Россия не знает, что ей делать в ВТО
Счетная палата: правительство не поддерживает отечественного производителя
Преодолевать созданные собой трудности является традиционной русской забавой. Уж сколько раз дорогие соотечественники являли миру примеры таланта и мужества, решая проблемы, которых можно было бы вообще не иметь, если бы заранее все хорошо продумать да не лениться.
Вступление России во Всемирную торговую организацию и ее деятельность в этой весьма уважаемой структуре до боли напоминают знакомый сюжет: сами загоняем себя в сложнейшее положение, чтобы потом героически из него выбираться.
Счетная палата взялась подвести первые предварительные итоги присоединения к ВТО, состоявшегося в августе прошлого года. Результаты проверки поразили даже опытных аудиторов, которые по долгу службы постоянно сталкиваются с примерами отечественного головотяпства и безалаберности. Оказывается, после 18 лет переговоров о вступлении и в течение почти года пребывания российское правительство не озаботилось созданием материальной и юридической базы членства в ВТО, равно как нет и особого стремления использовать полученные преимущества.
По данным информагентства «Интерфакс», за истекший год отменены лишь пять ограничительных мер, действующих в отношении российских производителей. К их числу, например, относятся знаменитая поправка Джексона-Вэника и запрет на ввоз алкоголя в Киргизию. С другой стороны, по данным на 1 января 2013 года, против России проводилось три антидемпинговых расследования, два специальных защитных расследования и девять пересмотров этих мер. А по существующей практике разрешения споров в ВТО ежегодно можно инициировать возбуждение 6-7 дел, затрагивающих интересы России. Надо только этим заниматься. Адвокатское сопровождение каждого расследования обходится ориентировочно в 2 миллиона долларов. Однако в федеральном бюджете подобные расходы на 2013 год даже не предусмотрены.
Никто не озаботился подготовкой специалистов для работы с международными структурами ВТО. Все ограничилось недельными курсами повышения квалификации для высших руководителей министерств и ведомств. План адаптации российской экономики к работе в условиях членства в ВТО фактически сорван: из 36 пунктов плана, имеющих срок исполнения октябрь 2012 – январь 2013 гг., полностью исполнены лишь 10.
Поразительно, но до сих пор не создано постоянное представительство России при ВТО! Поручения Минэкономразвития, МИДу и Минфину на этот счет давались в 2012 году дважды, но они так и не выполнены. Деньги на функционирование постпредства – около 100 миллионов рублей в год, а также 370 миллионов рублей на покупку здания в Женеве в федеральный бюджет на 2013-2015 годы не заложены. Даже ежегодный членский взнос России в бюджете запланирован в меньшем размере, чем необходимо: 3,7 миллиона швейцарских франков, а не 4,1 миллиона, как требуется. Функции постпредства до сих пор выполняет группа специалистов Минэкономразвития в постпредстве России при отделении ООН в Женеве.
Уровень средневзвешенных ставок импортных пошлин по окончании переходного периода, связанного с вступлением России в ВТО, должен составлять 7,8%. Это значительно меньше, чем в других развивающихся странах – членах ВТО. Например, Бразилия в ходе переговоров о вступлении смогла добиться уровня ставок в 13,7%, Южная Корея – 12,1%, Китай – 9,6%. Но уже сейчас Россия сама перевыполнила план по снижению: в настоящее время ставка составляет 7,4%, а к 2015 году, согласно основным направлениям таможенно-тарифной политики, снизится до 5,9%. По 74 товарным группам пошлины ниже предельных ставок в обязательствах России перед ВТО.
Аудиторы обращают внимание на то, что действующая в России система господдержки экспорта уступает по масштабам и эффективности мерам поддержки, применяемым в других странах – членах ВТО. В 2012 году в нашей стране на эти цели было выделено всего 100 миллионов долларов, тогда как в Германии – 20 миллиардов долларов, в США – 21 миллиард, в Китае – 49 миллиардов, в Индии – 11 миллиардов. Экспортируемые этими странами товары успешно завоевывают российский рынок в ущерб отечественному производителю.
В целом после прочтения отчета Счетной палаты создается впечатление, что ВТО оказалась совершенно ненужной российскому правительству, которое так долго и настойчиво пыталось туда вступить. В результате уже сейчас в ряде отраслей доля импорта превышает объем отечественного производства. Так, например, происходит с импортом крепких спиртных напитков и одежды из трикотажа и текстиля. В области производства машин и оборудования, а также производства мяса цифры почти сравнялись.
Профессор ВШЭ Алексей Портанский считает, что отчет Счетной палаты абсолютно адекватный и правдивый. Правительство, к сожалению, плохо подготовилось к членству в ВТО. Управленческие структуры не успели в достаточном количестве подготовить кадры, умеющие работать по правилам ВТО. «Если с финансированием создания представительства вопрос можно решить в срочном порядке, то на устранение кадрового пробела потребуются годы. Это не лезет ни в какие ворота», – подчеркнул Портанский.
При этом директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев уверен, что вступление в ВТО – это однозначно благо, это новые возможности для сильных. При этом очень важно, что основа нашей экономики, нефтегазовый сектор, не регулируется нормами данной организации. Весь позитив – снижение цен на импорт и ускорение темпов экономического роста – скажется только в течение нескольких лет. «Государство проводит собственную экономическую линию и не обязано всегда оказывать поддержку по верхней планке, – считает Разуваев. – Конечно, некоторые отрасли пострадают. Считается, что именно вступлением в ВТО объясняется нулевой промышленный рост в первом квартале. Однако в итоге будет плюс. Я допускаю, что чиновники не всегда были идеальны, но вряд ли стоит драматизировать ситуацию. ВТО – это свободный рынок. Его невидимая рука – это та сила, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Другие эксперты полагают, что Счетная палата предупреждает о возможных рисках и говорит, что правительству необходимо корректировать свою стратегию и пользоваться возможностями ВТО. «Россия в состоянии даже сейчас использовать ВТО для защиты своих интересов и наращивать объем внешней торговли, развивать транспортно-логистический бизнес. При этом большинство предварительных страхов на деле пока не оправдываются. Один из главных – гибель отечественного автопрома – оказался ложным: ведь снижение пошлин компенсировалось утилизационным сбором», – поясняет аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
«Само по себе вступление в ВТО не является некой волшебной пилюлей, – считает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. – Все эти потенциальные преимущества необходимо действительно использовать, то есть реализовать сверху, решениями правительства. Только в этом случае возможны реальное улучшение качества экономики и ее диверсификация».
Схожее мнение у начальника отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ЗАО ИФК «Солид» Михаила Королюка: «ВТО предоставляет возможность – только возможность для большей интеграции в мировую экономику. Но воспользоваться этой возможностью мы должны сами».
Сгущать краски и драматизировать ситуацию действительно не хочется. Но обидно, что в очередной раз упущены потенциальные возможности укрепить экономическое положение государства, поднять его престиж и авторитет. Да, в конце концов, в срочном порядке найдутся средства, в авральном режиме будут созданы необходимые службы, но разве сложно было заранее просчитать сложившуюся ныне ситуацию? Чтобы ничего не преодолевать, а просто работать…