Валентин Катасонов: «Что стоит за кампанией по борьбе с банковской тайной?»
Закон FATCA — это попытка прямого требования Вашингтона к банкам всех стран мира ликвидировать банковскую тайну
Институт банковской тайны находится при смерти. Судьбоносными для будущего банковской тайны событиями можно считать уничтожение зданий международного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. и финансовый кризис 2007-2009 гг.
Первое событие дало старт организованной Вашингтоном кампании борьбы с терроризмом, под предлогом которой власти США стали добиваться получения ничем не ограниченного доступа к информации о клиентах банков, их счетах и транзакциях. Принятый после 11 сентября 2001 г. Patriot Act обеспечил спецслужбам США полный доступ к некогда конфиденциальной банковской информации в Америке без получения специальных на то разрешений прокуратуры и судебных органов. Далее через различные международные организации (ОЭСР, МВФ и др.) Вашингтон стал домогаться свободного доступа к банковской информации во всём мире…
Второе событие (финансовый кризис) дало новый толчок для начала активной борьбы с офшорами и банковской тайной, и возглавили этот поход против банковской тайны и офшоров Соединенные Штаты.
Таковы официальные обоснования начавшейся с 2009 года активной кампании Вашингтона по уничтожению финансовой «тени» в США и за их рубежами. Однако за официальными заявлениями скрывается недекларируемая цель — установление Вашингтоном (точнее финансовой олигархией, стоящей за официальным Вашингтоном) прямого контроля над мировой финансово-банковской системой.
Когда в разгар финансового кризиса выяснилось, что в американской казне не хватает денег для затыкания самых больших дыр (напомним, что Вашингтон стал направлять сотни миллиардов долларов на спасение «тонущих» банков Уолл-стрит), на сцене появилась фигура никому до того не известного Брэдли Биркенфельда. Это один из бывших сотрудников крупнейшего швейцарского банка UBS, в прошлом – глава отдела private banking. Он заявил о наличии в банках Швейцарии большого количества налоговых уклонистов из США и о своей готовности сотрудничать с правоохранительными органами США по выявлению таких уклонистов. Министерство юстиции и Налоговая служба США стали требовать от UBS и других швейцарских банков раскрытия имен американских налогоплательщиков, имевших счета в этих банках. А в качестве рычага давления стали угрожать отзывом лицензии американского отделения UBS. 19 февраля 2009 года руководство UBS не выдержало давления и согласилось выдать 250 имен своих клиентов-граждан США, скрывавшихся, по мнению правосудия этой страны, в Швейцарии от уплаты налогов. Кроме этого, банку предстояло выплатить 780 миллионов долларов штрафа как компенсацию за недополученные казной США налоги. Вашингтон продолжал развивать инициативу. Был подан иск в суд с требованием к банку UBS раскрыть информацию обо всех американских клиентах (всего 52 тысячи), среди которых также могли оказаться налоговые уклонисты.
Назревал нехороший прецедент. Всё швейцарское банковское сообщество всполошилось. Был нарушен status quo офшора под названием «Швейцарская Конфедерация», который существовал, по крайней мере, три столетия. В конце апреля президент и министр финансов Швейцарии Ганс-Рудольф Мерц начал убеждать министра финансов США Тимоти Гейтнера отозвать иск против UBS. Мерц обещал своему американскому коллеге, что это обеспечит одобрение нового договора об избежании двойного налогообложения в швейцарском парламенте, на котором так настаивали США. Однако Вашингтон был непреклонен.
В дело попытался вмешаться Федеральный административный трибунал Швейцарии, который даже собрался на специальное заседание во время каникул. Основанием для такого чрезвычайного заседания стало коллективное обращение восьми американских клиентов UBS, имевших счета в указанном банке. Трибунал запретил UBS и швейцарской Службе надзора над финансовыми рынками (FINMA) передавать американской налоговой инспекции имена клиентов. Более того, Трибунал предупредил банк, что в случае неисполнения данного решения UBS будет подвергнут санкциям со стороны швейцарских властей. Однако решение Трибунала запоздало. Выяснилось, что UBS уже успел передать информацию об американских клиентах в Вашингтон. Швейцарская банковская оборона была прорвана.
За последние пять лет после окончания финансового кризиса по институту банковской тайны не только в Швейцарии, но и всей Европе было нанесено множество жёстких ударов. В Евросоюзе бесконечные переговоры об отмене банковской тайны велись на протяжении последних 18 лет. Серьезный сдвиг произошел лишь в прошлом году. Евросоюз достиг принципиальной договоренности о борьбе с уклонением от уплаты налогов на межгосударственном уровне. Конкретно предусматривалось, что страны-члены ЕС будут в автоматическом режиме обмениваться информацией банковского характера, которая необходима для обеспечения уплаты налогов физическими и юридическими лицами их стран. Однако две страны — Люксембург и Австрия — заняли особую позицию. Заявляя о своей принципиальной поддержке отмены банковской тайны в рамках ЕС, они воздерживались от принятия на себя конкретных обязательств, увязывая подписание необходимых документов с выполнением такого условия, как присоединение к соглашению ряда стран, не входящих в ЕС. В первую очередь речь шла о Швейцарии и Лихтенштейне. Если эти страны не присоединятся к многостороннему соглашению об обмене банковской информацией, тогда они получают неоправданные конкурентные преимущества. Власти Люксембурга и Австрии такой расклад не устраивал, поскольку экономики этих стран в наибольшей степени — по сравнению с другими странами-членами ЕС — зависят от состояния банковского сектора.
В течение последнего года Брюссель оказывал на Австрию и Люксембург постоянное давление, заставляя отказаться от своей особой позиции по поводу банковской тайны и сотрудничества в сфере обмена банковской информацией. Наконец в марте 2014 года эти страны сдались, все 28 стран-членов ЕС добились консенсуса по вопросу отмены банковской тайны. Теперь давление Брюсселя, а также Вашингтона, который незримо контролирует процесс, переключилось на европейские страны, которые находятся за пределами Евросоюза. Брюссель уже несколько раз заявлял, что надеется до конца года заключить схожие договорённости со Швейцарией, Лихтенштейном, Андоррой, Монако и Сан-Марино.
В связи с ликвидацией института банковской тайны в Европе эксперты стали высказывать предположения, что усилится отток денег в Сингапур, Малайзию и Гонконг.
Можно не сомневаться, что в ближайшее время Брюссель и Вашингтон примутся за обработку тех стран, которые находятся за пределами Европы. Для оказания давления на неевропейские страны они уже начали использовать такие институты, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G-20. Указанные организации в прошлом году заявили о начале международной реформы в сфере налогов. Важнейшая часть реформы – внедрение программы международного автоматического обмена информацией налогового характера.
Последним событием в ряду мер по ликвидации банковской тайны стало подписание государствами-членами ОЭСР (34 государства) и 13 другими странами в начале мая 2014 г. декларации о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. Среди новых участников этой программы — Сингапур и Швейцария, крупные финансовые центры, которые ранее критиковались ОЭСР и странами G20 за нежелание вводить такую систему.
Вторым и еще более мощным инструментом размывания банковской тайны в мире выступает американский закон FATCA – закон о налогообложении иностранных счетов. Он требует от банков всех стран представления в налоговую службу США информации о тех клиентах, которые подпадают под категорию «налогоплательщик США». Закон FATCA можно квалифицировать как попытку прямого требования Вашингтона к банкам всех стран мира ликвидировать банковскую тайну. Предполагалось, что российским банкам также придется выполнять требования закона FATCA. Однако в свете готовящихся экономических санкций Вашингтона против России выполнение банками РФ этих требований становится проблематичным, бессмысленным и даже опасным.