Валерий Шамбаров: “Слёт юных воинов”

Сборы “Рождествено-2014”

Легкие пушистые облака скользят по бездонному небу над главами храма Рождества Христова в Митино. А посмотришь на него с поля, снизу вверх, и кажется, будто сам храм – это стройный белый корабль, поднявший мачты крестов на куполе и колокольне и плывущий по бескрайней чистой синеве, рассекая пену облаков. Куда он держит курс, известно любому православному человеку… Эту живописную картину нам довелось наблюдать в течение трех дней, когда проходил Всероссийский слет военно-патриотических клубов «Рождествено-2014». Он стал уже традиционным, проводится в четвертый раз. Устроителями слета выступают несколько организаций – ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», «НП по содействию возрождению казачества», Фонд содействия становлению поддержки общественных движений и гражданских инициатив, Атаманский полк Центрального Казачьего Войска.

Место удобное – со всех сторон обступила Москва, но здесь как бы «оазис не-Москвы». Деревенский домики, зеленеет лес молодой листвой, долина речки Журавки. Кстати, место и историческое. В 1941 г., в период битвы под Москвой, в селе Рождествено располагались штабы двух прославленных соединений, танкового корпуса Катукова и кавалерийского корпуса Доватора. На просторной поляне возле храма уже несколько лет действует база ассоциации «Стяг» и ее дочерних организаций: Алексеевской дружины и клуба «Доброволец». Сейчас здесь построено подобие исторического казачьего куреня – смотровая вышка, навесы штаба и столовой, по соседству в оврагах и болотцах оборудована великолепная полоса препятствий.

1 мая все пространство поляны превращается в палаточный городок. Одна за другой прибывают команды, перегруженные рюкзаками. То там, то здесь поднимаются разноцветные купола палаточных домиков. Кипит рабочая суета вокруг штабных столиков. Руководитель ассоциации «Стяг» Александр Александрович Кравченко через мегафон зазывает вновь прибывших регистрироваться на соревнования. Популярность наших весенних сборов растет. Теперь может показаться удивительным, что 8 лет назад весь лагерь у нас состоял из 3 палаток, а количество участников достигало «внушительной» цифры 8 человек. Впрочем, и программа была более чем скромненькой, если ее вообще можно было назвать программой. Но постепенно мы набирались опыта, стало получаться что-то интересное. Об этом разносилась молва, присоединялись другие энтузиасты. В свою очередь, привносили что-нибудь новое. Масштабы разрастались, менялось качество. Кстати, никакого финансирования у нас как не было, так и до сих пор нет. Но это оказывается совсем не главным. Было бы желание.

На нынешний слет зарегистрировались 18 команд из разных регионов России. На флагштоках перед столовой поднимаются новые и новые флаги. Рядом оборудуется общий иконостас – собравшиеся коллективы устанавливают и закрепляют на нем иконы своих небесных покровителей. Тем временем шесть команд доложили, что они вышли на маршрут – для желающих слет начинается с пешего похода от станции электрички Аникеевка Рижской железной дороги. По карте дальность составляет 17 км, но ведь это по карте. Маршрут проложен довольно сложный. Двигаться надо через лесной массив без дорог, ориентироваться по карте и компасу. На пути речушки Банька и Синица, разлившиеся от весеннего паводка. Нужно самим найти подходящие места и подручные средства, чтобы форсировать их.

Периодически связываемся по телефонам, уточняем местонахождение. Команда «Ковчег» православной гимназии села Анискино докладывает, что ребята изрядно устали, сделали привал. Команда «Платовец» сообщает, что влезла в болото. Ее руководитель, Аркадий Слесарев, шутит: «Одной рукой удерживаюсь за кусты, чтобы не погрузиться, второй держу трубку, разговариваю с вами…» Вместо семнадцати намотали километров двадцать пять. Колонны юных бойцов появляются как раз перед открытием слета. Взмыленные, измотавшиеся, но довольные – успели, преодолели все трудности.

Огромную помощь военно-патриотическому движению оказывает Православная Церковь, работа с молодежью ведется по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Конечно же, это не случайно. Русские православные и воинские традиции всегда являлись двумя сторонами одной медали. Слова Вера и Отечество произносились рядом, а защита Отечества была неотделимой от защиты Веры. Вот и теперь храм Рождества Христова в Митино предоставил свою территорию для базы «Стяга», радушно принимает наши слеты, окормляет их духовно. К торжественному открытию со стороны храма движется крестный ход. Несут хоругви, идет настоятель, протоиерей Стефан (Жила).

В строю стоит 230 человек в камуфляжной форме. Пасхальные песнопения подхватывает за священником хор молодых голосов. Коллектив певчих сводный – ребята и девчата из разных храмов, из нескольких православных гимназий. Хор сводный, никогда не репетировал вместе, а поет-то стройно, слаженно. Ведь Светлая Пасха у всех одна. Во всех храмах, на всех клиросах звучит одно – величие и радость Воскресения Христова. Это наше общее. Наше кровное, русское. То самое, что собрало и объединило нас. Голоса певчих разливаются чисто и душевно, молитвы плывут над окрестными оврагами и лесом, возносятся волнами по склону пригорка к белому стройному храму…

Строй молодых людей подпевает пасхальный тропарь, откликается на приветствие: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Откликается дружно, задорно. Это оказывается тоже общим. Этому не надо учить, это не надо репетировать, оно уже есть в сознании и сердцах. Так уж сложилась традиция, что весенние сборы казачьих и военно-патриотических клубов в Рождествено проводятся сразу после Пасхи. Поэтому пасхальное приветствие становится здесь неотъемлемым атрибутом самих сборов, их символом, даже строевой воинской командой. «Равняйсь! Смирно!… Христос Воскресе!»

Крестный ход обходит лагерь, о. Стефан благословляет и кропит святой водой участников, штаб, столовую. А от кухни уже разносятся вкусные запахи. Там орудует Александр Захаров. В повседневной жизни – директор фирмы «Политкнига» и нескольких столичных книжных магазинов. Но кашеварить в походах и молодежных лагерях считает своим долгом, а заодно и лучшим видом отдыха. С удовольствием меняет деловой костюм на камуфляжку подхорунжего, мобильник на черпак, солидно и квалифицированно распоряжается над котлами, ведрами, разделочными столами. Славится своим уникальным умением накормить любое количество участников, сколько бы их ни было. Причем накормить дешево, но и вкусно, сытно. Кстати, нынешний слет для Саши особенный – несколько дней назад он женился, и рядом с ним трудится супруга Лена. Так сказать, свадебное путешествие!

Впрочем, помогает не только жена. В кухонные хлопоты включаются добровольцы из электрогорского клуба «Гром», казачьего поста св. Никиты Павлово-Посадского района, Анискинской гимназии. Никто не заставлял, никто не упрашивал. Увидели – требуется помощь, вот и взялись трудиться. Разумеется, добавлялись дежурные. Это уж по очереди – воду, дрова носить, котлы чистить. К сожалению, приходилось назначать и наряды «вне очереди». За нецензурную лексику, за подожженную дымовуху.

Между тем, уже начинаются соревнования. Инструкторы ассоциации «Стяг» по очереди выпускают группы на «Партизанскую полосу препятствий». Юные бойцы ловко карабкаются на вышку, соскальзывая с нее по деревянному бревну. Перелезают через деревянные стенки. Проползают на животах под натянутыми веревками. Перебираются через болото, балансируя по дорожке из автомобильных покрышек. Последний этап, на финише – разборка и сборка автомата. В другой части лагеря выгорожен ринг. Здесь под руководством мастера спорта Игоря Юрьевича Евтушенко разворачиваются жаркие состязания по рукопашному бою.

Начинается и исторический конкурс. Это тоже важно. Ведь человек, потерявший свои духовные и исторические корни превращается в «перекати-поле». Это не русский воин, а наемник, способный нестись в любую сторону, куда подует ветер. Поэтому исторический конкурс на наших сборах считается одним из основных состязаний. В этом году выбрано две темы – 700 лет со дня рождения св. преподобного Сергия Радонежского и 100 лет с начала Первой мировой войны. На каждом построении даю всем участникам по два-три вопроса. На ответы по одной минуте. Чтобы было объективно, исключалось использование интернета. Ответили – сразу сдают тетрадки. Проверкой занимается старший научный сотрудник Академии Наук России Александр Георгиевич Шевченко, и в целом результаты радуют. Видно, что молодежь все-таки интересуется славным прошлым нашего народа и страны. Впрочем, попадаются и грубые ошибки. Например, одна из команд называет Верховным Главнокомандующим в годы Первой мировой Кутузова. Есть и варианты – Троцкий, Буденный.

Красочным видом выделяется еще одна группа инструкторов – в лихо заломленных папахах, ярких рубахах, шароварах с лампасами. Это казаки из центра духовно-патриотического воспитания «Спас» под руководством Владимира Кузнецова, они специально приехали из Азова, проводят семинары и мастер-классы по традиционным казачьим боевым искусствам: владению шашкой, пикой, нагайкой, по пластунской технике. Ну а для младших участников они организуют «рубки» на мягких колотушках. Эта игра оказывается чрезвычайно популярной. Ребята и девчонки не устают «сражаться» по два часа подряд – упрашивают, можно ли еще. Раз за разом звучит команда «Шашки наголо! В атаку марш-марш!…» И с дружным удалым «ура» в облаках поднятой пыли сшибаются с колотушками сорок-пятьдесят человек.

После ужина начинается подготовка к ночной военно-тактической игре. Руководитель клуба «Наша армия» Степан Зотов объясняет правила. Участников делят на две категории – «караул» и «диверсанты». Задача первых: уберечь пять спрятанных «объектов», задача вторых – похитить их, узнать распорядок несения службы и пароли. Строимся на общую молитву, а потом трубач морских кадетских классов играет «отбой». Участники сборов растекаются по палаткам. Правда, тишина воцаряется весьма относительная. Туда-сюда пробегают караульные. Из обрывков фраз можно понять, что «диверсанты» пробираются со стороны кладбища, где-то хлопает петарда…

Подъем тоже по сигналу горна. Азовские казаки-спасовцы ведут личный состав на лужайку к реке, проводят зарядку. Тем временем поспевает завтрак, ребята с аппетитом уписывают пшенную кашу. А дальше продолжаются занятия. Полоса препятствий, рукопашка. Проводится жеребьевка для состязаний по лазер-тагу. На свободном участке поля младшие, а за ними старшие бойцы вступают в перестрелки. Перебегают, стараются обойти друг друга, поймать противников «на мушку». Укрываются за буграми, в ямках…

Впрочем, мы стараемся не делать упор именно на соревнованиях. На слете организован целый ряд учебных площадок, где желающие могут усовершенствовать свои знания и навыки в тех или иных военно-прикладных дисциплинах. О казачьей технике выше уже говорилось. Врач МЧС Илья Юрьевич Кочетков проводит семинары по оказанию первой помощи пострадавшим. Хорунжий Слесарев учит ребят фехтованию. Иван Золотарев и Николай Халтурин развернули саперную точку. Показывают молодым бойцам, как распознавать, обозначать, обезвреживать мины.

Целый отряд великолепных инструкторов привез командир сотни специального назначения ЦКВ Роман Николаевич Теленкевич. Его специалисты начинают занятия по стрельбе из пневматического оружия, по альпинистской подготовке, по ножевому бою, по спецтактике. Тренируют личный состав работе с автоматом и пистолетом: как правильно передвигаться в бою, как залечь, из каких позиций вести огонь, как действовать в группе, прикрыть друг друга. Словом, выбирай что душе угодно, что хочешь попробовать, чему хочешь поучиться. Время летит незаметно. Вроде бы, совсем недавно был завтрак, а уже построение на обед. А потом и на ужин. «Равняйсь – смирно!» «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

Во вторую ночь снова военно-тактическая игра. Теперь сценарий другой. Отбираем ребят постарше, поопытнее. Теленкевич проводит с ними занятия по несению караульной службы. После жалуется, что в военно-патриотических клубах совершенно не обращают внимания на изучение армейских Уставов. А у нас теоретические занятия перерастают в практические. Встают на посты часовые, выходят на маршруты патрули – инструкторы устраивают им периодические проверки, нападения.

Однако вторая ночь «проверяет» не только часовых. Она испытывает на прочность всех участников. Предшествующие дни стояли теплые, даже жаркие, а к вечеру 2 мая очень резко холодает. Ночью на почве заморозки, ложится иней. Нет, природные перепады не сломили никого. Ни один из участников слета не раскис, не разнылся, даже самые маленькие вели себя стойко. А утром щедрое солнышко добавляет оптимизма, ласкает тех, кто все-таки озяб. Если недостаточно солнышка – согреться помогает зарядка.

Проводятся последние мастер-классы и семинары – кто еще что-нибудь не успел, в чем-то еще хотел бы потренироваться. Некоторые команды идут в храм на Божественную Литургию. Но уже приближается время расставания. Палаточный городок начинает таять буквально на глазах. Таять, будто мороженое под солнечными лучами. Купола и шатры палаток опадают, сворачиваются. Скручиваются в рулоны туристические коврики, пакуются рюкзаки.

На закрытие слета приезжает председатель Фонда содействия становлению поддержки общественных движений и гражданских инициатив Владимир Евгеньевич Хомяков. Поздравляет участников с состоявшимся военно-спортивным праздником. Рассказывает о грязных и трагических провокациях, разыгранных в эти же дни на Украине. Хомяков говорит и о «гражданском» обществе. Разъясняет, что же это такое. Настоящим гражданином, в полной мере отвечающим такому определению, стать совсем не просто. Гражданин – это в первую очередь патриот, это человек, способный встать на защиту своего Отечества. В противном случае не будет ни России, ни русского народа.

Подводим итоги. Первые места на полосе препятствий как в старшей, так и в младшей возрастных группах взяли гости с Урала – команда школы-интерната «Пограничник» из г. Качканар. Парни подготовлены отлично, они и в лазертаге оказались призерами. А первые места в лазертаговских боях взяли юные казаки из Гребнево и местная Алексеевскеая дружина. В историческом конкурсе лучшими стали Алексеевские кадетские казачьи классы московской 339-й школы. За второе и третье места пришлось устраивать два дополнительных тура – гимназии «Серафимы» и «Ковчег» шли буквально на равных, никак не уступая друг другу.

Поздравляем тех, кто сумел одержать верх в напряженной борьбе. Один за другим подходят руководители, получают грамоты и подарки – туристическое снаряжение. Молодцы, заслужили. Да и другие, наверное, не в обиде. Побегали, потренировались, кое-чему научились. И вот от храма снова несут хоругви, святые иконы. О.Александр (Безруков) служит молебен, кропит нас святой водой. Благодарим Господа за все, что Он дал нам в прошедшие дни – за прекрасную погоду, друзей, знакомства, интересные встречи. За радость, переживания, треволнения, заботы, хлопоты. За возможность потрудиться. За все.

По казачьему обычаю спрашиваю, имеются ли у кого-нибудь претензии ко мне, как к походному атаману? К другим руководителям слета? К повару? Строй отвечает: никак нет. Это награда для нас, организаторов. Раз все довольны – значит, не зря старались. Значит, что-то сумели. Хотя, по справедливости такой приз нужно поделить на всех. Постарались и потрудились все вместе, и руководители, и участники, иначе ничего путного не получилось бы. Поэтому и спасибо надо сказать всем участникам, от самого маленького до самого старшего. Каждый из них был таким как был. Каждый внес что-то свое, а получилось одно, общее.

Последняя команда… Какая? Нетрудно догадаться, все та же! «Равняйсь! Смирно!… Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Из нескольких команд выводят желающих для посвящения в казачата.

Тоже заслужили. В нашей организации в подобных случаях посвящение проводится по запорожскому обряду. Пользуясь правом походного атамана, задаю построившимся передо мной мальчишкам два вопроса. Веруют ли они в Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу? Будут ли биться, если на Отчизну грянет беда? Напряженные и воодушевленные ребята дважды откликаются: «Да, батько!» Преклоняют левое колено. Я касаюсь их юных плеч атаманской шашкой, о.Александр дает ребятам поцеловать Святой Крест…. Крест и оружие – такова ноша православных воинов. Порой она очень тяжелая. Но ведь сама ноша и помогает, как же без нее-то?

В столовой всех угощают последним обедом, а лагерь закрывается. Наводится чистота на месте собранных палаток. Команды еще разок проходят по земле, где прожили три бурных и радостных дня. Собирают бумажки, пакеты, обертки. В дальнем углу поляны загорается большой костер, испепеляющий лишний мусор. Рюкзаки вскидываются на плечи. Автомашины грузятся вещами, заводят моторы. Ребята, познакомившиеся на сборах, торопливо обмениваются телефонами, контактами, е-мэйлами. Наверное, каждый увозит что-то в памяти, в душе. Что-то свое, личное. И что-то общее. В том числе, светлое, праздничное настроение.

Большая поляна пустеет. Мы уходим в числе последних. Команда гимназии «Ковчег» покупает пасхальные куличи, продающиеся возле храма. Кто-то берет с собой домой. Кто-то разрезает сразу, угощает товарищей. Поблизости расположен и умывальник. Подростки перед дорогой смывают «боевую» пыль, покрывшую лица, приводят в порядок форму, обувь. Возле ворот останавливаемся, молимся и кланяемся гостеприимному храму. И вперед – к станции метро. Ветер уже разнес набежавшие было тучи. Небо над нами опять чистое, голубое, с легкими перышками облаков. А если оглянуться и бросить прощальный взгляд на храм Рождества Христова, то он опять покажется белым двухмачтовым кораблем, готовым отправиться в плавание по этой бездонной синеве. Он уже давно, несколько веков находится в плавании – но вместе с тем и отчаливает. Отчаливает всегда, изо дня в день, из месяца в месяц. И для нас с вами самое важное – не опоздать к отплытию. Самое важное – вовремя взойти на борта таких кораблей. Христос Воскресе!

Источник