Кредит с удавкой

СобытияЭкономика

Украина пустит $17 млрд от МВФ на погашение прежних заимствований

Международный валютный фонд (МВФ) одобрил выделение Украине стабилизационного кредита в размере $17 млрд. Об этом в четверг сообщил Bloomberg. Как утверждает агентство, официальное решение будет принято 30 апреля на заседании совета директоров МВФ.

В распоряжении Bloomberg оказался доклад аналитиков МВФ о кредитной программе для Украины, который описывает экономические перспективы страны, а также реформы, необходимые для получения кредита. В обмен на деньги Украина должна обеспечить повышение гибкости курса гривны, постепенно повысить тарифы ЖКХ, провести пенсионную реформу и сократить госрасходы. Реформы будут весьма болезненными: аналитики фонда ожидают, что ВВП Украины в 2014 году сократится на 5% (Киев прогнозирует спад на 3%).

Положение Киева осложняет и солидный долг за российский газ. В минувшую среду «Газпром» выставил «Нафтогазу Украины» счет за невыборку в 2013 году в размере 11,4 миллиарда долларов. Об этом заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. Как будет отдавать этот долг украинское правительство – совершенно неясно.

В ЕС уже разработали календарь выделения Украине финансовой помощи до июня нынешнего года – ожидается, что за три месяца будет выделено около 850 млн евро. В совокупности объем международного пакета помощи Украине, частью которой станет кредит МВФ, может составить $27 млрд.

Помогут ли Украине рецепты МВФ построить эффективную экономику?

– Речь идет о предоставлении Украине стандартного кредита Stand-by, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Причем, обсуждалась вилка $ 14-18 млрд, в зависимости от того, какие обязательства возьмет на себя украинское правительство. Stand-by – это кредит для стабилизации финансового положения страны, который обычно выдается в связи с угрозой дефолта. Он всегда сопрягается с тем, что заемщик обязуется провести по определенному графику, в течение нескольких лет, внутренние реформы, чтобы выйти на согласованные показатели.

В случае с Украиной, кредит МВФ важен еще и для того, чтобы дать зеленый свет для поступления финансовой помощи по другим международным каналам. Этих каналов не так мало. По линии Всемирного банка на проведение экономических реформ Украине может быть предоставлено до $ 3 млрд, причем кредиты МВФ и Всемирного банка всегда синхронизированы. Это значит, как только МВФ даст Украине денег, Всемирный банк с помощью тоже не задержится.

США – решение уже принято конгрессом – готовы предоставить $1 млрд в виде кредитных обязательств. Япония планирует выделить Киеву примерно $1,5 млрд. А общая помощь Украине со стороны ЕС по разным каналам, – она будет растянута во времени на несколько лет – должна составить около 11 млрд евро.

3 млрд евро из этой суммы будут предоставлены в ближайшие годы из бюджета Евросоюза (1,6 млрд – в виде кредитов, 1,4 млрд – в виде грантов). Оставшиеся 8 млрд выделят Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития, по той же схеме, что и Всемирный банк – на реализацию инфраструктурных проектов, имеющих принципиальное значение для развития украинской экономики, а также на структурные реформы в социальном секторе.

Именно так выглядит общий объем средств, на которые может рассчитывать Украина после того, как 30 апреля МВФ одобрит кредит. Эти деньги позволят Украине, прежде всего, уйти из-под угрозы дефолта по внешнему госдолгу

– Получение кредита предполагает жесткий международный контроль инвесторов за реформами. В чем суть этих реформ?

– Реформы будет проводить, видимо, уже новое правительство Украины, сформированное после президентских выборов 25 мая (если они, конечно, состоятся). Что касается содержания реформ – это вопрос для Украины болезненный. Трудности с проведение реформ возникали во всех странах, получавших стабилизационные кредиты МВФ, и Украина не станет исключением.

В части денежно-кредитной политики, по условиям кредита Stand-by, Украина должна принять на себя обязательство по обеспечению стабильности внутренних цен при сохранении гибкого курса гривны. Эта мера должна помочь устранить внешний дисбаланс и повысить конкурентоспособность украинских товаров. Думаю, в кредитном договоре МВФ определен и срок перехода денежными властями Украины на так называемый режим таргетирования (контролирования) инфляции.

Что касается реформ финансового сектора, Украина должна будет обеспечить стабильность банковской системы, достаточность ликвидности банковского сектора, а также выполнить особые требования по совершенствованию финансового регулирования, связанные со стандартами G20. Можно сказать, это общепринятые правила приличия в регулятивной сфере. На эти стандарты Украина должна будет перейти довольно быстро – в течение, думаю, двух-пяти лет.

Стандартные требования МВФ предъявляет к налогово-бюджетной политике: сделать все возможное для стабилизации бюджета и сокращения его дефицита. Для этого от Украины потребуются четкие приоритеты госрасходов: чем она жертвует, а в каких пунктах не может пойти на сокращения. В первую очередь, расходы сокращают за счет социальной сферы, а также трат на оборону и безопасность.

Еще одно стандартное требование МВФ – предъявить дорожные карты реформ в наиболее бюджетоемких секторах, которые позволят в обозримом будущем (три-пять лет) провести в них структурные реформы. Суть в том, чтобы допускать в эти сектора больше частного капитала, и снизить там роль государства. Мы, Россия, на собственном опыте 1990-х знаем, что такие реформы проводятся довольно тяжело, но при определенной политической воле властей они дают положительный эффект.

Довольно сложными для Украины будут и реформы в энергетическом секторе. Классическое требование МВФ – прекращение субсидирования неэффективных отраслей и предприятий за счет манипулирования внутренними ценами на энергоносители, и ликвидация перекрестного субсидирования (когда тарифы для населения занижаются, а для промышленных предприятий – завышаются). Украине будет предложен график доведения рыночных тарифов на газ и отопление до уровня, обеспечивающих полное возмещение затрат в этом секторе. Кроме того, от украинского правительства потребуют снижать себестоимость этих услуг, и график, как это будет делаться. Отдельным пунктом в пакет энергетических реформ войдет требование о реструктуризации «Нафтогаза» и повышение его эффективности.

Наконец, традиционное обязательство страны, принимающей кредит МВФ – проведение реформ по совершенствованию госуправления и улучшению делового климата. В частности, от Украины могут потребовать принятия нового закона о госзакупках и более прозрачной схемы по возврату экспортного НДС.

– МВФ принимает на себя какие-то встречные обязательства?

– Конечно. МВФ обязуется провести комплексную диагностику украинской экономики, и предоставить свои рекомендации по борьбе с коррупцией, совершенствованию управления, приоритетах законодательной деятельности, эффективности судебной системы и налогового администрирования.

Если смотреть на опыт других стран, кто-то справлялся с условиями МВФ лучше, кто-то хуже. Но в целом, если условия соблюдаются, помощь Фонда не проходит зря. Большинство стран, опираясь на ресурсы МВФ, смогли заметно улучшить свое экономическое положение, и создать основу для экономического роста.

Но в случае с Украиной главный вопрос – это политические риски. Неясно, насколько новое украинское правительство сможет контролировать ситуацию в стране, в какой правовой конструкции необходимые действия будут проводиться. Здесь огромное количество вопросов у всех международных игроков. Всех волнует, каким образом будет создан необходимый политический минимум условий и обстоятельств, позволяющий рассчитывать на эффективность мер по реформированию экономики Украины.

– Ваш прогноз: насколько реформирование украинской экономики по рецептам МВФ будет успешным?

– Я бы оценил шансы на успех и неуспех как один к трем. Думаю, на сегодня примерно 70% – это доля риска. На мой взгляд, в течение ближайших нескольких месяцев на Украине не будут созданы внутриполитические условия, которые позволят начать выполнение экономической программы МВФ. А это очень существенный вывод.

Дело в том, что на традиционном апрельском заседании Всемирного банка, которое прошло в Вашингтоне, геополитические риски, связанные с украинским политическим кризисом, были поставлены в так называемый лист ожидания. Это значит, что пока они носят локальный характер, но если через два-три месяца ситуация кардинально не изменится к лучшему, эти риски можно будет рассматривать как весомый фактор макроэкономической, глобальной нестабильности.

Дефолт Украины никому в мире не нужен – это всегда порождает эффект домино, и глобальную финансовую турбулентность. Поэтому через два-три месяца, когда украинские риски осознает весь международный пул инвесторов, включатся рычаги больших денег в глобальной экономике. Эти рычаги будут недвусмысленно давить на политиков по всему периметру Украины, на всех игроков, влияющих на украинский кризис.

Но есть и еще один существенный фактор. Чтобы включились механизмы помощи – и МВФ, и больших денег – на Украине должны нормально пройти президентские выборы. Пока же я оцениваю вероятность проведения успешных реформ как весьма невысокую…

– При Януковиче, как ни странно, Крым и Донбасс были дотационными регионами, – указывает главный научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета Санкт-Петербурга, профессор ВШЭ Андрей Заостровцев. – Проблема в том, что на Восточной Украине сосредоточена масса убыточных градообразующих предприятий, вокруг которых сложились крупные города, с развитой – и вконец изношенной – инфраструктурой ЖКХ. Все это хозяйство нужно было поддерживать, в результате Восток больше съедал, чем приносил в украинский бюджет.

Думаю, – как это ни парадоксально, – что если Восточная Украина отделится, в оставшейся части страны будет проще провести реформы МВФ. Кроме того, нынешнее – практически военное – положение внутри Украины удобно для проведения радикальных экономических реформ. В такой ситуации населению проще объяснить, что нужно напрячься, что другого пути, кроме как болезненные реформы МВФ, у Украины нет.

Но проблема в том, что в Киеве сейчас нет лидеров, способных последовательно проводить радикальные экономические реформы. Именно этот фактор заставляет сомневаться в успешности реализации программы МВФ на Украине…

– Украина сможет из денег МВФ рассчитаться с газовым долгом?

– В первую очередь Киев будет погашать долги по государственным облигациям – то есть, по внешним заимствованиям. Фактически, новыми долгами украинцы будут расплачиваться по ранее взятым кредитам. Думаю, «Газпрому» они пока ничего выплачивать не собираются.

Фото РИА Новости/ Алексей Фурман

Источник