Наш Патриарх – за «растабуирование» понятия «русская национальная организация»
Иерей Сергий Карамышев о докладе Предстоятеля Русской Церкви на заседании Тюменского форума Всемирного русского народного собора …
21 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил основным докладчиком в рамках первого пленарного заседания Тюменского форума Всемирного русского народного собора. Тема как заседания, так и доклада, — «Стратегия диалога: единство России и межнациональный мир» — в наши дни, в связи с последними событиями на Украине, более чем актуальна. Из доклада видно, что он тщательно продуман и выстрадан и дает ответ не только на вопрос «почему» стало возможным подобное, но и на вопрос «как» в дальнейшем преодолеть горестные разделения в уделе Христовом.
К сожалению, большинство СМИ не заметило (или не захотело заметить) программного выступления Патриарха. Хотя в этом можно видеть и действие Божественного промысла. Потому что Полноте Русской Церкви дается возможность безпристрастно, без воздействия чуждых влияний, осмыслить сказанное нашим Предстоятелем. Из доклада видно, что Святейший избегает новомодного понятия «российская нация», потому что у России другая история, нежели у США с ее «американской нацией». Россия не унифицированное общество, не зародыш будущего всемiрного Вавилона, а, по словам К.Леонтьева, «цветущая сложность», преддверие райских обителей. Царство Божие не устраняет личностного начала. Потому что, как самобытная жизнь Божества предстает в виде триипостасного единства, так человечество призывается в основанное на любви «многоипостасное» единство, без разрушения личностей. Российское государство, в отличие от Американского, не «плавильный котел», где упраздняются национальные различия – это живая общность коллективных ипостасей (народов).
Для достижения русского, основанного на многообразии, единства требуется больше творческих усилий, но зато и результат блистательный! Именно о единстве Руси болит сердце Патриарха, и важно привести его речь дословно: «В Евангелии сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Избегая прежде всего этого гибельного разделения в самих себе, мы можем обозначить три важные задачи, которые стоят перед Собором. Эти задачи связаны между собой, и их можно выстроить по иерархической вертикали: 1) обеспечение единства и взаимопонимания внутри русского народа — без этого взаимопонимания и консолидации русского народа не может быть консолидации межнационального общества; 2) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и Российским государством, потому что крушение Российского государства в начале XX века и произошло по той причине, что под влиянием многих факторов и внешних воздействий значительная часть русского народа вступила в конфликт со своим собственным государством; 3) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и другими братскими народами нашей страны».
Здесь Русский народ однозначно выводится как субъект исторического процесса, субъект международных отношений, основная созидательная сила Российского государства. Ясно, что коллективному действующему лицу исторического процесса необходима институализация, в чем, нужно откровенно признаться, Русские до сих пор выглядят ущербно в сравнении с другими, населяющими Россию, народами. Поэтому Святейший сказал: «чрезвычайно важно развитие национальных общественных организаций, основанных на традиционной для русских лояльности к своему государству». Особенно важно, что эти слова подтверждаются делом. Читатели «Русской народной линии» знают о заявленной совсем недавно Патриархом готовности сотрудничать, например, с «Русским собранием».
А следующие слова ложатся как бальзам на раны участников русского движения: «Необходимо как можно быстрее растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей. Федеральные русские организации должны стать полноценными участниками общественного процесса, полноправными субъектами национальной политики, «гражданским скелетом» государственного единства нашей страны».
Эти слова, наверное, вполне можно воспринимать как благословение, среди прочих, и «Русскому собранию» стать «полноправным субъектом национальной политики». Действительно, от имени государства действуют различные учреждения, занимающиеся национальной политикой, а вот инициативы снизу пока не особенно замечаются. Однако подлинное взаимодействие государства с народом (без всяких опосредующих звеньев в виде пресловутого «гражданского общества») невозможно без взаимного движения навстречу как со стороны государства, так и со стороны народа. Это движение призвано вылиться в синергию, соработничество Российского государства (структуры) с Русским народом (коллективной личностью), конечным итогом которого может явиться соединение народного и облагодатствованного личностного начала с государственной структурой, т.е. живые начала самодержавного строя (вершины политического развития человеческого рода). Это, конечно, всего лишь наши, может быть, слишком смелые предположения.
Патриарх же поделился личным печальным опытом стояния за русское дело: «в течение долгого времени на любые инициативы по объединению русских было наложено табу. Помню, когда в 1993 году мы создавали Всемирный русский народный собор, какой ужасной, лживой пропагандой, выплеснувшейся в средствах массовой информации, сопровождалось первое заседание Собора. Нас объявляли националистами, фашистами, желающими реставрировать идеологическую составляющую Советского Союза, и эта пропаганда достигала цели. Многие государственные деятели, представители власти на местах восприняли это как некое табу не только на деятельность по поддержанию русского национального самосознания, но и как табу на развитие отношений с Всемирным русским народным собором».
Теперь, благодаря неослабевающим усилиям, ситуация изменилась. Однако это не повод для самоуспокоенности. Поэтому наш Патриарх предложил некоторые конкретные шаги для реализации предложенных им задач: «Необходимо… открыть русские культурные центры, которые станут очагами созидательного национального сознания, проводниками традиции российского единства, средоточием государственно мыслящих общественных сил».
Святейший высказал озабоченность пропагандой, которая ведется с целью разорвать единство Русского народа: «Сегодня в России наблюдается невиданная за минувшие три десятилетия консолидация общества. Однако нас не может не тревожить та разрушительная для национального самосознания работа, которая проводится в обширных регионах Российской Федерации, население которых всегда считалось русским. Так, во время Всероссийской переписи населения 2010 года с широким размахом прошли пиар-акции «Национальность — казак» и «Национальность — сибиряк». Для популяризации новых идентичностей снимались рекламные ролики, велась настойчивая пропаганда в интернете, создавались сообщества в социальных сетях. Современному человеку сам разговор об отделении Сибири от России может показаться абсурдом, абсолютно беспочвенной идеей, — но ведь всего полтора века назад таким же абсурдом казалось отделение Украины!»
Действительно, пропаганда ведется «по-накатанному»: случай с Украиной вдохновляет недругов Русского мiра, правда, теперь всё очевиднее, что источник этого вдохновения – вполне инфернальный. Ведь в Малороссии 150 лет назад тоже всё начиналось с малого. Упор делался на отличиях от общерусского. Они естественны и по-своему хороши. Но плохо, когда они противопоставляются общему. Возникает коллективный эгоизм, силящийся с корнями вырвать отдельную, частную общность из цветущей сложности, чтобы поставить ее в качестве идола на грань гордостного омертвения.
Патриарх четко обозначил враждебные русскому делу поползновения из научной среды: «Упомянутые идеи, к счастью, пока не приобрели популярности в народе, однако нас не могут не тревожить попытки легализовать раскол русского народа на академическом уровне. Так, некоторые статусные ученые мужи дают официальные заключения о существовании национальности «казак», утверждают, что русский народ трудно представить как некий «гомогенный субъект» и для русских «региональная специфика перекрывает специфику этническую»».
Что касается настоящего казачества, восстание Новороссии против укро-нацизма доказывает делом, а не выспренними речами: эта часть Русского народа нынче, как и в прежние века, грудью стоит на защите Русского мiра против сил, ему враждебных. Русские казаки встали неприступной стеной против американской агрессии, осуществляемой руками бандеровцев и западных ЧВК. Раньше казаки оберегали Русь от турок, татар и горцев; теперь же будут оберегать ее от западенцев, неуклонно распространяя вокруг себя русское влияние.
Патриарх продолжил свою заочную полемику с горе-учеными: «Домыслы о гетерогенности русского народа — это миф, имеющий сугубо политическую природу. По мировым масштабам русские — исключительно цельная, единая нация. По степени религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц русские не имеют аналогов среди крупных наций планеты. Феномен русской монолитности объясняется тем, что в нашем национальном самосознании исключительное место занимает связь личности с государством. Этническая идентичность русских больше, чем у любых других народов, сопряжена с идентичностью государственной, с российским патриотизмом и с верностью государственному центру».
Из последних слов Патриарха следует однозначный вывод: крепость Российского государства напрямую зависит от крепости, духовного здравия, в первую очередь, Русского народа. Вооружившись этими словами нашего Патриарха, нужно всемерно продвигать русское дело, превозмогая, как сказано в Св. Писании, «страх иудейский». Ведь ложная боязнь собственной русскости позволила высоко поднять голову украинству именно в качестве силы, противостоящей русскости, а не обогащающей ее.
В заключение своей речи Святейший дал новое напутствие и благословение: «Россия, которая подчеркивает важность национального, этнического, культурного факторов, которая никогда не посягала и не должна посягать в будущем на ограничение этих факторов при условии осознания всеми народами и этносами своей принадлежности к единой цивилизации, единой российской общности, являет для всего мира пример построения добрых отношений между людьми разных национальностей и религий. Цивилизации, которая не противопоставляла, а объединяла народы. Цивилизации, которая имеет огромные заслуги и достижения в прошлом и которая, безусловно, найдет собственный путь в будущее».
Поэтому теперь русским людям остается, помолившись, приступать к многотрудному делу собирания Руси.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия