Андрей Паршев: «С самого начала рыночных реформ в нашей стране все делалось неправильно»

ПубликацииТочка зрения

Опосредованно убыточность погашается за счет нефтяной трубы

По сообщениям СМИ, министр экономического развития Алексей Улюкаев на заседании правительства представил план, призванный улучшить инвестиционный климат в России, повысить доступность кредитов, поддержать малый и средний бизнес и т. п. Все эти шаги должны повысить темпы роста экономики.

Обнародованные меры и общую ситуацию в российской экономике для KM.RU комментирует известный публицист Андрей Паршев.

По большому счету, в нашей стране нет прибыльных предприятий

Когда я читаю такие сообщения, мне вспоминается фильм «День сурка». Главный герой просыпается каждый день и, что бы он ни делал, получается всегда одно и то же: видит он одно и то же и слышит он одно и то же. Причем формулировки предлагаемых мер звучат как плохо переведенный текст с английского языка. То есть у нас не просто «День сурка», а плохо дублированный «День сурка».

Правительство делает многое: посмотрите, например, на перечень тендеров, которые широко публикуются. Там есть заказы на научные работы, посвященные тому, куда вкладывать деньги пенсионных фондов. Пенсионные фонды – это инвестиционный источник, но вкладывать их надо так, чтобы они принесли прибыль, иначе пенсионеры останутся без пенсий. Эти деньги нельзя вкладывать не только в рискованные проекты, но даже в модернизацию инфраструктуры. Так вот: по большому счету, в нашей стране нет прибыльных предприятий. Казалось бы, как такое может быть? Ведь мы же видим, что предприятия существуют и работают.

Дело в том, что опосредованно убыточность погашается за счет нефтяной трубы. То, что осталось от промышленности, по сравнению с тем, что было, – это слезы крокодила, а точнее, мелкого крокодиленка. Это проблема для любого инвестора, потому что у нас нет конкурентоспособных отраслей. А почему же у нас их нет? Потому что с самого начала все было сделано неправильно.

Наша банковская система несамостоятельна

Когда экономика переводилась на рыночные рельсы, надо было создать протекционистскую атмосферу в стране. А без этого оказаться на мировом рынке очень опасно, потому что поначалу ты еще не умеешь достигать среднемирового уровня издержек и прогораешь. Если мы посмотрим на список богатых людей, то мы увидим, что они состоялись как крупные бизнесмены в сырьевой области, торговле, финансовой сфере, но, как правило, не в обрабатывающей промышленности. Конечно, есть и исключения из правил. Это некоторые предприятия, например, в пищевой и мебельной промышленности и в сферах, где невыгодно ввозить готовую продукцию. Отмечу, что нас учат экономике рынка, а не экономике издержек, но эта составляющая исключительно важна, когда речь идет о промышленности.

Кроме того, у нас совершенно ужасающая ситуация с банковским процентом. Во всем мире бизнес держится на кредитовании, причем для предпринимателя сначала должен быть льготный период. А теперь – смотрите: норма прибыли в американской экономике в среднем порядка 4%. Ясно, что процент по кредиту должен быть меньше четырех, иначе долг невозможно вернуть. А вы где-нибудь видели, чтобы у нас давали кредит хотя бы под 3,5%? В других странах процент именно такой, а у нас – нет.

Наша банковская система несамостоятельна, наш кредит не может быть дешевле зарубежного, потому что источником для нашего кредита служат иностранные деньги. Причем к этому добавляется еще одна проблема: не в полной мере обеспечена безопасность ссуды, то есть возможна ситуация, когда деньги взяли и не отдали.

Возвращаясь к мерам, о которых говорил Улюкаев, я хочу сказать, что, на мой взгляд, это не меры, а перечень проблем, с которыми сталкивается наша экономика. Этому перечню двадцать лет, и о нем знают даже неспециалисты.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula