Станислав Епифанцев: «Кыргызстан в глобальном мире»
Может ли республика стать региональной Швейцарией?
Американские сейсмологи предсказывают возможное извержение спящего уже седьмое тысячелетие Йелоустонского вулкана-супергиганта. Произойди такое – и большая часть Северной Америки просто-напросто погибнет, да и остальному миру не поздоровится. Однако произойдет ли такая катастрофа, одному Богу известно. А пока и без этого вулкана мир сотрясают политические катаклизмы немалой силы. И самый грозный из них на сегодня –это украинский кризис.
Безусловно, это самый мощный кризис на постсоветском пространстве со времен распада СССР, и предсказать все его последствия сегодня вряд ли возможно. Присоединение многострадального Крыма к России – это, вне всякого сомнения, эпохальное событие, особо значимое для России и для русских. Вряд ли Россия претендует еще на какие-то территории Украины, да и Запад, похоже, проглотивший присоединение Крыма, оказывает на нее сильное давление. Но сегодня мы, несомненно, наблюдаем «момент истины» и для России и для всего мира. Четверть века после развала Союза политическая элита России на любой чих с Запада привыкла говорить «чего изволите?», и вот все враз изменилось и для России, и, похоже, для всего остального мира. Никакие санкции не смогут вернуть прежнего, однополярного мира – его эпоха завершилась.
Разумеется, Америка все так же сильна, но Россия, русские и Путин пошли по дороге, которую выбрали сами. При этом Россия явно будет стремиться, так или иначе, отстоять свои интересы на всем пространстве бывшего СССР.
Каким же образом эти события глобального мира окажут влияние на наш Кыргызстан, и как мы можем использовать нынешнюю ситуацию в мире на пользу нашему народу и нашему государству?
Ни для кого в стране и за ее пределами не является секретом, что в рейтинге неуспешных стран мы устойчиво занимаем одну из первых позиций. А ведь мы были вполне благополучной республикой в советское время, с высоким уровнем образования, науки и культуры. Теперь же мы имеем разрушенную экономику, низкую социальную защиту и стремительно теряем свое население.
И все же, не проявляя дешевого бодряческого патриотизма, скажу, что у нас в Кыргызстане есть на сегодня неплохие шансы выйти из той тяжелой ситуации, в которой мы находимся.
Как говорят мудрые китайцы, иероглиф, читаемый, как «кризис», одновременно означает и «новые возможности».
И это глубоко верно. Попытаться эффективно использовать эти возможности – очевидная задача для нас.
Что здесь имеется в виду? Россия сегодня однозначно сделала ставку на приоритет национальных интересов перед западными ценностями и, надо полагать, жестко утвердилась в этой позиции, несмотря на перманентные и постоянно озвучиваемые санкции. Штаты и их западные партнеры, по сути, оказались не готовы к такому повороту событий. Большая война вряд ли случится. Ни США, ни страны Европы, очевидно, не собираются воевать за Украину. Бомбить Россию, как разбомбили Сербию и Ливию, явно выйдет себе дороже. Важным моментом является то, что в сложившихся обстоятельствах евразийская доктрина Путина, подвергавшаяся критике и внутри России, и в странах постсоветского пространства, и, само собой, странами Запада, неуклонно становится официальной государственной доктриной России. Если до последнего времени Путину приходилось отбиваться от обвинений в попытке возврата к СССР, то теперь точка бифуркации в этом вопросе, пожалуй, уже пройдена.
Теперь, что неизбежно, начнется процесс фактического раздела сфер влияния, и не только для России. Даже если удастся частично сковать Москву путем возврата к методам «холодной войны», процессы, начатые сегодня в России, получат свое развитие в других странах. И можно быть уверенными, что теперь Москва будет проводить более жесткую политику по отношению к США и странам западного блока. Представляется очевидным, что претерпят трансформацию и взаимоотношения внутри СНГ. В этих обстоятельствах Кыргызстан и может получить свой шанс.
Тем более что в политической жизни страны можно уже наблюдать определенные позитивные тенденции. Похоже, у страны появляется настоящий лидер.
Атамбаеву удалось во многих отношениях перехватить инициативу внутри Кыргызстана и наладить достаточно продуктивный диалог с Россией, Казахстаном и Белоруссией.
Президенту удалось также в какой-то мере собрать команду, готовую работать на страну, в отличие от недавних времен, когда «каждый суслик считал себя агрономом» и чуть ли не каждый политик мнил себя спасителем отечества и кыргызским Наполеоном.
Ведь в «революционные времена» буквально каждый клановый лидер по любому поводу собирал соплеменников, чтобы занять городскую площадь или, на худой конец, перекрыть ближайшую дорогу. Не открою секрета, если скажу, что весь последний год все население республики прожило в ожидании и под угрозой госпереворота. Но время показало, что Атамбаев достаточно умело политически маневрирует, и ему удалось блокировать достаточно серьезные попытки дестабилизации обстановки. Конечно, пока еще угрозы сохраняются. Да и драматический пример Украины наглядно демонстрирует, что происходит со страной, когда в ней царит охлократия. Не берусь быть пророком, но рискну предположить, что у Атамбаева сегодня есть все шансы полностью взять контроль в стране в свои руки, а такой вариант будет только на пользу Кыргызстану в ближайший период. Для того, чтобы провести модернизацию, страна и народ нуждаются в покое и политической стабильности после четверти века политических потрясений.
Собственно, пример той же пресловутой Швейцарии или любой другой маленькой страны, будь то Люксембург, Сингапур и т.д., говорит, что успех к таким странам приходит только в условиях мира, стабильности и спокойствия.
Надо полагать, и участь Украины отрезвит некоторых наших горе-политиков в их тяготении к цветным революциям. Вполне очевидным даже для самых твердолобых стал факт, что дорога к процветанию не проходит через «майдан».
Мы все считаем себя поборниками демократии, ну а в таком случае необходимо, наконец, остановиться и понять, что мы сами избрали через демократические процедуры парламент. Существует достаточное количество демократических процедур для контроля за своим избранниками, и в нашей воле через определенное время избрать или не избрать тех или иных персоналий. Президент должен пресечь, наконец, «уличную демократию». Уверен, сегодняшнему Атамбаеву такая задача по плечу. Ведь никакие инвестиции, никакие проекты не пойдут в страну с неспокойной внутриполитической ситуацией.
А между тем мы имеем все возможности для успеха. У нас маленькая страна, но с красивейшей природой, разными климатическими зонами – от сухих субтропиков до резко континентального климата в районе альпийских курортов. У нас уникальные ореховые рощи и удивительное теплое море-озеро Иссык-Куль, богатейшие гидроресурсы, да и много чего еще.
Разумеется, плавить чугун, строить самолеты – это не совсем наш профиль, хотя почему бы и нет, ведь является крошечный Люксембург в центре Европы крупнейшим центром металлургии и одновременно крупным финансовым центром…
Нам, безусловно, стоит заимствовать опыт успешных малых стран. Мы видим, что многие из них стали мировыми финансовыми центрами, успешными оффшорными зонами. Думается, наш Кыргызстан вполне мог бы стать региональным финансовым центром для Центральной Азии и не только. В условиях давления Запада на Россию такой проект, думаю, будет востребован и Россией. Однако непременным условиями успеха должны стать четкие и быстрые действия правительства по созданию привлекательного образа страны, в том числе и с точки зрения привлекательности законодательной базы. Впрочем, это только предположения, но будем помнить, что вода течет туда, где ниже, а деньги туда, где тише.
Теперь обратимся к теме образования. За время, прошедшее с момента распада Союза, одновременно произошел и распад общего гуманитарного и образовательного пространства.
Произошел повсеместный спад уровня подготовки специалистов высшего звена. Что касается стран Центральной Азии, то следует честно признаться, что некогда весьма приличное университетское образование упало здесь «ниже плинтуса».
Сегодня практически разрушена система взаимодействия советского периода, обеспечивавшая высокий уровень состояния системы образования в республике, что позволяло, в свою очередь, полностью обеспечивать страну высококвалифицированными кадрами. Кроме того, существовала возможность использовать образовательный потенциал и других республик Союза.
Сегодня Кыргызстану жизненно важно поддерживать определенный культурный и образовательный обмен с другими странами, в первую очередь с Россией, выводить эти отношения на качественно новый уровень через создание и предложение новых принципов организации и управления инновационными проектами в области образовательного и гуманитарного сотрудничества. Вполне понятно, почему Россия ставится на первое место. Ведь вся система образования в республике была неразрывно связана с Россией и именно там корни нашей образовательной системы. Сменить приоритеты невозможно ни практически, ни теоретически в обозримом будущем.
Точно так же, а порой и значительно хуже обстоят дела и в других странах Центральной Азии. Даже у богатого Казахстана, несмотря на все усилия, уровень подготовки специалистов тоже вызывает вопросы. Даже в некогда элитных университетах подготовка такова, что выпускники не готовы работать врачами и инженерами. Серьезные компании отказываются принимать выпускников местных вузов на работу в силу их профессиональной некомпетентности. Выпускники университетов вынуждены работать не по специальности. Не лучше положение и в Узбекистане. Я уже не говорю о Туркмении и Таджикистане.
Однако, на наш взгляд, именно у Кыргызстана, в отличие от его соседей, существует возможность не только закрыть внутренние проблемы на образовательном поле, но и стать региональным лидером в этом направлении, предложив определенные возможности для реализации целого ряда проектов.
И тому есть несколько причин. Советская система образования, и это признано всеми, в том числе и на Западе, была если и не лучшей, то одной из лучших в мире, и это неоспоримый факт. Правда и то, что советской власти удалось создать эффективную систему образования во всех республиках Союза.
Благодаря тому, что после революции и во время войны в Кыргызстане оказалось большое количество представителей научной и творческой интеллигенции, в первую очередь, из Москвы и Питера, в нашей маленькой республике произошел качественный подъем образования и культуры, и этот потенциал еще не утерян полностью.
Следует отметить, что именно в маленьких, но на сегодня успешных странах было создано хорошее университетское образование, и тому примеров масса. Хотя бы та же Мальта, куда едут учиться дети и молодежь со всего света. Вне всякого сомнения, университетское образование во Фрунзе-Бишкеке в прежние времена было ничем не хуже, чем в Алма-Ате или в Ташкенте. Не утеряны традиции и в лучших школах страны. Наши выпускники вполне успешно учатся в вузах других стран.
Безусловно, реализация амбициозных планов потребует разработки и принятия государственной концепции поддержки образовательных инновационных направлений, создания механизма ее реализации. В современных условиях, с учетом мирового опыта, такой план возможно реализовать только на принципах частно-государственного партнерства, опираясь на интересы инвесторов и потенциал внешнеполитических партнеров нашей страны. Здесь вполне возможно провести параллель с созданием свободных экономических зон – практика, проверенная временем и доказавшая свою эффективность. Можно подчеркнуть, что в настоящее время по различным причинам потенциал гуманитарного межгосударственного сотрудничества используется крайне неэффективно. Но как бы критичны мы не были, следует признать, что сегодня формируется команда, готовая к инновациям.
Сегодня в Кыргызстане идут мощные политические процессы. С учетом наших внешнеполитических интересов логично бы выглядело развитие страны в качестве образовательного и культурного центра для всей Центральной Азии.
Политически нейтральная республика вполне может стать образовательным, методическим и научным центром совместных образовательных инноваций и научных достижений для всего региона.
До сих пор никто не учитывал экономический эффект от учебной миграции. К нам едут учиться из многих стран региона. Во многих успешных европейских вузах процент иностранных студентов переваливает за пятьдесят. И если суммировать поступления в бюджет от такой образовательной деятельности (а это не только собственно образование, но и услуги по организации проживания, питания, отдыха, производство сопутствующих товаров и т.д.), то это тянет на целую отрасль экономики.
Кыргызстан очень удобен для реализации данного проекта по многим позициям: он находится в центре региона; обладает довольно либеральным законодательством; у нас в сравнении с соседями низки накладные расходы и т.д. Реализация концепции поддержки образовательных инновационных направлений и осуществление программы превращения Кыргызстана в региональный образовательный центр не только принесет ему политический авторитет, но и, несомненно, будет экономически выгодным (учебные центры на Иссык-Куле, учебно-оздоровительные лагеря с участием известных университетов, научные конференции, методические центры для преподавателей со всей Центральной Азии и т.д.).
До сих пор никто и нигде не повторил успех всемирно известного «Артека». Нынешний «Артек» находится в жалком состоянии и вряд ли в ближайшей перспективе вернется к эффективной деятельности в прежнем режиме.
Думается, у нашей республики есть все возможности для открытия подобного лагеря на Иссык-Куле для нашего региона и Сибири.
Включив в эту программу образовательную составляющую, Кыргызстан получит совершенно уникальный проект на всем пространстве Содружества. Отталкиваясь от примера «Артека», нам следует наполнить его новым содержанием, используя опыт организации учебных лагерей в Европе и США. Данная программа может вписаться в структуру и работу существующих здравниц и лагерей, но с более качественным наполнением. На сегодняшний день продвижение бренда «Иссык-Куль» — приоритетная экономическая и политическая задача. К участию в проекте уже сегодня проявляют интерес известные зарубежные университетские центры.
Целенаправленная работа по реализации подобных проектов и привлечению инвесторов, безусловно, даст положительный результат в рамках государственной концепции. Реализация новых подходов в образовательной сфере создаст и новые возможности, обеспечит поступательное развитие страны и может стать катализатором других экономических и политических процессов. То есть через развитие образовательных и научных программ республика может совершить прорыв и в других сферах деятельности.
В любом случае, как говорит мудрая народная пословица, «терпение и труд – все перетрут».