Николай БОБКИН: «Сможет ли афганская армия заменить войска США и НАТО?»
Афганистан вступает в новый этап своей истории
Афганистан вступает в новый этап своей истории. В соответствии со стратегий США, НАТО и афганского правительства, принятой по итогам Международной конференции по Афганистану в Бонне (декабрь 2011) и саммитов НАТО в Лиссабоне (2010) и Чикаго (2012), Вашингтон предполагает к 1 января 2014 года завершить передачу ответственности за стабильность в стране афганским силам (АНСБ). По мере того как афганские силы безопасности будут выдвигаться на первый план, силы ISAF перейдут от выполнения боевых задач к выполнению задач поддержки. США и НАТО не будут больше планировать и проводить боевые операции, а также руководить ими…
Общая численность АНСБ с 2009 года увеличилась почти в два раза и достигла 344 500 человек. Афганская национальная армия (АНА) насчитывает примерно 185 300 военнослужащих, включая почти 11 000 в частях специального назначения. В боевой состав АНА входит шесть штабов корпусов, дислоцированных в разных частях страны, одна дивизия в составе двух бригад базируются в Кабуле и еще 24 пехотные и две мобильные бригады размещены в других крупных городах. Афганская национальная полиция (АНП) имеет в своем распоряжении примерно 152 600 сотрудников. АНП состоит из типовых полицейских структур (территориальная, криминальная, пограничная, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков) и ограниченных сил для реагирования на кризисные ситуации и проведение антитеррористических операций в городских условиях. Есть еще афганские военно-воздушные силы численностью примерно 6600 человек. ВВС Афганистана в настоящее время располагают ограниченным парком самолетов, испытывают острую потребность в вертолетах, вести самостоятельно боевые действия не в состоянии. Создание ВВС началось позже, чем создание армии и полиции, и ожидается, что переход афганской авиации на автономные операции будет возможен лишь к 2017 году.
В последнем докладе министра обороны США Чака Хейгела конгрессу о ситуации в Афганистане отмечалось, что афганские ВС отвечают за 95% плановых операций и 98 % спецопераций. Потери слабо обученной и не отличающейся высоким боевым настроем афганской армии намного превышают потери контингента ISAF. Союзники до 2013 года теряли от 13 до 27 военнослужащих в месяц, а национальные силы безопасности Афганистана только в 2012 году потеряли 3200 человек убитыми. Кроме того, в результате проводимых ими операций против вооруженных отрядов афганской оппозиции было убито свыше 3000 мирных жителей. Участились случаи нападений афганских военнослужащих на американцев, в результате 41 боестолкновения с афганскими силами безопасности погибли 41 американский военнослужащий и 11 лиц гражданского персонала.
О своих потерях в 2013 году афганские власти официальные данные не предоставили. По оценкам, погибло не менее 3 тысяч афганских военнослужащих. За этот же период в АНА было призвано примерно 45 тысяч афганцев, тем не менее общая численность личного состава не увеличилась, а сократилась почти на 10 тысяч человек. Дезертирство среди афганцев приобретает массовый характер и может оцениваться в 30-35 тысяч военнослужащих в год. В связи с боевыми потерями, дезертирством и отсевом ежегодно требуется обновлять до трети состава АНСБ, что подрывает любые попытки обеспечить боеспособность афганских сил. Ситуация усугубляется тем, что к 2016 году НАТО планирует сократить численность АНСБ на одну треть – до 230 тысяч человек.
Еще одной проблемой, негативно влияющей на боеспособность афганской армии, является слабое желание пуштун вступать в её ряды. Сейчас этнические таджики Афганистана представлены в армии непропорционально широко, в то время как пуштуны недопредставлены. Почти равное соотношение таджиков и пуштунов на командных должностях в тех частях АНА, которые дислоцированы в районах компактного проживания пуштунских племен, создает у афганских военных проблемы с населением, а боевыми силами «Талибан» афганская правительственная армия расценивается как марионеточная, призванная распространить влияние таджиков на всю территорию Афганистана. Почти половина населения страны сосредоточена всего в 17 из примерно 400 районов Афганистана, при этом армия в состоянии контролировать безопасность лишь в крупных городах, где сейчас дислоцированы войска ISAF. По оценкам, талибы контролируют четвертую часть территории Афганистана.
В связи с этим командованием ISAF принято решение отказаться от наращивания количественного состава АНА, зафиксировав численность АНА на уровне 195 тысяч человек, а основные усилия сосредоточить на профессионализации афганских войск и поддержании их боевой готовности. Такой же подход практикуется по отношению к афганской полиции.
В 2012 году конгресс США выделил для фонда развития сил безопасности Афганистана 11,2 млрд., а в 2013 году – 5,7 млрд. долларов. К концу 2013 года в стадии реализации находилось более 400 проектов модернизации и усиления афганской национальной армии на сумму примерно в 7 млрд. долларов. Кроме США в финансировании афганских сил безопасности принимают участие ООН и страны НАТО. В 2013 году 23 страны-члены Североатлантического альянса внесли свой вклад в развитие афганской армии в размере 700 млн. долларов, наиболее крупным спонсором является Германия (примерно 55 млн. долларов). В рамках Программы развития ООН (ПРООН) продолжает деятельность Целевой фонд «Закон и порядок в Афганистане» (Law and Order Trust Fund for Afghanistan — LOTFA). За период с 2002 по 2012 годы США выделили в фонд примерно 1 млрд., другие страны — более 1,7 млрд. долларов. Афганское правительство должно обеспечить примерно 500 млн. долларов в год.
Заинтересованность международного сообщества в мире и стабильности в Афганистане превращена местными чиновниками в предмет торга. Афганское правительство считает международную финансовую помощь недостаточной. Государственный бюджет Афганистана на 1393 финансовый год (21 декабря 2013 года — 20 декабря 2014 года) предусмотрен в размере 7,9 миллиарда долларов. Министр финансов Афганистана считает, что крупную долю расходов на армию и полицию должно обеспечить международное сообщество. Однако ни у кого нет уверенности в том, что выделяемые для афганских сил безопасности средства будут использованы афганскими властями законно и по назначению. Правительство Карзая все глубже погружается в трясину коррупции и расточительства, которые серьезно подрывают его эффективность.
У афганских сил безопасности отсутствует чёткое понимание того, против кого они сражаются и что защищают. Запад называет задачей АНСБ защиту афганской конституции и борьбу против повстанцев, а, по мнению многих военнослужащих АНА, президент Афганистана, который является верховным главнокомандующим, сам попрал конституцию во время выборов 2009 года, а талибов он не раз называл своими «братьями». У афганской армии появилось достаточно много претензий к коррумпированному руководству страны, защищать корпоративные интересы которого значительная часть личного состава национальных сил безопасности страны не желает. Структурная организация сил безопасности также оставляет желать лучшего. Деятельность армии, полиции и разведки (Национального управления безопасности) не разграничена должным образом, это порождает конкуренцию между ними за ресурсы и влияние, что серьёзно подрывает единство режима.
В целом стратегия США и НАТО в Афганистане выстроена на надеждах успешного решения до вывода своих войск ряда вопросов, которые до сих пор в основном не решены. Окончательно о способности афганских сил самостоятельно обеспечить стабильность в стране в ближайшее время можно будет судить уже скоро — по результатам президентских выборов в апреле 2014 года, которые талибы пообещали сорвать.