военного столкновения НАТО с Россией из-за Украины. По его мнению, необходимо реанимировать отношения в рамках выполнения Основополагающего акта Россия-НАТО, подписанного ещё в 1997 году. Хербст напомнил о том, что в данном Договоре обе стороны не рассматривали двусторонние отношения с точки зрения конфронтации и взаимных угроз. Поэтому силовая реакция на действия Москвы контрпродуктивна ввиду того, что альянс станет инициатором полномасштабной «холодной войны» с развёртыванием военных баз в Польше и странах Балтии. Очевидно, что в Москве это будет расценено как провокация.

Ситуация ещё более усугубится, что приведёт к цепи неуправляемых событий, как это было в начале Первой мировой войны со всеми вытекающими для мирового сообщества последствиями.

Если вернуться к Волкеру, то, по его мнению, главная задача НАТО в отношении стран, не являющихся членами альянса, то есть Украины, Грузии и Молдавии, – это сохранение их территориальной целостности и военно-техническая поддержка как преграды на пути «российской экспансии».

Как видно, на дипломатическом фронте и в мировом информационном пространстве наблюдается широкомасштабное противоборство. Виртуальным колоннам русских танков, якобы направляющимся в Луганск и Донецк, и реальным колоннам с гуманитарной помощью противостоят акции НАТО по демонстрации силы, а также заявления западных политиков и дипломатов о необходимости дальнейшего развёртывания баз передового базирования, проведения военных учений, усиления патрулирования воздушного пространства и демонстрация флага военно-морских сил, которые можно расценить как скорее моральную поддержку Киеву без желания силового противостояния решительным шагам Москвы по отстаиванию своих геополитических интересов.

Защищать Украину в НАТО пока не собираются, и если киевская власть не поймёт этого и впредь будет вести себя не разумно, то украинская Золушка, въехав в карете, украшенной золотыми обещаниями процветания, в Европейский союз в один прекрасный момент обнаружит, что её карета превратилась в тыкву, а её американские и европейские покровители – в мышей, разбегающихся по своим норам при появлении русского медведя.

Карякин Владимир Васильевич – ведущий научный сотрудник Центра оборонных исследований Российского института стратегических исследований, кандидат военных наук

Источник