Сенатские старцы
Совет Федерации станет домом политических пенсионеров
В ближайшее время Госдума может принять поправку к Конституции о новом порядке формирования Совета Федерации. Согласно ей в верхней палате парламента будет введена президентская квота. Это значит, что СФ окончательно превратится из палаты регионов, в качестве которой он учреждался, в синекуру для почётных отставников.
По Конституции в Совет Федерации должны входить по два представителя от каждого субъекта РФ – один от исполнительной власти и один – от представительной. На заре российской демократии, в 1993 году, сенаторы избирались всенародным голосованием. Причём не существовало никаких ограничений по выдвижению кандидатов. Но так продолжалось недолго – уже в 1996 году порядок формирования СФ изменился и сенаторами стали главы субъектов РФ и спикеры региональных законодательных собраний. Превратившись в клуб губернаторов, СФ стал аналогом средневековой английской палаты лордов. Главы законодательных собраний оказались при них чем-то вроде оруженосцев.
И всё же в тот краткий исторический момент Совет Федерации имел наибольший политический вес. Апогеем стали три последовавших подряд отказа сенаторов утвердить отставку генпрокурора РФ Юрия Скуратова – в марте, апреле и октябре 1999 года. Уговаривать строптивых сенаторов приезжал даже тогдашний секретарь Совета безопасности и директор ФСБ Владимир Путин, однако потерпел поражение. Наверняка будущий президент хорошо запомнил это.
В результате первой же реформой, предпринятой Владимиром Путиным сразу после инаугурации в 2000 году, стала замена губернаторов и председателей региональных парламентов в верхней палате парламента на их представителей, утверждённых законодательными собраниями субъектов РФ. Главы регионов и парламентарии с удовольствием стали использовать возможность «отблагодарить» нужного человека креслом в сенате. В результате СФ превратился в синекуру для крупных бизнесменов и отставных политиков. Теперь, похоже, пришла пора сделать очередной шаг, который окончательно выхолостит первоначальную идею палаты, отстаивающей интересы субъектов РФ, превратив её в дом почётных политических пенсионеров…
Зюганов и Жириновский станут почётными сенаторами?
Озвучили идею новации два многолетних лидера системной оппозиции – КПРФ и ЛДПР – Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Мол, помимо двух представителей от каждого региона в СФ должны заседать ещё и 12 назначенцев президента. Парламентский комитет по конституционному законодательству уже направил законопроект на рассмотрение в совет Госдумы.
Зюганов так откомментировал инициативу: «СФ должен играть более важную роль. Там должны быть люди, которые могли бы влиять на ситуацию в стране. И в этой связи 12 дополнительных мест можно было бы эффективно использовать. Если в СФ будут присутствовать члены РАН и другие уважаемые персоны, то это позволит обеспечить более чёткий контроль за происходящим в стране».
Однако эксперты оценивают новацию более скептически. По их мнению, нововведение лишь предоставит политические вакансии для статусных персон, которые прекращают активную политическую деятельность, удаляясь на пенсию в качестве почётных членов СФ. По слухам, планируется ввести пятилетнюю или даже пожизненную президентскую квоту. То же самое касается и VIP-сенаторов вроде председателя СФ Валентины Матвиенко. Дескать, как-то несолидно для неё по истечении срока полномочий вновь проходить через процедуру получения мандата рядового депутата областного законодательного собрания.
Также многие эксперты предполагают, что на место обладателей этой президентской квоты планируются, в частности, те же Жириновский и Зюганов. Всё-таки первому через два года стукнет 70, а второму – 72. В таком возрасте уже неприлично, словно мальчишкам, скакать перед электоратом. Ещё одним почётным сенатором может оказаться Дмитрий Медведев.
Куда пристроить «уважаемого человечка»
Политолог Алексей Макаркин отмечает: «Схема, подобная той, что обсуждается, используется в Италии. Они не представляют никакие регионы, но так как Италия – унитарное государство, то там и вопросов к подобной практике нет. Кроме того, президент в Италии – фигура во многом номинальная, и возможность назначать сенаторов – одна из немногих его прерогатив. В российской же практике это станет ещё большим расширением полномочий президента, который при слабой системе сдержек и противовесов и так может принять любое решение. Мы можем получить ситуацию, похожую на события столетней давности, когда после реформы Госсовета в 1906 году часть его членов назначалась императором, а ещё часть избиралась различными способами».
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко констатирует: «Обычно создаются институты, а люди их наполняют. У нас – наоборот: чтобы человека пристроить, создают институты. Сейчас СФ – чётко палата регионов, что естественно для федеративного государства. Если мы будем менять Конституцию ради того, чтобы пристроить отдельных уважаемых людей, это будет смешно. Легитимность верхней палаты в России и так невысока, а назначение туда сенаторов в глубоком пенсионном возрасте авторитета палате не добавит».