Газпром не действует в интересах России?
За двадцать с лишним лет газовое спонсорство Украины обернулось для России становлением и развитием враждебного русофобского государства прозападной ориентации
Европейский союз принимает в Брюсселе саммит группы стран «большой семерки» (G 7). В его работе принимают участие председатели Евросовета и Еврокомиссии, а ее формальными членами являются Германия, Великобритания, Италия, Канада, Соединенные Штаты, Франция и Япония. На встрече, среди прочих вопросов, планируется обсудить тему обеспечения «газовой безопасности» Европы и тему введения «третьей фазы» санкций против России в связи с украинским кризисом.
Комментирует Федор Пашин, эксперт Фонда национальной и международной безопасности:
В обеспечении так называемой «газовой безопасности» Европы особое место занимает проблема транзита российского газа через территорию Украины, который на треть удовлетворяет потребности европейских стран в этой продукции. Как прогнозируют эксперты, члены «семерки» постараются найти решения, как заставить Газпром «потесниться» на европейском рынке и уступить место другим проектам, в частности» дать «зеленую дорогу» поставкам американского сжиженного газа. Кроме того, ожидается, что будет оказан сильный нажим на газового гиганта, что заставить его по минимальным ценам поставлять газ в Украину. В «газовых войнах» на Украине Газпром уже не первый раз оказывается в эпицентре российско-украинских противоречий.
Как известно, в 90-е реформаторские годы доля государство чуть было не утратило контроль над своим газовым монополистом. Его доля акций сократилась до критического показателя в 34 %. Несмотря на то, что с приходом в Кремль нынешнего президента России доля государства превысила отметку в 51 %, эффективность работы газового гиганта никак не улучшилась. Газпром продолжил работать скорее в своих корпоративных интересах, нежели руководствовался государственными мотивами. По-прежнему огромные средства монополиста уходят на реализацию многочисленных непрофильных активов. Чего стоит только «Зенит», состоящий в основном из дорогостоящих легионеров, ряд федеральных СМИ, занимающих нередко антигосударственные, антипрезидентские позиции в освещении событий в стране и мире, и другие дорогие «игрушки» газового гиганта. Немалые деньги тратятся на содержание армии менеджеров, а также – удовлетворение интересов и потребностей влиятельных отечественных и зарубежных миноритариев, многие из которых сегодня не являются сторонниками нынешнего курса Кремля на укрепление роли государства в экономике.
Между тем, ежегодные налоговые отчисления Газпрома в бюджет государства в несколько раз меньше тех, что платит «нефтянка», которая во времена правления Бориса Ельцина фактически совсем ничего не перечисляла государства, а находилась в частном офшорном ведении. При этом внутрироссийские цены на газ, по сравнению с другими «газовыми странами», остаются высокими. А по сравнению со США так даже выше. Под большим давлением властей Газпром был вынужден направлять свои усилия на газофикацию российских регионов.
Недальновидной и конъюнктурной остается политика монополиста в отношении поставок газа в Украина и через ее территорию на Запад. Из более чем 250 млрд. дол., вложенных Россией в Украину за 23 года существования ее незалежности, разного рода газовые скидки, льготы и другие преференции составили «львиную долю». Как пишут СМИ, один из отцов основателей Газпрома Виктор Черномырдин, который долгое время работал российским послом в Украине, меньше заботился о продвижении национальных интересов России в стране пребывания, чем «разруливал» финансовые потоки от газовых поставок и транзита. Уже во времена правления Виктора Януковича Россия, по признанию украинской стороны, фактически давала взятку в виде смехотворной цены на газ из расчета 268, 5 доллара за кубометр газа, украинским властям, напрасно надеясь заполучить их лояльность.
Таким образом, как считают многие эксперты, за двадцать с лишним лет газовое спонсорство Украины обернулось для России становлением и развитием фактически враждебного русофобского государства прозападной ориентации. Сегодня на фоне украинского кризиса и кровопролитной гражданской войны в Донбассе и Луганске однобокая торгашеская позиция Газпрома не только выглядит неприглядно, но и фактически ослабляет позиции России в противостоянии с Западом. Еще большую озабоченность вызывают газпромовские СМИ и, в частности, «Эхо Москвы», которые зачастую занимают антироссийские и антпутинские позиции в информационной войне вокруг Украины.
Между тем, в преддверии саммита в Брюсселе закрытие газового вентиля, хотя бы на сутки, могло бы стать отрезвляющим холодным душем как на киевских правителей в Киеве, так и представителей воинствующих кругов в Брюсселе и Вашингтоне. Такой шаг помог «семерки» больше учитывать интересы России в обеспечении «газовой безопасности» в Европе, и не грозить Москве очередной «фазой санкций». Тогда бы был снят с повестки вопрос о том, в чьих интересах действует Газпром…