Эрдоган победил на президентских выборах в Турции
Аналитики и эксперты о результатах выборов в Турции
КОМБИНАЦИЯ — рассчет, соображение; соотношение, сосложение, сочетания.
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля
Действующий премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган победил на президентских выборах.
Набрав 51,8 процента голосов, он обогнал своего ближайшего соперника — консерватора Экмеледдина Ихсаноглу — на 13 процентов. Таким образом, Эрдоган стал первым в истории Турции президентом, избранным путем всеобщего голосования. Ранее президент назначался парламентом.
В ходе выступления после объявления результатов выборов пообещал народу новую эру общественного примирения.
Он также добавил, что планирует расширить полномочия президента, должность которого до сих пор в Турции носила церемониальный характер.
«Народ проявил свою волю», — объявил победивший кандидат перед своими сторонниками в Стамбуле.
Экмеледдин Ихсаноглу, завоевавший, по данным телеканала CNN Turk, 38,5 процентов голосов, уже поздравил Эрдогана с победой на выборах. Селахаттин Демирташ, кандидат от курдов, заявил, что продолжит защищать принципы и ценности своих избирателей. Он получил 9,7 процентов на выборах.
Если победа Эрдогана подтвердится, то его инаугурация пройдет 28 августа.
Реджеп Тайип Эрдоган занимает пост премьер-министра Турции с 2003 года. Он возглавляет созданную им умеренно-исламскую Партию справедливости и развития. В 1994-1998 годах он был мэром Стамбула.
Экспертные оценки:
Александр Сотниченко. Победа Эрдогана была предопределена, фактически он к этому шёл на протяжении всей своей политической карьеры. Свой выбор он сделал несколько лет назад, когда задумался о превращении Турции из парламентской республики в президентскую. Поскольку в его Партии справедливости и развития, которую он возглавляет с 2001 года (в 2002 году он пришёл к власти) есть ограничения на количество сроков пребывания у власти премьер-министром.
Ему не удалось договориться с большинством своей партии, и в 2015 году ему однозначно пришлось бы уйти в отставку. А оппозиция уже подготовила целый ряд обвинений против него, недавно был очень большой коррупционный скандал. И в будущим году, в независимости от исхода парламентских выборов, на него бы завели уголовное дело, которое реально уже есть, но пока, разумеется, в прикрытом состоянии. Большинство экспертов считает, что его постарались бы посадить, потому что обвинения очень серьёзные — коррупция, отмывание денег. И касается оно не только самого Эрдогана, но и его ближайшего окружения, сына и так далее
Поэтому Эрдоган решился на следующий ход. Ещё в 2012 году он изменил конституцию, и объявил всеобщими президентские выборы. До этого выбирали президента через парламент, Турция была и пока остаётся парламентской республикой, президент — должность номинальная. Но Эрдоган будет при помощи всенародного референдума менять конституцию и превращать Турцию в президентскую республику. Таким образом, президентом он может быть ещё два срока по пять лет, что гарантирует ему нахождение у власти ещё на протяжении десяти лет.
Можно сказать, что оппозиция не смогла его остановить. Эрдоган задумал комбинацию, с успехом провёл избирательную кампанию. Я недавно был в Турции и могу сказать, что в кампанию было очень много вложено — и наглядная агитация, и реклама на телевидении. Остальные кандидаты фактически были отодвинуты в тень. Эрдоган победил с предсказуемым результатом: примерно столько же проголосовало за его партию на муниципальных выборах в марте этого года. Он уверенно шёл к результату в пятьдесят с чем-то процентов и победил. Теперь Турция наверняка будет менять конституцию.
Ещё одна причина, по которой Эрдоган победил, заключается в том, что оппозиция так и не смогла объединиться и представить позитивную программу. У оппозиции было два кандидата. Один из них — Экмеледдин Ихсаноглу. Сама его фигура показывает, что светская оппозиция в Турции сейчас находится в глубочайшем кризисе. Ихсаноглу — человек с типичной исламской биографией: закончил исламский университет в Египте, возглавлял на протяжении десяти лет Организацию исламского сотрудничества (ОИС), но выдвинули его в качестве кандидата светской партии. Ихсаноглу скорее был протестным кандидатом с программой — не трогать конституцию, оставить президента номинальной фигурой.
Ещё один победитель в этих выборах — это кандидат от курдской Партии мира и демократии Селахаттин Демирташ. Он набрал порядка 10% голосов, за него проголосовало большинство регионов страны, где курды составляют большинство. Это говорит о том, что, во-первых, курды смогли объединиться вокруг одной политической силы, выступающей за федерализацию Турции. Во-вторых, что курды могут на следующих парламентских выборах заявлять о себе как о политической силе, способной провести в парламент через высокий десятипроцентный барьер свою партию, что им не удавалось ранее. Поэтому Эрдоган должен будет в самое ближайшее время самым серьёзным образом подойти к курдской проблеме.
Победа Эрдогана говорит о том, что Россия и Турция будут развивать свои отношения в нужном ключе. Благодаря Эрдогану и его партии, Россия стала первым экономическим партнёром Турции. Будем надеяться, что в ближайшие годы Россия и Турция будут только сотрудничать. Тем более что Турция уже заявила, что намерена резко увеличить экспорт продуктов питания в Россию.
Реджеп Эрдоган со своей партией фактически предрёк «арабскую весну». За десять лет, что он находится у власти, ему удалось практически полностью убрать от руководства страны светскую элиту, которая там находилась с 1923 года. Сейчас Турция — совершенно другая страна. Причём произошло это не революционным путём, как в арабских странах, а путём демократическим, хотя и через ряд очень серьёзных, в том числе кровавых шагов. Так, ему приходилось сажать в тюрьмы многочисленных сторонников светского пути, армейских офицеров и генералов, которых подозревали в организации военных переворотов. Но по последним выборам можно сказать, что светская элита ничего не может противопоставить — ни в идеологии, ни по выдвижению кандидата — пути, который начал Эрдоган ещё в 2002 году, когда Партия Справедливости и развития пришла к власти.
Анатолий Эль-Мюрид. Результаты выборов президента в Турции оказались ровно такими, как их предсказывали наблюдатели — Эрдоган победил, причем победил в первом туре.
Три кандидата, среди которых один — представитель курдов, второй — представитель оппозиции, а третий — собственно Эрдоган, особого выбора избирателю не предоставили. Оппозиция обанкротилась уже давно со своим евровыбором, и ничего нового предложить Турции не может. К чему привел страну евровыбор, турки прекрасно помнят и обратно не хотят. У курдов нет шанса просто по определению, и поэтому шансы Эрдогана в такой компании выглядели абсолютными. Единственное сомнение, которое оставалось — будет второй тур или нет.
Жесткая борьба внутри правящей элиты не переросла в раскол, и она благоразумно решила вести ее не на улице, а внутри кабинетов. Победа Эрдогана совершенно не отменяет этой борьбы, но ни малейшего желания разваливать страну у правящей партии нет. Остается, конечно, проблема «цветной революции» на волне недовольства итогами выборов, однако сам факт того, что исламисты сумели выдвинуть единого кандидата, делает шансы такой революции весьма и весьма низкими.
Происходящие в Ираке события требуют от Турции жесткой управляемости, новосозданный Халифат не скрывает своего стремления к экспансии и наказания всех отступников. Война в регионе выходит на принципиально новый уровень, и тот, кто не будет к ней готов, будет раздавлен. В такой ситуации любые разногласия уходят на второй план.
Нужно ждать инаугурационной речи Эрдогана, чтобы понять, насколько он намерен менять курс страны, однако, скорее всего, ничего существенно меняться не будет. При всем недовольстве американцев политикой Турции ей удается лавировать в море революций и войн, и менять эту политику — во всяком случае, кардинально — в такой ситуации не имеет никакого смысла.
Леонид Савин. Победа Эрдогана была довольно предсказуема. Потому что за последние годы он довольно успешно набирал позиции. Как считают некоторые турецкие аналитики, выборы могли быть частично сфальсифицированы, но доказать это невозможно. Конечно же, эта победа играет на руку самому Эрдогану, потому что он намеревался внести конституционные поправки, которые расширят полномочия президента — обеспечивая себе гарантии личной безопасности на будущее и усиливая позиции Партии справедливости и развития.
Партия Эрдогана — условно промусульманская, он позиционирует её именно как некую альтернативу ваххабизму и радикальному исламу. Несмотря на скандалы с Фетхуллахом Гюленом, чье движение тоже представляет версию «мягкого ислама», проект Эрдогана оказался относительно успешным.
Касательно взаимоотношений между Россией и Турцией. Для Российской Федерации, в первую очередь, необходимо использовать турецкий опыт в плане региональной безопасности. Несмотря на противоречия по ряду вопросов, например, по Сирии, мы можем сотрудничать в части борьбы с терроризмом, с распространением ваххабизма.
Конечно, ввиду санкций стоит пересмотреть возможные поставки сельхозпродукции из Турции. Россия со своей стороны может предложить то, в чём непосредственно нуждается Турецкая Республика — энергоресурсы. А также попробовать укрепить геополитическую ось «Анкара — Москва», для того чтобы на будущие годы усилить позицию нашего государства. Но это уже вопрос к дипломатам и крупным политикам.