ФАТКА как инструмент экономических санкций США против России

АктуальноТочка зрения

Валентин Катасонов о мерах по защите российских банков от американского финансового диктата

ФАТКА – инструмент американской финансовой гегемонии. Напомним, что в 2010 году в США был принят закон о налогообложении иностранных счетов. Английская аббревиатура этого акта — FATCA (ФАТКА). Закон был принят для того, чтобы повысить эффективность сбора налогов, пресечь уклонение от уплаты налогов в американскую казну со стороны тех физических и юридических лиц, которые находятся за пределами США, имеют за рубежом свой бизнес, открывают счета в иностранных банках. Согласно американскому законодательству граждане и компании США (или с участием капитала американских юридических и физических лиц) обязаны платить налоги в американскую казну независимо от своего местонахождения. Данный закон имеет ярко выраженный экстерриториальный характер, т.е. его действие затрагивает не только юридических и физических лиц США, но также юридических лиц других государств.
Конкретно речь идет о банках (а также иных финансовых организациях – страховых компаниях, фондах, брокерских фирмах и т.п.) других стран, которые, согласно ФАТКА, должны докладывать в налоговую службу США (IRS) о своих клиентах, если они относятся к категории американских налогоплательщиков. Закон ФАТКА вводился в действие поэтапно.
С 1 июля 2014 года наступает финальная фаза введения закона. С этого момента неамериканские банки обязываются предоставлять всю необходимую информацию о своих клиентах, подпадающих под определение «налогоплательщик США» в налоговую службу США. Банкам, которые не будут выполнять данное требование или будут предоставлять искаженную или неполную информацию, грозят санкции США. В первую очередь, это штрафные санкции в виде изъятия значительных сумм с корсчетов таких организаций в банках США, а также автоматическое удержание 30% сумм любых финансовых транзакций таких банков, проходящих через банковскую систему США. А поскольку громадное количество транзакций осуществляется в долларах США, то такие операции неизбежно будут проходить через банковскую систему США. Следовательно, эффективность санкций против банков-нарушителей закона ФАТКА, по замыслу авторов этого акта, будет высокой. Это «жесткий» вариант действия ФАТКА.
«Мягкий» вариант реализации закона ФАТКА. Вашингтон также предложил другим странам в качестве опции более «мягкий» вариант. Он предполагает, что банки других стран не взаимодействуют напрямую с налоговой службой США, а имеют дело с налоговыми службами своих стран. А последние, в свою очередь, предоставляют консолидированную информацию налоговой службе США. Второй вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения между США и соответствующей страной. В рамках «мягкого» варианта, в свою очередь, также имеется две опции. Одна опция предполагает, что обмен информацией налогового характера осуществляется на взаимной основе. То есть другие страны также могут получить информацию о налоговых уклонистах, хранящих своих деньги в банках США и/или осуществляющих операции через банки США. Это так называемый «симметричный» вариант соглашения. Но может быть и «ассиметричный» вариант, при котором только налоговая служба получает необходимые сведения из другой страны.
Большинство стран Западной Европы уже подписали соглашения по ФАТКА с США. Фактически они смирились с тем, что банковская тайна перестала существовать в «старом свете». Многие другие страны находятся на разных стадиях подготовки подобных соглашений. По некоторым данным, к концу текущего года общее число стран, подписавших соглашение, может достичь пятидесяти. Налоговая служба США на днях опубликовала список стран, с которыми ведутся переговоры по выполнению условий ФАТКА и на которые до конца года санкции распространяться не будут. Это пятнадцать государств: Австралия, Бельгия, Бразилия, Британские Виргинские острова, Ямайка, Косово, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Польша, Португалия, Катар, Южная Африка, Южная Корея, Румыния.
Реакция России на закон ФАТКА. Какова реакция России на введение ФАТКА? Вначале Российская Федерация заявила, что указанный закон представляет собой грубое посягательство на суверенитет нашей страны. Затем наступила достаточно длинная пауза. Наши банки начали беспокоиться, посылая свои запросы в Банк России, Минфин и правительство РФ. Некоторые банки не дожидаясь решения власти стали готовиться к «жесткому» варианту, начав закупку необходимого программного обеспечения и организовав обучение сотрудников для работы в условиях «жесткого» варианта. Дело это, между прочим, не дешевое. В расчете на один банк не менее 1 млн. долл. В 2013 году Минфин России заявил, что приступил к подготовке соглашения с США. То есть возникла надежда на то, что наши банки будет работать в условиях «мягкого» варианта. Минфин неоднократно заявлял, что в начале 2014 года соглашение будет подписано. Правда, Минфин не раскрывал деталей соглашения. Не было даже известно, будет ли это соглашение «симметричным» или «ассиметричным». Документ готовился в условиях строгой секретности. Ряд экспертов выражал большую надежду на то, что соглашение будет «симметричным». В этом случае Россия могла бы обратить изначальное зло в пользу. Соглашение по ФАТКА могло бы стать эффективным инструментом предотвращения бегства капитала из России в США. Однако, судя по некоторым признакам, наша «оффшорная аристократия» очень переживала, что «симметричное» соглашение нанесет ей смертельный удар. Велось активное лоббирование «ассиметричного» варианта документа.
События на Украине и отказ США от «мягкого» варианта для России. События, которые начались на Украине в конце 2013 года и продолжились в 2014 году, оказали сильное влияние на процесс подготовки к подписанию российско-американского соглашения по ФАТКА. Он затормозился. А в марте, после того, как Крым вошел в состав Российской Федерации, Вашингтон заявил, что вообще прекращает переговоры с Москвой по поводу подписания соглашения по ФАТКА. Какова реакция российского Минфина на подобный демарш? Он в срочном порядке подготовил законопроект, определяющий режим функционирования российских банков, начиная с 1 июля 2014 года, т.е. с учетом действия американского закона ФАТКА. Судя по некоторым «утечкам» информации, законопроект предоставляет российским банкам право напрямую передавать в иностранные налоговые службы сведения о своих клиентах. Он надеется, что Госдума примет закон до конца весенней сессии. Законопроект будет состоять из поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, законы о банковской тайне и персональных данных. Сейчас банки могут передавать данные о клиентах без их согласия ограниченному кругу лиц и иностранные налоговики в этот круг не входят. В банковских кулуарах подобные реакции наших властей на американские демарши характеризуют как «сдачу позиций без боя».
Некоторые эксперты утверждают, что российские банки смогу избежать санкции, предусмотренные ФАТКА, воспользовавшись проверенной схемой – открытием корсчетов не в американских, а европейских банках. Теперь такой способ уже не срабатывает. Ведь европейские банки становятся агентами налоговой службы США (IRS) и они должны автоматически осуществлять штрафные санкции в отношении своих партнеров по банковскому бизнесу. То есть неамериканские банки становятся не только агентами, действующими в интересах IRS, но также агентами по реализации санкций США в отношении банков, которые Вашингтон считает нарушителями.
Российской банковской системе нужна реальная защита от санкций Вашингтона. Налоговая служба США предупреждает, что российские банки еще имеют шанс избежать санкций, если сами зарегистрируются на сайте IRS до 5 мая и получат идентификационный номер (GIIN). С 1 июля этот номер надо показывать всем контрагентам — участникам ФАТКА, чтобы они не предпринимали штрафных санкций в отношении зарегистрированного банка.
Ряд российских банкиров уже высказали свои опасения по поводу того, что прямое взаимодействие банков РФ с налоговой службой США делает их весьма уязвимыми. При желании американские налоговики могут всегда найти нарушения в действиях российских банков и принять в их отношении санкции. Угроза санкций со стороны США в связи с возможными нарушениями ФАТКА российскими банками воспринимается как реальная угроза. Угроза даже более реальная, чем угроза блокирования платежных систем VISA и Master-Card. Вчера, 11 апреля, в Вашингтоне началась встреча «финансовой двадцатки». На встречу прибыл министр финансов РФ А.Силуанов. СМИ сообщили, что у Силуанова будет разговор с министром финансов США. Российский министр попытается еще раз уговорить своего американского коллегу вернуться к переговорам о подписании двухстороннего соглашения по ФАТКА. Но вероятность успеха таких уговоров крайне мала, поскольку решение о блокировании переговоров принималось на высшем уровне – в Белом доме.
В российских СМИ появились заявления чиновников Минфина России, что в сложившейся ситуации мы также готовим закон, аналогичный американскому закону ФАТКА. Вроде как готовим «наш ответ Чемберлену». Однако реальных рычагов давления на иностранные банки (в первую очередь, банки США) у Российской Федерации нет. Эксперты справедливо отмечают, что такой закон следует рассматривать как чисто политическую акцию.
Некоторые эксперты отмечают, что из всего спектра санкций Вашингтона против Москвы механизм санкций против российских банков, созданный на основе закона ФАТКА, может оказаться самым болезненным для России. А для эффективной защиты российских банков от американского закона ФАТКА требуется радикальная перестройка российской финансово-банковской системы. Но такие радикальные шаги наша власть, к сожалению, не готова.
Валентин Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

Источник