«Китай вряд ли как-то будет участвовать в политике давления Запада на Россию»
Давление идет по линии ПРО, сирийского конфликта, по экономической тематике
В Пекине состоялись переговоры председателя КНР Си Цзиньпина и советника президента США по национальной безопасности Тома Донилона. По сообщениям СМИ, г-н Си Цзиньпин заявил о необходимости для США и Китая установить отношения нового типа. Эксперты задаются вопросом, не является ли эта идея шагом на пути тезиса, в свое время озвученного Збигневом Бжезинским, который говорил о том, что Пекин и Вашингтон могли бы вместе управлять международными процессами.
Данную версию комментирует для KM.RU известный российский писатель и публицист Андрей Паршев.
Соединенные Штаты – главный фактор, который до сих пор препятствует объединению Китая
Постоянная тяга американцев разыгрывать «китайскую карту» – это не изобретение новейшего времени. Это старый прием, и он сыграл роль в позднесоветский период. Тогда и мы заняли не очень верную позицию, не учитывая того, что Китай – великая держава и вторая по мощности коммунистическая страна.
Что касается нынешнего всплеска, то напомню, что Обама в начале своего первого президентского срока совершил визит в Китай и предложил создать группу G2, состоящую как раз из США и Китая. То, что сейчас звучит в виде домыслов, тогда было сказано открытым текстом. Но при прежнем руководителе Китая американцам было вежливо отказано. Момент оказался анекдотичным в том смысле, что он совпал с активной пропагандой в российских СМИ идеи сдерживать Китай и объединяться с Западом. А в это время глава Запада предлагает Китаю сотрудничество. Я надеюсь, что китайские руководители достаточно самостоятельны в своих решениях и действиях. Видимо, они займут правильную позицию.
Чтобы сравнить позиции России и США по отношению к Китаю, посмотрев глазами Пекина, то на протяжении всей истории конфликта вокруг Тайваня Москва всегда занимала однозначную пропекинскую позицию без каких-либо колебаний. А Соединенные Штаты – это главный фактор, который до сих пор препятствует объединению Китая. Я думаю, что китайцы это имеют в виду и относятся к американской политике заигрывания правильно, то есть с вежливым недоверием.
Китай не будет лить воду на мельницу Запада
Я не думаю, что Китай будет каким-то образом участвовать в политике давления Запада на Россию. Это давление идет по линии ПРО, сирийского конфликта, по экономической тематике, а Китай не будет лить воду на мельницу Запада. Для него мы политически и в военном отношении являемся естественным союзником. Правда, мы частично антагонисты в области экономики. Экспорт из Китая – пожалуй, важнейшее наряду со вступлением в ВТО препятствие для развития обрабатывающей промышленности. Условие, когда рядом находится такая мощная промышленная держава, которая заинтересована в наших природных ресурсах, – это сильный фактор в пользу сохранения сырьевой ориентации нашей экономики.
Понятно, что ничего хорошего в этом нет, и я думаю, что это общее мнение. Не секрет, что дешевизна китайского производства – это один из сильнейших факторов, который в значительной степени разрушает нашу промышленность. Можно ли исправить ситуацию, закрывшись с помощью таможенных процедур? Тут есть большая проблема. Наша граница с Китаем – одна из самых больших в мире. Если мы будем закрываться официально, то товары пойдут контрабандно. А физически организовать защиту нашего рынка от китайских контрабандных товаров в современных условиях практически невозможно. Но на высшем уровне можно достигнуть договоренности о разделении труда. Китайцы заинтересованы в нас, даже если мы не будем потребителями их продукции. Мы являемся главнейшим резервным источником ресурсов. Я считаю, что нам надо этим пользоваться и выторговывать себе выгодные для нашей экономики решения.