Алексей Чичкин: «Станет ли Крым иждивенцем?»

ГеополитикаСобытия

Продолжается информационная кампания, направленная против воссоединения полуострова с Россией

В российских и зарубежных СМИ чуть не каждый день можно встретить сообщения о том, будто Крым может стать обузой для госбюджета РФ. Будто в Крыму кроме черноморских курортов больше и развивать нечего и т.п. В действительности ресурсно-сырьевая база региона весьма крупная и разнообразная. Так, по запасам промышленного и энергетического сырья на единицу (1 кв. км) территории Крым занимает одно из первых мест на пространстве бывшего СССР.

Проекты по освоению местных сырьевых ресурсов с последующей их переработкой (полной или частичной) в регионе разрабатывались в 1946-1953 гг., затем на рубеже 1960-1970-х. Но почти все подобные планы, как и предложения по развитию транспортных связей Крыма с РСФСР, после 1954 года «консервировались».

Ни в Киеве, ни в Москве, похоже, не стремились к тому, чтобы в социально-экономическом плане полуостров развивался быстрее чем Украина или, по крайней мере, чем сопредельные с Крымом украинские области (Херсонская. Николаевская, Запорожская).

Зато теперь эти проекты возрождаются.

Премьер-министр Крыма Сергей Аксенов и вице-премьер Рустам Темиргалиев на днях заявили, что недра полуострова располагают большими запасами различного сырья, а их разработка планируется с участием крупных российских компаний.

Конечно, Крым – это, прежде всего, курортно-туристический центр едва ли не для всего СНГ. По экспертным оценкам, комплексное освоение лечебных и туристических возможностей полуострова позволит ему ежегодно обслуживать более 6 млн человек. А это десятки миллиардов долларов. Речь идет о развитии не только традиционных курортных районов на Черноморском побережье, но и об уникальных бальнеологических (грязевых и минераловодческих) районах Северо-Западного Крыма, а также Крымского Приазовья, а именно — Керченского полуострова и озера Сиваш. Зарубежные эксперты еще в 1950-х и 1970-х гг. признавали, что оздоровительные свойства рассолов Сиваша, многих соле-грязевых источников и минеральных вод значительно выше, чем Мертвого моря. Однако в Крымском Приазовье имеется считанное число курортов с невысоким пока уровнем обслуживания во многих из них.

В 1 кг воды Сиваша содержится до 170 мг разнообразных лечебных солей. Общие запасы солей и рассолов озера, минимум, 200 млн тонн. На этой сырьевой базе были созданы Перекопский завод по производству брома и других медикаментов, Крымский завод по изготовлению двуокиси титана, фосфорных удобрений и ряда других химико-фармацевтических изделий. По имеющейся информации, растущий спрос на продукцию этих заводов потребовал не только их реконструкции, но и создания новых производств на базе как сивашских, так и крымско-азовских природных ресурсов.

Что касается других видов сырья, то они в большинстве своем расположены в Восточном Крыму — в районе Керченского полуострова и в примыкающей к нему акватории.

Это газ — свыше 130 млрд куб метров, нефть — минимум 80 млн тонн, сырье для черной металлургии — свыше 1,6 млрд тонн. Имеются также крупные месторождения фосфатов. До 70% объема этих ресурсов находится в недрах Крымского Приазовья.

Более других освоена нефтегазовая часть данной ресурсно-сырьевой базы. В предстоящие месяц-два с участием «Газпрома» и ряда других нефтегазовых компаний РФ планируется уточнить проекты по разработке прибрежных и морских нефтегазовых месторождений региона. Вдобавок, геологи предполагают наличие крупных запасов газа вблизи г. Джанкой (северо-восточнее Симферополя) и в бассейне Сиваша.

Освоение колоссальных и при этом высококачественных запасов сырья для черной металлургии в Керченском регионе может потребовать роста мощностей местных перерабатывающих предприятий для расширения ассортимента продукции. Спросом эта продукция, в том числе сырье и полуфабрикаты, может пользоваться в соседних регионах РФ. А в горных и предгорных районах Крыма имеются крупные запасы полудрагоценных камней, горного хрусталя.

Почти для всех месторождений Крыма характерно высокое содержание основного сырья. Отметим также, что газовые, и не только газовые, ресурсы Крыма намного перекрывают его внутренний спрос. Потому вполне естественно, что сырьевые товары полуострова, продукты их переработки будут предназначены не только для внутреннего потребления.

Вместе с тем, на северо-востоке Крыма может быть затруднено комплексное освоение сивашских и примыкающих к ним районов.

Мало кто знает о том, что в 1955 году Херсонской области (Украина) была передана часть северо-восточного района Крымской области, а это – половина бассейна озера Сиваш и Арабатского перешейка («Арабатской стрелки») между Сивашем и Азовским морем.

Здесь, заметим, тоже сосредоточены крупные ресурсы химического, солевого и фармацевтического сырья.

Вполне реально предположить, что передача части северо-восточного района Крыма Херсонской области была связана с наличием в районе Сиваша и Арабатского перешейка крупных запасов пресной воды. Водоснабжение Крыма, напомним, остается одной из сложных проблем региона, таким образом, именно в «хрущевский» период было решено усилить зависимость полуострова от водоснабжения с территории Украины…

Что же касается транспортно-транзитных возможностей региона, то воссоединение Крыма с Россией позволит частично разгрузить порты Краснодарского края и Ростовской области и одновременно реализовать проекты новых трансазовских паромно-железнодорожных переправ между Крымом и этими регионами РФ. Тем более, как сказал директор Ейского морского порта Андрей Панычев, «российские порты Азовского моря (в Краснодарском крае и Ростовской области. — А.Ч.) имеют значительные ограничения по глубине у причалов. Поэтому грузовладельцы ищут доступ к более глубоководным причалам, например, в Керчи».

Напомним также, что в 1930-х – середине 1950-х гг. в центральном и южном районах Крыма успешно развивались субтропическое земледелие, хлопководство, возделывание местных каучуконосов (гваюлы, тау- и кок-сагыза).

Так что и эти отрасли могут получить своё второе рождение, наряду с глубокой переработкой разнообразного рыбного сырья, переизбыток которого наблюдается и в Черноморской, и в Азовско-Сивашской акваториях Крыма.

«С учетом экономических традиций и природных условий региона, — уточнил в разговоре со мной президент Международной организации кредиторов (WOC) Роберт Абдуллин, — требуется, по-моему, сочетание трех направлений: освоение местной ресурсно-сырьевой базы с созданием перерабатывающих мощностей, использование транзитного потенциала Крыма и развитие его курортно-туристической сферы. Имеется немало примеров умелого сочетания этих направлений в экономике многих регионов такого рода, например, французских Гвианы, Мартиники и Новой Каледонии, Карибских островов Голландии, испанской Сеуты, австралийской Тасмании, датских Фарер. Крыму, по примеру этих территорий, целесообразно обладать многоотраслевой экономикой и с учетом его политической географии».

По мнению Р. Абдуллина, решение таких задач «возможно в рамках особой экономической зоны (ОЭЗ), хотя, по опыту упомянутых зарубежных регионов, ОЭЗ — не единственный механизм комплексного экономического развития таких территорий».

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров обобщает: «В Крыму немало возможностей для развития отраслей, важных и для общероссийского рынка, например, энергетики и пищепрома. В первом случае речь идет, прежде всего, о крупных запасах нефти и природного газа. Те же возможности в транзитной сфере: ряд крымских портов и других путей сообщения вполне могут стать крупными «транзитёрами» в Черноморском регионе и параллельно улучшить транспортную «подпорку» российской внешней торговли. Что связано и с проектом моста через Керченский пролив». В то же время, полагает Г. Петров, «Крым по климатическим и природным факторам является уникальным, поэтому развитие здесь «зеленой» экономики должно быть приоритетом, наряду с восстановлением позиций региона в качестве главной здравницы России. Ставшие популярными направления — Турция, Египет – это пляжный отдых, а традиции Крыма – это лечение и отдых. Вдобавок, именно Крым был главным источником сырья для парфюмерной промышленности, а это тоже «зеленая» экономика».

Так будет ли Крым «иждивенцем» для России? Вопрос, как сейчас понятно, чисто риторический. Другое дело, кто и зачем постоянно его поднимает?

Источник