Почему Борис Березовский так «любил» Северный Кавказ?

АналитикаСобытия

Людмила Кешева считает, что олигарх сознательно расшатывал ситуацию в Северо-Кавказском регионе

Смерть Бориса Березовского дает возможность приоткрыть некоторые завесы тайн, связанных с его деятельностью на Северном Кавказе. Ни для кого не секрет, что ему приписывают форсирование Хасавюртовских соглашений, переговоры с боевиками и их поддержку деньгами, лоббирование их интересов на самом высоком уровне как в России, так и за рубежом. Это его проект Великая Черкесия «от моря и до моря» (имеются в виду Чёрное и Каспийское), которой в перспективе предполагалось организовать выход из состава РФ и провозгласить независимость. Он всеми силами поддерживал антироссийские и сепаратистские настроения в этом регионе. Почему? Так любил Северный Кавказ и проживающие здесь народы? Конечно нет. Ответ один — Березовский играл по-крупному, чтобы быть востребованным у антироссийских сил на Западе, которые мыслили в категориях: «чем хуже в России, тем лучше». Ведь Северо-Кавказский регион являлся и является весьма проблемным для России, здесь на протяжении двадцати лет выросло несколько поколений, которые учили не любить Россию и русских, а тех, кто придерживался взглядов о необходимости братского союза с русским народом, объявлялись предателями. Когда российская элита создавала капитализм, Северный Кавказ, оставленный без попечения Центра, к большому сожалению, скатился в этот период к феодализму. Все эти последствия нам «аукаются» до сих пор.

Тенью БАБа на Северном Кавказе являлся бывший управделами Генпрокуратуры и бывший помощник главы президентской администрации РФ, кстати, не обремененный никакими конкретными обязанностями и полномочиями в этом солидном органе, ныне покойный Назир Хапсироков. Напомню, что в ноябре 1999 г. Генпрокуратура официально сняла обвинение по делу «Аэрофлота» с кандидата в депутаты Госдумы Б. Березовского. Решающую роль в этом сыграл Хапсироков. В интервью «Московским новостям» (19 сентября 2000 г.) бывший генпрокурор Юрий Скуратов заявил: «Я лично могу засвидетельствовать попытку Хапсирокова замять дело «Андавы» на стадии его возбуждения осенью 1998 года». Сотрудники Генпрокуратуры рассказывают, что когда следователь Волков подписал постановление о снятии ранее предъявленных БАБу обвинений, на Большой Дмитровке появился Березовский с огромным букетом роз и тепло поблагодарил Хапсирокова. По данным СМИ, через свои связи в Карачаево-Черкесии Хапсироков в 1999 г. также помогал Березовскому избираться в Госдуму от этой республики. Хапсироков не только наладил олигарху нужные контакты в республиканской элите, но также организовал для него предвыборную кампанию и, главное, «правильное» голосование и подсчет бюллетеней.

Весной 2005 г. появился нашумевший доклад Козака о положении на Северном Кавказе, адресованный президенту России Владимиру Путину. В этом документе среди прочего говорилось, что конфликты и нестабильность в регионе раздуваются извне деструктивными политическими силами, связанными с коррумпированными кланами местных властей.

В октябре 2004 г. на даче Али Каитова, зятя президента Карачаево-Черкесии М.Батдыева исчезли 7 жителей Черкесска — акционеры ОАО «Кавказцемент». Родственники пропавших обвинили Каитова в похищении и убийстве людей, с которыми у него возник конфликт из-за контроля над цементным предприятием. Вскоре в республике начались демонстрации с требованиями ареста президентского зятя и отставки М.Батдыева. Произошли столкновения с силами правопорядка. Ситуация стала выходить из-под контроля местных властей, и в дело пришлось вмешаться полпреду президента в ЮФО Д.Козаку.

Как говорят, в самый разгар кризиса Хапсироков неоднократно звонил Козаку и предлагал ему урегулировать конфликт. В обмен помощник главы кремлевской администрации испрашивал для себя полной свободы рук в деле решения кадровых вопросов на территории Карачаево-Черкесии. Иными словами, Хапсироков добивался полного личного контроля над КЧР. Удивленный и возмущенный Козак, связывался с тогдашним руководителем администрации Д. Медведевым и требовал урезонить бывшего завхоза Генпрокуратуры.

В августе 2005 г. инкогнито в Кабардино-Балкарию приехал Борис Березовский, который поселился на несколько дней в «Джилы-Су», в резиденции главы республики. Его приезд и «деловой отдых» были организованы Назиром Хапсироковым и Сафраилом Кучмазоковым (главой администрации президента КБР). Не исключаю, что сам Арсен Каноков, будучи только что назначенным президентом республики, даже и не подозревал о визите такого «гостя» в республику. (Прим. : автор ошиблась, Арсен Каноков был назначен президентом КБР в конце сентября 2005 года) Особо подчеркну, что именно осенью этого же года в Нальчике произошел вооруженный мятеж боевиками для дестабилизации обстановки в республике. Кстати, сам Кучмазоков не так давно умер в своем кабинете в администрации главы КБР.

Возможно, через несколько лет жители Северного Кавказа узнают всю правду и о событиях в Нальчике 2005 года и о теракте в Беслане, и о двух чеченских войнах — кто действительно за всем этим стоял, и чьи интересы там отстаивались. Узнают и о том, как вовремя были предотвращены события на территории Северного Кавказа, которые сейчас происходят в Сирии. Благополучие народов Северного Кавказа никогда не волновало таких, как Березовский с его макиавеллистическим интеллектом, и его друзей. К большому сожалению, жители Северного Кавказа просто стали заложниками их политических интересов. Последние годы жизни и смерть олигарха уже никак не влияют на ситуацию в этом регионе, но у него есть много последователей, которые заинтересованы в расшатывании ситуации на Северном Кавказе.

Сегодня российская власть в лице федеральной и региональной должна вынести все уроки и последствия, которые не так давно происходили на Северном Кавказе. Главное, не допустить межнационального и религиозного конфликта. Ведь мир и стабильность здесь на Северном Кавказе — это залог и благополучие всей России!

Людмила Кешева, куратор по ЮФО Правозащитного движения «Пчелки» (Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик)

Источник