Рейтинг как результат директивы

СобытияЭкономика

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s объявило о понижении суверенного рейтинга России в иностранной валюте с уровня «BBB» до «BBB–» с негативным прогнозом. Иностранное агентство объяснило это тем, что в первом квартале 2014 года был зафиксирован значительный отток капиталов из России, а также у страны сократились возможности по привлечению финансирования на внешних финансовых рынках. При этом агентство пригрозило снизить рейтинг России в национальной валюте, приведя его в соответствие с рейтингами в иностранной валюте, если Банк России откажется переходить к плавающему курсу рубля.

Ранее Standard & Poor’s уже меняло прогноз суверенного кредитного рейтинга России на негативный со стабильного «из-за растущих геополитических и экономических рисков». Вслед за S&P другое влиятельное агентство Fitch ухудшило прогноз долгосрочного кредитного рейтинга России на негативный со стабильного. Fitch назвало главной причиной ухудшения прогноза возможный отрицательный эффект от введения санкций в отношении России со стороны США и ЕС.

Между тем нынешняя история с понижением рейтинга вряд ли имеет непосредственное отношение к истинному состоянию российской экономики. В современном мире, как считают эксперты, манипулирование рейтингами нередко выступает в качестве одного из инструментов информационно-финансовой войны. Сегодня она особенно активизировалась против России из-за стремления Москвы урегулировать украинский кризис не в ущерб народам двух соседних стран. Как считает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, понижение рейтинга России является результатом директивы, а не объективных обстоятельств.

Более того, такой подход со стороны западных влиятельных агентств вынуждает Россию решать вопрос о создании единого национального рейтингового агентства, которое должно составить конкуренцию Fitch, Moody’s, Standard & Poor’s.

И действительно, несмотря на кризисные явления в глобальной экономике, ожидания перехода затухающего экономического роста к нарастающему спаду уже в этом году, а также антироссийские санкции, положение дел в самой России не совсем такое, как это представляется в зарубежном информационном свете.

Так, в частности, сохранение в первом квартале 2014 года темпов роста в 0,8 % на уровне прошлого года выглядит некоторым успехом. Если в 2013 году в этот период промышленное производство упало на 1,2%, то в этом году спад сменился подъемом, хотя и небольшим. Заметно улучшилось состояние платежного баланса: положительное сальдо текущих операций, снижавшееся в 2013 году, с началом года выросло на 14%.

При снижении темпов роста импорта прекратилось сокращение экспорта. По итогам первого квартала профицит бюджета составил 0,7% ВВП при плановом годовом дефиците в 0,5%. Остатки средств на счетах выросли почти на 1 трлн, превысив отметку в 7,5 трлн рублей при годовом показателе в 14 трлн рублей. Важным событием в жизни страны стало прекращение спада железнодорожных грузоперевозок.

Санкции против России, как это бывало не раз в отечественной истории, начинают действовать не только во вред, но и на пользу. «Нет худа без добра!» – гласит известная русская пословица. Власти, опираясь на массовую поддержку населения, начинают предпринимать дополнительные шаги по дальнейшей суверенизации страны, укреплению государственности, возрождению реального сектора экономики, формированию делового климата для бизнеса. Как известно, уже реализуются планы создания своей национальной платежной системы. О новых инициативах исполнительной власти РФ шла речь во время заинтересованного обсуждения отчета правительства о результатах работы в 2013 году.

В экспертном сообществе страны ведется дискуссия вокруг еще более радикальных предложений по стимулированию экономического роста страны в условиях нарастания кризисных явлений в глобальной экономике и введения санкций в отношении России. В частности, на первый план выходит тема создания Международного финансового центра в Москве и переход на рубли в расчетах со всеми контрагентами. Он может стать одним из главных инструментов эффективного противодействия санкциям. Кроме того, как никогда актуален вопрос об обеспечении реального сектора экономики недорогим и долгосрочным внутренним кредитованием в размере 4-5%. Для этого требуется коренным образом изменить кредитно-финансовую политику ЦБ и добиться деофшоризации российской экономики. В качестве еще одного источника роста ВВП до 7-8% в год рассматривается повышение налога на сверхбогатых до 40% от их дохода. Кстати, такое решение с точки зрения восстановления социальной справедливости нашло бы положительный отклик у большинства населения страны. По некоторым оценкам, в результате реализации данной инициативы ежегодно в экономику может быть привлечено около 5 трлн рублей. Еще одним нерешенным вопросом остается сохранение НДС. Этот налог уже стал «притчей во языцех». Он вынуждает бизнес уходить в тень, в целом сдерживает развитие экономики.

И здесь нельзя еще раз не вернуться к вопросу борьбы с тотальной коррупцией, проникшей во все коридоры нынешней российской власти. Без решения этой актуальной задачи невозможно обеспечить благоприятный деловой климат для развития отечественного бизнеса. Об этом особенно нужно помнить в преддверии Дня российского предпринимательства, который отмечается в стране 26 мая.

Сергей Небренчин,
ТПП-Информ