Валентин Катасонов: «Мышь умнее наших олигархов»

АналитикаСобытия

О том, как можно было предотвратить давление не Россию и какие решения необходимо было принять еще вчера

США продолжают антироссийскую кампанию. И в свете ужесточения санкций не исключается замораживание со стороны США зарубежных активов и счетов крупных российских компаний. О том, как можно было предотвратить давление не Россию и какие решения необходимо было принять еще вчера, в интервью Pravda.Ru рассказал профессор МГИМО Валентин Катасонов.

— Валентин, как вы считаете, могут ли США действительно заморозить активы российских компаний, как грозятся? И готовы ли наши бизнесмены к возможным финансовым санкциям?

— Как говорят, «Шура, поздно пить боржоми». Я уже года полтора твердил о том, что это произойдет. Вы меня сейчас застали за тем, что я смотрю свежие данные Банка России. И по этим данным платежный баланс за первое полугодие, капитал продолжал уходить из России, очень уверенно продолжал уходить. И, на самом деле, понятно, что часть этого капитала — иностранные инвесторы.

А сейчас я вижу, что не только иностранные инвесторы, но и российские инвесторы тоже наращивали свои зарубежные активы. Как говорится, мышь умнее наших олигархов, потому что мышь добровольно в мышеловку свою голову не сует. И наши финансовые, экономические регуляторы должны были уже заранее предусмотреть такой вариант, ввести какие-то ограничения на движение капитала, может быть, даже просто какие-то запреты. Если мышь такая глупая, что лезет в мышеловку, то тогда ее надо держать за хвост.

Конечно, все это можно было ожидать, предвидеть. Это еще просматривалось и в 2013 году. Я говорил об этом, чтобы мы не попали в такую ситуацию, чтобы нас противник не застал врасплох, необходимо было принимать ряд действий.

— А какие действия могли бы совершить российские предприниматели или чиновники для того, чтобы сократить возможности давления на экономику страны?

— Прежде всего, категорическое закрытие всех офшоров. У нас сегодня в офшорах находятся сотни миллиардов долларов, причем это не просто какие-то денежные средства, это наши активы. Если США, Европа тоже пользуются офшорами, то они туда выводят прибыль, они являются налоговыми уклонистами. А у нас 90 процентов крупного бизнеса зарегистрировано в офшорах.

Поэтому вопрос очень серьезный. ЦБ тоже проводит какую-то странную политику, потому что надо было уже в 2013 году свернуть все наши валютные резервы, вывести их из трежерис (от англ. treasuries) — казначейских бумаг США. Да, вроде бы ЦБ делает какую-то видимость того, что он сворачивает валютные резервы, но это все очень медленно. По оценке Банка России за первое полугодие 2014 года валютные резервы ЦБ сократились на 37,7 миллиарда долларов. На самом деле, по отношению к общей сумме — семь-восемь процентов. А если и оставлять валютные резервы, то выводить в какую-то безопасную зон, или переводить на более безопасные инструменты.

— Переводить в другую валюту или драгметаллы?

— Абсолютно безопасным у нас является золото. Ничего другого человечество не придумало. Стоимостной объем золота составил на начало года 40 миллиардов долларов, а на середину этого года — 46 миллиардов. Видно, что процесс очень вялый. Доля золота в резервах на сегодняшний день составила 9,7 процента — это крайне мало.

Я достаточно много писал о том, что Иран находился в блокаде и для того, чтобы как-то жить в условиях блокады, Иран очень активно использовал золото. А у нас ситуация очень близкая к Ирану. Но ЦБ до сих пор у нас продолжает выпускать рубли под иностранную валюту. В условиях экономической блокады это полный нонсенс, и никаких серьезных предложений по этой перестройке я от руководства ЦБ не слышал. Так что, к сожалению, мои оценки очень пессимистичны.

— В случае ужесточения санкций поддержат ли США члены Евросоюза, могут ли они пойти на заморозку счетов и активов россиян?

— Сейчас там идет очень активная, жесткая кампания давления со стороны США. Один французский банк Paribas оштрафовали почти на девять миллиардов долларов. Меня поразила эта история. Такой суммы штрафа еще ни один европейский банк не платил. Французский банк Paribas доломали именно в тот самый момент, когда начали трамбовать ЕС в плане экономических санкций против России. Так что, я думаю, эти совпадения не случайны.

Вы сами понимаете, что банки в Европе запуганы, поэтому рассчитывать на то, что банки не будут выполнять американских санкций, наивно. Будут выполнять, и поэтому нам надо было еще в прошлом году, по крайней мере с того момента, когда в ЦБ пришла наша эта дама, начинать перевод операций на какие-то альтернативные валюты. Причем даже не на евро.

Некоторые эксперты говорят, что надо отходить от доллара, потому что все расчеты проходят через американскую банковскую систему. Но последние события в Европе показали, что все российские банки прогибаются перед американскими финансовыми регуляторами, и соответственно, нет никакой надежды, что и операции в евро не были бы заблокированы.

— Подвергается ли какой-то угрозе со стороны США российская банковская система?

— Я бы хотел сказать по банковскому сектору, потому что он тоже включен в список самых приоритетных секторов, которые, с точки зрения Вашингтона, должны подвергаться санкциям.

Не надо объявлять им никаких секторальных санкций, потому что с 1 июля 2014 года в полном объеме вступил в силу закон FATCA — закон о налогообложении иностранных счетов. Практически все российские банки оказались под домокловым мечом этого закона. И при необходимости США могут поставить на место любой российский банк, используя этот инструмент. Это инструмент прямого административного воздействия со стороны Вашингтона на любой банк в любой точке земного шара.

В принципе, нам нужна суверенная финансово-банковская система. Нельзя нынешнюю систему как-то усовершенствовать, частично реконструировать. Необходима кардинальнейшая перестройка нашей финансово-банковской системы.

Источник