Военная доктрина России: менять нужно, но с умом

Оборона и безопасностьСобытия

Новые вызовы и угрозы должны найти адекватное представление в нормативных актах Совбеза

Как справедливо говорили древние: «Хочешь мира – готовься к войне». Потому и просочившаяся в прессу информация о массовой мобилизации всех «запасников» на военные сборы именно сейчас не должна удивлять адекватных людей (хотя и радовать не обязана): времена нынче таковы, а их, как водится, не выбирают.

Но можно выбирать стратегию противостояния вызовам и угрозам. Она оформляется неким набором законов, обеспечивающих национальную безопасность. Среди них – военная доктрина, фундаментальный нормативный документ, свод принципов военного строительства, подготовки к военным действиям и их проведения. Ценность принципов – в их постоянстве, поэтому вносимые в этот документ корректировки – вещь хотя и не запредельная, но все же чрезвычайная, требующая веских обоснований.

И у планируемых корректировок в действующую военную доктрину таковые основания объективно нынче имеются. Даже неискушенному читателю трудно не заметить, как стремительно нынче меняются политическая картина мира и, сопряженно, место России в ней. Список партнеров и союзников нуждается в корректировке, прежние договоренности отрицаются если не гласно, то исподволь, в Москву с революционным приветом направляется послом Джон Теффт, ушедший из Киева за считаные месяцы до Евромайдана и вообще, говорят, крупный спец в «оранжевых» политтехнологиях.

А стратегия нацбезопасности у нас – все еще про тот, старый мир, не отравленный киевской хунтой. А беспечность и безграничная вера в людей – качества хорошие, но идут только детям…

Член-корреспондент Академии военных наук, член экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, доцент факультета мировой политики МГУ полковник Анатолий Цыганок в беседе с обозревателем KM.RU отметил, что корректировки национальной военной доктрины давно назрели, но производить их следует с умом:

– Я всегда об этом говорил и готов повторить сейчас: то, что нынешняя военная доктрина была разработана на срок до 2020 года, – это нонсенс, потому что разрабатываться этот важнейший документ должен был минимум на срок действия в 20-25 лет. И эта вещь очевидна любому более-менее толковому военному. Потому что организация работы войск, военная политика – это масштабное дело, это всегда решение сложных и глобальных задач, требующее привлечения серьезных ресурсов, требующее времени. Это основополагающий документ, требующий к себе соответствующего отношения.

Тем более если мы рассуждаем не просто как-то отстраненно, а с оглядкой на существующие реалии. А сейчас мы фактически вступаем в холодную войну. Я оцениваю нынешнюю ситуацию в российско-американских отношениях как аналогичную той, что имела место в отношениях между США и Советским Союзом в 60-х годах прошлого века.

Что мы видим сегодня? Кардинально меняется система обеспечения глобальной безопасности. Руководство НАТО прямо и открыто заявляет о том, что они не собираются сотрудничать с Россией по этому направлению. Рушатся прежние схемы взаимодействия, которые до сей поры обеспечивали пусть относительные, но баланс и стабильность, помогали дружно бороться с международным терроризмом. Мы пересматриваем отношения с партнерами, пересматриваем самих партнеров, постепенно сближаясь с Индией, Китаем и Бразилией.

Все это, конечно же, требует пересмотра существующих документов, они не должны быть «устаревшими», «неактуальными». Так что пересмотр действующих положений в законодательстве, обеспечивающем национальную безопасность, – это не прихоть, а веление времени. Но делать это нужно с умом.

Было бы очень хорошо, если бы новый вариант военной доктрины разрабатывался одним человеком, потому что на данный момент меня не покидает такое ощущение, что нынешний документ писался вразнобой, несогласованно. Там существуют по многим вопросам просто вопиющие нестыковки. Такого допускать, конечно же, нельзя.

Военная доктрина – это не просто декорация, не просто какая-то отписка: это один из основополагающих документов в вопросах национальной безопасности.

Источник