Сеня Кролик заложил Галичину

ПолитикаСобытия

Куда пойдут галицкий и закарпатский регионы Украины?

Под ритуальные клятвы новой украинской власти о недопущении покушений на территориальную целостность страны русинские активисты еще с месяц назад распространили новость о переговорах между Арсением Яценюком и правительством Польши о передаче последней трех галицких областей «под предлогом cпаcения наcеления от гуманитарной катаcтрофы».

Международная практика свидетельствует, что в политике ничего невозможного нет. В техническом плане Галиция, как эпицентр украинской националистической идеологии, сейчас, после Евромайдана, доставляет новой власти больше проблем, чем пользы. Галичане нужны были во время острого противостояния с правоохранителями. После победы «революции» бетонные лбы «правосеков» официальный Киев больше пугают, чем радуют.

И события показывают, что новые украинские власти не так уж и неправы. Им срочно надо избавиться от порочащих «демократию» лиц, дабы предстать пред миром в цивилизованном облике. Передача региона Варшаве могла бы кардинально разрешить эту проблему.

Действительно ли Яценюк обсуждал с поляками вопрос передачи Галиции, неизвестно, но представляют интерес распространенные русинскими деятелями данные соцопроса закарпатцев, согласно которым более 69% поддерживают передачу Галичины Польше, а для 81% судьба Закарпатья важнее судьбы Украины.

Отношения между русинами и Киевом далеко не безоблачны, и так было всегда. Украинизация этого народа проводилась украинскими властями с опорой на Галичину, откуда шел экспорт националистических кадров в закарпатские школы и вузы. Не удивительно, что возможность передачи Галичины Польше вызывает у русинов положительные эмоции.

Украинским властям важно ассимилировать русинов по нескольким причинам. Во-первых, Закарпатье – это западно-украинский регион, стоящий особняком на фоне других западноукраинских областей. Закарпатье не знало ОУН-УПА и украинского национализма, зато знало русофильство и верность общерусской идее. На фоне Галичины и других западноукраинских регионов, воспеваемых как идеологическая колыбель украинской государственности и эталон украинской идентичности, Закарпатье выглядит противоположным образом. Это ставит под сомнение утверждение, будто вся Западная Украина молится богам украинской государственности. Как видим, не вся.

Во-вторых, Закарпатье – это важный газотранспортный узел. Через область проходит магистральный газопровод Уренгой–Помары–Ужгород, который соединяет газовые месторождения Западной Сибири с Ужгородом, откуда поставляется потребителям Центральной и Западной Европы. Мощность газопровода – 32 млрд. м³ газа в год, а протяженность по территории Украины – 1160 км. Через Закарпатье проходит также одна из веток самой крупной в мире системы нефтепровода «Дружба», откуда нефть идет в Венгрию, Чехию и Словакию, пролегают линии электропередачи, запущен комплекс по перекачке сжиженного газа (на стыке границ с Румынией, Венгрией и Словакией), а в Ужгороде и Берегово действуют газораспределительные станции.

Позволить Закарпатью самостоятельно решать свою судьбу – значит, лишиться экономически выгодного актива, зарабатывая на транзите газа в Европу и рычага давления в диалоге с Россией.

Закарпатская труба кормит многих людей из высших эшелонов украинской власти, и эпатажные угрозы лидера «Правого сектора» Яроша взорвать украинский участок газопровода Уренгой–Помары–Ужгород этих людей, надо полагать, не очень обрадовали.

Чтобы сохранить контроль над русинским Закарпатьем, Киеву надо его предельно украинизировать. На идеологическую помощь Галичины киевские «самостийники» полагались в этом деле тогда, когда у них самих не хватало на это ресурсов. Теперь же сам Киев превратился в очаг политического национализма, и с украинизацией Закарпатья справляется без галичан.

Галичане стали лишними, потому что чересчур радикальны, а еще один «Правый сектор» в Закарпатье украинским властям не нужен, чтобы не взлетали на воздух газопроводы.

На ущемление прав русинов Вашингтон и Брюссель будут смотреть сквозь пальцы точно так же, как сейчас они «не замечают» репрессий против активистов Юго-Востока. Но среди закарпатцев 126 тыс. человек имеют венгерские паспорта и 40 тыс. – румынские.

Венгерская партия «Йоббик», одна из известнейших защитниц венгерского меньшинства на Закарпатье, заявила, что и в дальнейшем забота о правах этнических венгров на Украине будет ее приоритетом. Это притом, что официальный Будапешт и без того довольно активен в вопросах соблюдения прав украинских венгров. И Будапешт, и представители «Йоббик» высказались в поддержку референдума в Крыму, поскольку понимают масштабы той угрозы, которую несет агрессивная украинизация культуре народов Крыма и Закарпатья.

Вряд ли спокойно будут наблюдать за действиями Киева и в Бухаресте. Всего на Украине по данным переписи 2001 г. проживает более 150 тыс. этнических румын, которые все более тяготеют к своей исторической родине, и, не в последнюю очередь, из-за неуклюжего подхода Киева к вопросу удовлетворения культурных запросов национальных меньшинств, в т.ч., румынского.

США и ЕС могут дать карт-бланш Венгрии и Румынии для проведения «миротворческой операции» на территории Закарпатья. Все будет зависеть от конъюнктуры, которая сложится на тот момент. Территориальная целостность украинского государства на западных ее окраинах не является для Запада вечной данностью. Это юго-восточные области Запад старается «привязать» к Киеву, чтобы «тело» «незалежного» и бандеризированного украинского государства глубже врезалось в «тело» России с выходом на Черноморско-каспийский регион. На западном направлении такой необходимости нет, поэтому контролировать Закарпатье, вместе с его газотранспортными узлами, могут захотеть в Вашингтоне и Брюсселе, а Киеву придется только покорно согласиться.

Тем более что с передачей Галиции Польше (если Яценюк, все-таки, обсуждал это со своими польскими коллегами), Закарпатье окажется полностью окруженным со всех сторон территорией четырёх государств-членов НАТО (Венгрия, Румыния, Словакия, Польша). Это в разы повысит вероятность выхода этого региона из состава Украины, а традиционное русофильство закарпатцев может подтолкнуть Запад к агрессивным действиям.

Источник