Искусство ненависти
Как государство оценит антироссийскую выставку на тему сочинской Олимпиады?
Либерал-радикальное сообщество долго твердило о «демократических ценностях». Навязчиво растягивало «болотный протест» – вплоть до полного усыхания субстанции «болота». Ехидно обсуждало каждую общероссийскую неудачу, используя весь спектр своих медиаканалов.
Щедро финансируемая оппозиционность тлела, порождая едкий дым, похожий на тот, что появляется при сжигании токсичных пластмасс или ядовитых отходов. Однако воспламенения «несистемной политики» так и не произошло. Более того, она стремительно маргинализируется.
И вот наиболее рьяные «оппозиционеры» не выдержали. Сорвались. Обнажили своё отношение к стране.
Произошедшее закономерно. Случилось то, что неизбежно должно было случиться. Когда в какой-то группировке зреет ненависть, рано или поздно она выплёскивается.
Разница лишь в формах выплеска. «Либеральный авангард» предпочел избрать искусство плаката. Разумеется, не само по себе, но растиражированное при помощи СМИ федерального уровня.
Именно это – публикация концентрата ненависти и враждебности по отношению к России – причина того, чтобы заметить деяние, совершённое группой лиц.
Одно из лиц – Марат Гельман, курировавший фестиваль «Белые ночи» в Перми. Другое – некто Василий Слонов из Красноярска, называемый автором экспозиции «Welcome! Sochi 2014». Остальные – редакция радиостанции «Эхо Москвы», решившая разместить в «топах» своего сайта подробный фотоотчёт о названной экспозиции.
Если вы её ещё не видели и думаете, что она, если исходить из названия, похожа на рекламный проспект, то сильно ошибаетесь. Ошибаетесь также, если предполагаете и некие «приколы свободного художника» над нестыковками, сопровождающими подготовку к сочинской Олимпиаде.
«Welcome! Sochi 2014» – нечто другое. Распиаренная «подборка работ» значительно превосходит по степени русофобии и общего антироссийского посыла всё то, что создавалось в ведомстве доктора Геббельса. Впору задуматься – уж не подавленная ли тяга к тоталитарной ненависти заставляет ультра-либералов кричать о тождестве СССР и гитлеровского режима? Уж не прячется ли здесь желание скрыть собственные симпатии к последнему?
Происходит всё, напомним, накануне государственного праздника Российской Федерации.
Что же, помимо самого слогана «Welcome! Sochi 2014», запечатлено на «полотнах», как называет подлые плакаты «Эхо Москвы», разместившее их на одной из самых выгодных позиций?
Вот огромный медведь, хищно перекосив морду и выставив напоказ гениталии, готов наступить страшной когтистой лапой на маленьких изящных фигуристов. Медведь – один из символов России. Танцы на льду – один из символов России… Ищите политический подтекст?
Что ж, тогда на выбор другие творения?
Матрёшка в виде угрожающей взрывом гранаты. Чебурашка-монстр, оскаленно протягивающий хлеб-соль. Кольца сочинской олимпиады – в виде: вариант 1 – висельных петель, вариант 2 – колючей проволоки, вариант 3 – букв, сложенных в названия венерических заболеваний.
Снова чебурашка в виде монстра. А вот клыкасто кровавый «Сталин», укрывающийся за маской… медведя. Или барс, напоминающий один из символов нашей Олимпиады. С багровыми от ненависти глазами трясущий макет статуи свободы.
Про такие мелочи, как балалайка в виде автомата Калашникова или бутылка водки «Русская», установленная «карикатуристом» на первое место олимпийского пьедестала, и говорить бы не стоило. Правда «Russkaya» и «Russian vodka», написано «почему-то» по-английски.
А вот суровые топоры, вонзившиеся в берёзки (символ), из которых течёт кровь, заставляют перейти к более серьёзному анализу. Тем более, что березки используются ещё в одной «картине». Здесь их поломанные стволы нарисованы в виде вкопанных в землю могильных крестов. На крестах висят хоккейные шлемы. На одном – шлем белый, рядом с ним – синий, третий – красного цвета.
Такая «авангардная стилизация» российского флага. О чём «полотно»? О том, что кто-то хочет гибели наших хоккеистов? Или ждёт не дождётся того «счастливого дня», когда вся Россия окажется на занесённом снегом погосте?
Глядя на нарочито уродливые, страшные изображения чебурашек, на изображённую в виде зелёного гуманоида «девушку», грозящую «калашом», понимаешь – это провокация. Это провоцирование российского общества, народа, а возможно, и власти на некие реакции…
Удивляться тому, что пермские городские чиновники сочли выставку русофобской и порочащей сочинскую Олимпиаду, не стоит. Странной была бы всякая иная реакция. Прогнозируем и «ответ» Гельмана – галерист пообещал, что экспозиция вновь откроется в некоем независимом культурном центре.
Поражает другое. Материалы подобного рода размещаются на сайте радиостанции, живущей на деньги «Газпрома», то есть на государственные деньги. Пока «наше национальное достояние» спонсирует строительство объектов в Сочи, финансируемое им СМИ обливает Олимпиаду и всю Россию не грязью даже, а ядовитой кислотой.
Если же переходить от эмоций, естественных в данном случае, к фактологии медиапроисшествия, то становится очевидно: разбираться надо на правовом и правоприменительном уровне.
Тиражирование крайне обезображенных и помещённых в унизительный контекст символов, устойчиво связываемых с Россией (хлеб-соль, берёзка, медведь, матрёшка) – это не шалость. Это те самые действия, «направленные на возбуждение ненависти либо вражды», совершённые «публично или с использованием средств массовой информации». За подобное надо отвечать. И отвечать, как представляется, по закону.
Диффамацию (не критику) общенационального проекта четырёхлетия – Олимпиады Сочи 2014 – тоже к шуткам не отнесёшь.
Вброшенные в массовое сознание «карикатурные изображения» дадут опасные всходы. В виде роста взаимной вражды, озлобленности, социальной апатии, деструктивного поведения.
Трудно поверить, что «красноярский художник» Слонов, его куратор Гельман и сотрудники радиостанции «Эхо Москвы» этого не понимают.
Попытки публичного унижения страны далее не могут оставаться безответными. Существует рубеж, переход которого свидетельствует об исчерпанности разного рода увещеваний и ссылок на «недопонимание». Всякий, кто заставит себя просмотреть «Welcome! Sochi 2014» в сети, поймёт, о чём в данном случае идёт речь.
Ну, а оргкомитету по подготовке Олимпийских игр стоит приготовиться к тому, что Гельман повезёт теперь выставку, раскрученную рядом российских СМИ, на Запад. И вряд ли она поспособствует увеличению числа желающих посетить российский праздник спорта.
Леонид Донской