Часть ЕГЭ по русскому языку хотят сделать устной с 2015 года

ОбразованиеСобытия

Предложение по введению устной составляющей Единого госэкзамена по русскому языку сейчас рассматривается Минобрнауки и Рособрнадзором

Как сообщил «Известиям» глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, руководство Министерства образования и науки обсуждает вопрос о введении устной части сдачи Единого государственного экзамена по русскому языку. По словам Кравцова, окончательное решение будет вынесено к началу нового учебного года.

— Сейчас у нас есть такие предложения, ведется обсуждение этого вопроса, но окончательного вердикта пока нет. Мы дождемся 1 сентября и вынесем свое окончательное решение. С данным вопросом торопиться нельзя, необходимо всё делать плавно, чтобы ученики знали заранее, что их ожидает, — пояснил Кравцов.

Глава Рособрнадзора также сообщил, что в обязательном порядке уже со следующего года школьникам придется сдавать иностранные языки не только в письменной, но и в устной форме.

— Мы планируем ввести устную часть на ЕГЭ по иностранным языкам. Такая технология опробована, и изначально, когда шел эксперимент по введению ЕГЭ, была эта возможность, но мы от нее отказались. Сейчас мы к ней готовы, и со следующего года во время сдачи экзамена по иностранным языкам мы будем проверять не только письменный навык, но и умение учеников излагать свои мысли в разговорной форме. Устные экзамены будут по английскому, испанскому, немецкому и французскому языкам, — добавил Кравцов.

Ранее о введении устной части ЕГЭ по разным предметам «Известиям» сообщал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Однако министр не уточнял, на какие именно экзамены это распространится.

— Если говорить о возможных содержательных изменениях в Едином государственном экзамене, то сейчас рассматривается возможность сдавать некоторые экзамены устно. В этом году какие-то варианты будут отработаны в пилотном режиме, но о масштабных изменениях можно будет говорить начиная с 2015 года, — рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Приказ о введении раздела «Говорение» в структуру ЕГЭ вступит в силу с 1 сентября 2014 года. Согласно тексту приказа, устные ответы в разделе «Говорение» записываются на аудионосители. Для этого будут оборудованы аудитории со средствами цифровой аудиозаписи, куда учащиеся будут приглашаться по одному. После завершения экзамена ученику дадут прослушать запись ответа, чтобы он смог убедиться, что она произведена корректно.

Также в устный блок ЕГЭ добавляются задания из раздела «Аудирование», когда экзаменационные задания записаны на аудионоситель и школьники должны работать на слух. Преподаватели включают аудиозадание и повторяют его два раза, после чего школьникам дается время на его выполнение.

Председатель общественного совета при Минобрнауки и директор центра образования № 109 Евгений Ямбург подтвердил «Известиям» инициативу министерства по введению устной части ЕГЭ по русскому языку.

— Действительно, сегодня идет обсуждение по введению такой составляющей со следующего года. Это также коснется и литературы. Но тут пока рано о чем-то говорить. Обсуждение данного вопроса также будет вестись и в рамках общественного совета, — говорит Ямбург.

Доктор психологических наук и член Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Галина Семья считает, что вводить устную часть со следующего года нужно лишь в пилотных регионах, а уже затем по всей стране.

— Для ребенка, который 10 классов «не говорил», а в 11-м ему придется, ситуация с точки зрения психологии оборачивается двумя вещами: стрессом от самого экзамена и психологической неготовностью ребенка к устной сдаче. Введение со следующего года очень рискованно. Рациональнее было бы провести апробацию данного подхода на пилотных регионах и по результатам уже посмотреть, стоит вводить или нет, — считает Семья.

Сопредседатель Межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов считает, что предложение ведомства возвращает структуру экзамена «к той точке, от которой уходили».

— Были при поступлении устные экзамены, и был предмет «риторика», но возвращение данной дисциплины приводит нас к тому, от чего мы старались уйти. Нельзя отрицать того факта, что нынешние выпускники плохо владеют русским языком, но первый шаг, который я считаю позитивным, в этом направлении — это введение сочинения, которое необходимо развивать. А если брать устный экзамен, то здесь вопрос также касается его объективности и того, что именно будет в него входить, — говорит Демидов.

Источник