Дмитрий Володихин: “Иго”

ПубликацииТочка зрения

Изъятие из новых учебников понятия «татаро-монгольское иго» преступно и крайне опасно.

– Дмитрий Михайлович, в связи с подготовкой нового учебника по истории неожиданно возник вопрос об «отмене» татаро-монгольского ига. Некая группа ученых усомнилась в том, что татарское иго было действительно игом для нашей страны. Говорят также и о том, что недооценены цивилизационные достижения Золотой Орды, ее роль в истории России. Вот как вы считаете, имеет ли смысл пересматривать понятие «иго» и, в перспективе, устранять его из науки?

– Это два разных вопроса – относительно роли Золотой Орды и относительно ига. Давайте мы их рассмотрим по отдельности.

Что касается Орды… Должна ли быть особая глава о ней в новом учебнике? Да почему бы нет. Когда я курировал подготовку к печати тома 5 «Энциклопедии для детей» (это было в середине 1990-х), мы, нимало не усомнившись, вставили в том особый раздел о Золотой Орде и татарах. Никто из читателей не прислал нам возмущенное письмо, дескать, это неправильно. А тираж тома между тем – около миллиона экземпляров и, Бог весть, сравнится ли с ним по этому параметру чаемый новый учебник по истории. Золотая орда существовала весьма долго и еще дольше сохраняли государственный суверенитет ее осколки – Большая орда, Крымское, Сибирское, Казанское и Астраханское ханства. Орда и ее «наследники» занимали громадную территорию, значительная часть которой сейчас входит в состав гостерритории России. Орда, наконец, сильно влияла на политическую, экономическую и культурную жизнь русских земель, которые стали впоследствии ядром территории Московского царства, т.е. России. Относительно недавно выступал академик РАН, декан МГУ С.П. Карпов, и по его словам, «Русь на долгое время стала периферией огромной, великой монголо-татарской империи. Империи, которая объединяла все земли от Венгрии до Китая, включенных в эту огромную новую систему… Постепенно, эта огромная империя распадалась на несколько частей. Главной из этих частей стал Улус Джучи, Золотая Орда, как ее стали потом называть. Русь не была частью Золотой Орды в собственном смысле слова. Русь была вассальной ее территорией. Именно Золотая Орда с потомками Чингис-хана, Джучи, Бату и затем другими представителями этой династии, по сути дела, контролировала положение на севере Причерноморья. А на юге Причерноморья возникла другая империя. Империя Ильханов. Правители этих государств довольно быстро начинают отстраивать новые торговые города… Дороги были безопасны. Товарообмен был огромен». Иными словами, какой-то позитивный государственный опыт у Орды имелся.

– Ну а как же второй вопрос относительно “ига”. Надо ли его «отменять»?

— Ответ на этот вопрос – сугубо отрицательный. Отрицательный безо всяких сомнений. Еще более отрицательное отношение к тому, чтобы в перспективе смягчить или вовсе убрать следы столкновения между Русью и Ордой из учебной литературы. Как-то обойти нашествие Батыя, поле Куликово, взятие Казани в 1552 году и т.п. Не надо путать историю с фантастикой. Существует в фантастике направление «альтернативная история», которая предполагает, что в прошлом судьбы человечества сложились «совсем не так». В художественном варианте это бывает очень интересно. Но вводить «альтернативку» в учебники это ведь отступление от истины. Можно, конечно, для написания новой учебной литературы пригласить вместо профессоров и доцентов матерых фантастов, которые бы отписались по этим главам. Было бы «здорово», очень уместно, очень как-то политично, политкорректно, в самый раз! Но потом и продавать эти новые учебники надо будет в тех отделах книжных магазинов, где лежит фантастика. Читатель толпами пойдет на такие «аттракционы»!

Ну а теперь давайте вернемся к тому, что на самом деле там было. Это был тяжелый, страшный, мучительный период в истории Руси. Я хотел бы избавить уважаемых слушателей от иллюзий, согласно которой наше общение с монголо-татарами, впоследствии с ордынцами, являлось в основном мирным диалогом разных государственных центров, один из которых какое-то время выплачивал дань, потом избыл эту «формальную» зависимость. Что было 2-3 боевых эпизода – в самом начале, при Дмитрии Донском и в финале, когда Иван III Великий достиг окончательного освобождения от Орды – а все остальное наполнено мирной жизнью. Знаете, это иллюзия, в какой-то степени насажденная уже советским учебником. Иллюзия крайне вредная и не имеющая никакого отношения к исторической реальности. Давайте посмотрим, что было на самом деле.

На Руси долгое время сидели представители ордынских ханов – баскаки. Они приводили с собой отряды. Содержание этих отрядов было разорительным, поведение их оставалось… как это назвать на современном новоязе?.. крайне нетолерантным. До такой степени нетолерантным, что время от времени на Руси вспыхивали анти-ордынские восстания. Если ига нет, против чего же они там восставали?! Вероятно, по ошибке, с похмелья? Но нет, летопись четко рассказывает, что некоторые формы налогообложения были чудовищно тяжелыми, а в жизнь они проводились с помощью вооруженной силы. Ну, например, в Ростове 1262 году, вспыхнуло восстание, которое быстро охватило множество других городов. То есть это анти-ордынское выступление, которое, в общем-то, вспыхнуло на половине Северо-Восточной Руси. Прежде всего оно направлено было против так называемых «бесерменов». Они занимались откупом налогов и с помощью своих русских приспешников выжимали из населения последнюю копейку. Это была очень тяжелая форма зависимости и она вызвала страшное возмущение. Во время восстания этих «бесерменов» изгнали, кого-то перебили. Из русских приспешников, в частности, в Ярославле, был уничтожен некий кощунник и верный слуга ордынцев Изосима. Его мало того, что убили, еще бросили собакам на съедение, потому что он был ненавистен. Откупщиков Орда приглашала из числа выходцев из Средней Азии, мусульман, вероятно, бухарцев. В тот момент Орда еще ислам не приняла и они выглядели как своего рода чужеродный элемент и для Орды, и для Руси, и у нас, видимо, лютовали.

– Кто этнически были «граждане» Орды?

-Ну, скажем так, этнических монголов, то есть тех, кто пришел еще с полководцами Чингиз-хана, среди подданных ордынских ханов оставалось немного. Все-таки это большей частью было активизированное нашествием пришельцев с Востока местное кочевое население.

Теперь давайте вернемся к антиордынским восстаниям. Помимо того, первого, были и другие: в том же Ростове, в Твери. Они жесточайшим образом подавлялись. Не надо думать, что между Батыем и Мамаем у нас было мирно. Да, Батый и его полководцы прошли Русь с огнем и мечом. Но и после него одно татарское нашествие следовало за другим. Их называли по имени военачальников, которые вели карательную рать. «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». Всякий раз последствия оказывались чудовищными. Очередная ордынская рать жжет города, убивает, грабит население, в том числе мирное, уничтожают его. Тысячи и десятками тысяч людей угоняет в полон. После карательной рати Русь долго, с мучениями восстанавливает города и деревни, притом некоторые восстановить уже в принципе невозможно, они приходят в запустение. Урон здесь не только прямой и очевидный. Что происходит с русской государственностью? Огромная экономическая сила, которая выводится за пределы несчастной Руси, и работает где-то там, в Орде. Там рожают женщины, поэтому здесь, у нас, постоянный демографический недобор, слабая заселенность даже коренных, давно освоенных земель, не говоря о периферии.

— Как долго существовала практика вот таких угонов?!

— На протяжении всего времени существования Золотой орды, затем ее прямых наследниц – Большой орды, затем Казанского, Сибирского и Крымского ханства. Угоном занимались они все. С XIII по XVII век – активно. Даже во времена Российской империи (!), аж до середины XVIII столетия из Крыма на южнорусские земли осуществлялись набеги. Разумеется, опаснее всего были набеги тех времен, когда Золотая Орда могла просто сокрушить русскую государственность, т.е. до конца XIV века. Но и затем были страшные нашествия – Едигея в 1410 году, крымцев в 1571 году. В последнем случае сожжению подверглась Москва, столица России к тому времени. Именно этот вооруженный прессинг и составляет неотъемлемую часть понятия «иго» — т.е. выколачивание весьма обременительной дани, ограничение государственной независимости и массовый угон рабов под угрозой применения или просто с применением вооруженной силы на общегосударственном уровне. До середины XV века этому трудно было что-либо противопоставить. Затем единое Московское государство организовало мощную систему обороны и «игра» перестала идти в одни ворота. Иной раз татары эту оборону прорывали, иной раз захватчиков уничтожали на месте или обращали в бегство. Ордынский «государственный террор» ушел. Начался рискованный «бизнес», коим занимались в основном Казанское и Крымское ханства. Вот, допустим, Крымское ханство. Огромная держава, которая включала в себя не только Крым, но и степи Северной Таврии, и вообще значительный регион Северного Причерноморья. Она жила в значительной степени тем, что осуществляла набеги на территории Литовской Руси и Московского государства. Собственно Литовская Русь это и территория современной Украины, и территория современной Белоруссии. В XV–XVII веках орда, которая приходила с территории Крыма, все эти земли, бывало, «простреливала» насквозь аж до Северной Белоруссии. По данным летописи на начало XVI века однажды татары угнали 100.000 человек. Можете это представить, целые регионы могли опустеть в результате одного набега. На Россию небольшой набег следовал раз в 2-3 года. Большой набег раз в 5-10 лет. Главная цель – ограбление, угон рабов.

– Дмитрий Михайлович, но неужели татаро-монголы не понимали, что такие разорительные, опустошительные набеги не позволят в следующий раз собрать такую же дань?

-Да вы знаете, откровенно говоря, можно было получить доход и иначе. То есть, зачем их угоняли, этих пленников?! Конечно, некоторые из них оставались для работы в Орде. Но значительная часть отправлялась на работорговые рынки. Восточные славяне страшно пострадали от работорговли. На протяжении многих поколений их уводили из дома с целью последующей продажи на рынках Средиземноморья, Северной Африки. Всем известно, что была работорговля, в результате которой пострадало население Африки. Сейчас США и другие страны стараются выплатить как-то этот исторический долг. Но послушайте, в отношении восточных славян такой долг по сути — просто колоссальный! За четыре с лишним столетия работорговли с нашей территории угнали несколько миллионов человек. В момент присоединения Казани в 1552 году десятки тысяч рабов из восточных славян были освобождены из этого города и его окрестностей.

Добавим сюда и то, что России, защищаясь от опасности набегов, следовало постоянно напрягать огромные усилия: тратить деньги на строительство оборонительных рубежей, отрывать десятки тысяч здоровых мужчин от созидательной деятельности ежегодно, на регулярной основе, чрезмерно милитаризовывать быт. Это тяжело, это разорительно и это очень тормозило наше экономическое развитие. Хозяйство наше на долгое время застыло на точке весьма архаичного уровня именно потому, что огромное количество областей было слабо заселено. А как их заселить, кем заселить?! Наши южные районы находились в состоянии нескончаемой опасности. Крестьянин, который шел за плугом или кузнец, который вышел для того, что бы дров нарубить для своей кузни, одной рукой работали, а другой рукой держались за оружие. Одним ухом прислушивались к тому, что говорят их односельчане, а другим ухом слушали, не бьет ли набатный колокол. Одним глазом смотрели на свою работу, другим глазом смотрели на горизонт, нет ли дымов, которые пускают, когда татары приближаются. И это бесконечная война крайне изматывала.

Давайте честно скажем: было иго. Мало того, и после уничтожения ордынского ига бесконечные войны с осколками Орды сильно тормозили развитие России, наносили ей тяжелый урон. Это правда и не следует ее вычеркивать из нашей истории.

Странный поворот в историческом сознании, что дескать, давайте уберем эти иго, давайте, что-нибудь мяконькое поставим на его место, он неадекватен. Ради чего это делают?! Ради того, чтобы не «разжигать» межэтническую рознь. Вот мы вводим в учебники фразу, которая успокаивает один народ и дико бесит другой народ. Причем народ более значительный численно. Такой поворот, может быть, устраивает татарскую интеллигенцию. И очень не устраивает интеллигенцию русскую, потому что все это ведь вранье и, к тому же, искоренение памяти о подвигах наших предков, которые были совершены ради того, что бы от ига избавиться. Каков результат? Еще больший розжиг той же розни, только с другого конца. Люди, которые хотят сменить эту формулировку, самым активным образом разжигают националистические настроения среди русских. Надо отдавать себе отчет в том, что подобные действия преступны и крайне опасны.

-Но что хочет получит в результате?

– Давайте сыграем с открытыми картами. Спокойно скажем, что для татарской интеллигенции это нужно только как проявление своего рода “мягкой силы”. Она желает показать, что может сделать с центральной политической властью РФ то, что хочет. Я не думаю, что это в культурном плане, историческом плане тотальная переделка истории на ложных основаниях отвечает интересам татарского народа. По-моему русские и татары давно сжились и не имеют точек горячего противостояния. Поэтому я смотрю на людей, которые изо всех сил пытаются изменить данный пункт в наших учебниках по истории, как на людей нравственно ущербных.

Дмитрий Володихин, доктор исторических наук

Источник