Андрей Паршев: «Те, кто принимают решения, должны представлять себе, что у нас реально происходит»

АналитикаСобытия

Наша статистика находится в плачевном состоянии, хотя это важнейшая отрасль

СМИ передают заявление министра финансов Антона Силуанова о необходимости сократить расходы министерств и ведомств на 5%. Я хотел бы прокомментировать эту информацию: ведь в последние годы было много высказываний по поводу финансового состояния нашего государства. Общая их тональность сводилась к следующему: с финансами у нас все хорошо и денег буквально некуда девать! И вдруг сейчас поднялся вопрос о сокращении расходов, причем 5% – это немало. Казалось бы, это выглядит странно, но на самом деле ничего странного нет.

Сокращение государственных расходов отразится на всех нас

Наша экономика находится в плохом состоянии. Все последние годы крупные предприятия в целом по стране ежегодно теряли сотни тысяч рабочих мест. Внешне это не очень заметно, и официальные цифры безработицы невелики. Впрочем, сведения на эту тему между собой «не бьются», а такой разнобой данных приводит к непониманию того, что происходит с государством. Первопричина этого кроется в том, что наша статистика находится в плачевном состоянии, хотя это – важнейшая отрасль, которая предоставляет важнейшую информацию.

Не имея исходной информации, ты никогда не примешь правильного решения даже случайно, и особенно это касается государственного управления. У нас после всех перипетий Госкомстат оказался подчинен Минэкономразвития. Удивительно ли, что результаты работы этого министерства, если ориентироваться на данные статистики, неплохие?

Возвращаясь к вопросу сокращения государственных расходов, я хочу отметить, что если это произойдет, то данный шаг скажется на всех. Мы это увидим по ценникам в магазинах и жировкам ЖКХ. Как связаны эти два явления – рассказывать долго, но это – очевидная вещь. Так вот, простого рецепта, как с этим справиться, нет, но необходимо восстановить систему государственной статистики, чтобы те, кто принимают решения, представляли себе, что реально у нас происходит.

У нас даже считается неприличным спросить: а почему ты такой богатый?

Ситуация непростая, и расходы сокращаются, потому что не хватает государственных доходов. Казалось бы, нефтяная выручка огромна, а где деньги? Да мы же не знаем, что у нас с нефтью и газом! Данные о запасах нефти рассекретили с большой помпой, а независимые наблюдатели отнеслись к этому иронически и сказали, что они не верят оценкам, которые у нас звучат. Вполне возможно, что выручка у нас меньше, чем объявляется.

Есть шутка Марка Твена про то, что существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Однако каждые десять лет в США проводится перепись, которая касается не только населения, но и многих экономических вопросов. Делается это четко, вне зависимости от обстоятельств, и это – образец. Крайне маловероятно, что экономический гигант – США – смог бы вырасти без такой статистической системы. Кстати, современная вычислительная техника выросла из обработки данных американской статистики.

Если нет нормальной статистики, то нет и нормальной налоговой системы, а последствия этого многообразны, вплоть до того, что финансирование преступных групп возможно только тогда, когда часть бизнеса находится в тени. Известно, что всех наиболее крупных мафиози американцы посадили именно за неуплату налогов. Произошло это не потому, что не знали, за что сажать, а потому, что незаконный доход – это результат преступлений. А если мафия платила налоги, то она должна была объяснить, откуда взялись средства. У нас такого требования нет, и даже считается неприличным спросить: а почему ты такой богатый? Но у них соответствующие службы просто обязаны задавать такой вопрос. Вот мы опять и приходим к одному и тому же: система управления у нас непрозрачна и к тому же не имеет достоверной информации о жизни в стране.

Источник