Корейский конфликт угрожает международной безопасности

АналитикаСобытия

Доктор исторических наук, профессор Сергей Михайлович Небренчин о ситуации на Корейском полуострове

– Как можно расценить агрессивные действия КНДР по дестабилизации обстановки в регионе?

– Это не только и не сколько «агрессивные и провокационные» действия Пхеньяна, как сообщают зарубежные СМИ. Нельзя исключать того, что антикорейская истерия в СМИ преследует цели оправдать возможные меры против Северной Кореи, в том числе и силового характера. В свое время 25 июня 1950 года война между Северной и Южной Кореей началась с провокационной стрельбы не то американских солдат, не то северокорейских военных. В конфликт оказался втянутыми Китай, Япония, союзнические со США страны (Франция, Бельгия, Греция, Турция, Колумбия, Таиланд, Австралия, Эфиопия, ЮАР и др.). Сталин тогда был крайне осторожен в корейском конфликте и представил Китаю значительно меньшую помощь, чем просил китайский лидер Мао Цзядун.

В конечном счете, после кровопролитных боев, в результате чего, военно-политическое присутствие США в регионе усилилось, 38-я параллель вновь стала границей между севером и югом. В войне погибли миллионы корейцев, миллион китайцев, 44 тысячи американцев и более одного миллиона солдат союзнических со США армий. Экономические и торговые преимущества от войны получила Япония, за два года она вышла на довоенный уровень промышленного производства. В тоже время США не допустили воссоединения Тайваня с Китаем, где обострилась внутриполитическая обстановка. Негативное влияние война оказала на советско-китайские отношения, которые оказались замороженными на длительное время.

История повторяется. Похоже и сегодня, существуют заинтересованные силы, чтобы столкнуть в междоусобице корейцев, а заодно втянуть в конфликт и другие ведущие государства Евразии. В частности, речь может идти о Китае, Японии, России.

– Эксперты обращают внимание на странное поведение молодого северокорейского лидера КНДР, который с непонятным упорством идет на обострение обстановки вокруг полуострова. Прокомментируйте?

– Ким Чен Ын младший сын из трех сыновей Ким Чен Ира. Известно, что он обучался в международной школе в Берне (Швейцария). Владеет английским языком. Как пишут СМИ, «королю утренней звезды», как называют в Северной Корее своего лидера, не чужды западные ценности. Неудивительно, что журналисты и эксперты стали делать предположения о том, что Ким Чен Ын, возможно, сегодня подыгрывает Западу в его геостратегических целях.

– В чем причина обострения обстановки вокруг Корейского полуострова?

– В целом, международная обстановка в мире имеет тенденцию к обострению, человечество вступило в эпоху глобальных вызов и угроз. Наряду с объективными предпосылками к нарастанию конфликтности, в мире есть силы, которые пытаются провоцировать и управлять взрывоопасными ситуациями. Корейский конфликт, который имеет свою известную пред историю, выходит сегодня на первый план неслучайно.

В условиях перманентного глобального финансово-экономического кризиса, нарастания природно-климатических и техногенных катаклизмов заметно обостряется борьбы за ресурсы, коммуникации, экологически чистые территории и этнокормящие ландшафты, рынки сбыта товаров и услуг, труда и капиталов. В данном контексте особую озабоченность так называемых глобалистов, определяющих мировую политику и расклад геополитических сил, вызывает Китай, который сегодня претендует на роль второй мировой сверхдержавы. К тому же к власти в Пекине недавно пришли силы во главе с Си Цзиньпином, ориентирующиеся на свои национальные интересы, готовые активно противостоять во внешней политике Западу.

С другой стороны, к решительным действиям глобалистов подталкивает необходимость установления полного контроля над «мировой кладовой» – территорией Сибири и Дальнего Востока. Здесь, вместе с прилегающей зоной Арктики, сосредоточено, по разным оценкам, больше трети мировых запасов. При этом старый новый российский президент также проявляет несговорчивость и все больше отходит от практики следования в фарватере внешней политики США и их ближайших союзников. Москва дает понять Западу, что разворачивается лицом в сторону своих восточных партнеров.

Неслучайно, свой первый визит новый правитель Китая совершил в Москву. Достигнутые договоренности свидетельствуют о начале нового этапа стратегического партнерства между КНР и РФ. Затем российский и китайский лидеры вместе успешно поучаствовали в саммите БРИКС в Дурбане (ЮАР). По итогам встречи в верхах страны так называемой «деловой пятерки» заняли солидарную позицию по целому ряду политических, финансовых и торгово-экономических вопросов, в том числе не поддержали эскалацию конфликта вокруг Сирии.

Эти и другие обстоятельства заставляют глобалистов активно реагировать, искать новые рычаги воздействия на своих строптивых «партнеров», в лице, Китая и Россию.

– Какие цели могут преследовать глобалисты, разжигая новый корейский конфликт?

– В геоистории практика разжигания внутринациональных конфликтов совсем не нова, когда единый народ искусственно делится две части и натравливаются друг на друга, а затем десятилетиями враждуют. Достаточно вспомнить Германию с ФРГ и ГДР, одна часть немецкого народа имела отношение к государствам «капиталистического лагеря», а другая к странам социализма. По такому же лекалу оказался разъединенным и корейский народ. Извечный принцип геоатлантической стратегии – «разделяй и властвуй» не раз использовался в истории для передела мира. Подорвав основы русско-славянского триединства, глобалисты лишают сегодня перспектив на возрождение народов Беларуси, России и Украины.

В конкретном плане замысел, вероятно, состоит в том, чтобы, во-первых, обострить ситуацию в регионе и втянуть в конфликт региональные сверхдержавы и, прежде всего, Россию, Китай, Японию. Во-вторых, ослабить финансово-экономические и военно-политические позиции конкурентов, спровоцировать дестабилизацию обстановки, прежде всего, в Китае. В-третьих, усилить военно-политическое присутствие США и их союзников в регионе, расширить зону конфликтности на другие соседние регионы юго-восточной Евразии, до «дуги нестабильности» от Суэца до Тибета. В-четвертых, воспрепятствовать развитию российско-китайского стратегического партнерства, нейтрализовать ШОС и другие организации с участием Китая и России, формированию основ коллективной безопасности в Евразии. В – пятых, создать предпосылки для изменения геополитической конфигурации обширного региона Евразии, установления контроля над регионами Сибири, Дальнего Востока и примыкающих зон Арктики.

Чтобы предотвратить негативный сценарий развития обстановки, странам региона необходимо действовать солидарно и слаженно с мировыми структурами по поддержанию мира, прежде всего, ООН. Кроме того, крайне важно создать условия возобновления прямого внутрикорейского диалога. События Корейском полуострове еще раз убедительно указывают на то, чтобы Россия незамедлительно приступила к приоритетному экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, наращиванию здесь своего военно-политического присутствия.

Источник