Сенаторы предлагают сделать ведущие вузы неприкосновенными

ОбразованиеСобытия

В Совете Федерации хотят уберечь лучшие учебные заведения страны от проверок и слияний

В Совете Федерации хотят освободить от проверок на эффективность и возможных слияний со слабыми институтами ведущие технические вузы страны. Как рассказал «Известиям» зампред комитета по образованию верхней палаты Юрий Солонин, для этого Совфед подготовит проект государственной программы, которая наделит ведущие инженерные вузы страны статусом неприкосновенности.

— Президент в послании говорил, что необходимо создавать новый технологический уклад. А у нас сливаются заведения, территориально далекие друг от друга, вузы, которые имеют разные традиции и разные сложившиеся коллективы. Многие инженерные превращаются в филиал, растворяются, перестают иметь облик и в целом дают средний результат и потерю потенциала, — говорит он.

Солонин отметил, что отбирать так называемые неприкосновенные вузы должна конкурсная комиссия, которая, наверное, будет действовать в рамках Министерства образования. Скорее всего, в список попадут крупнейшие и наиболее известные вузы, такие, как МГТУ им. Баумана и МФТИ.

Осенью прошлого года, после того как Минобразования разработало критерии эффективности вузов, многие учебные заведения были признаны несостоятельными, и начался процесс слияния и поглощения институтов. Основные скандалы разгорелись вокруг объединения двух тамбовских университетов, а также Московского госуниверситета управления с Российской государственной академией народного хозяйства. В конце года появилось официальное заявление о том, что Российский государственно торгово-экономический университет (РГТЭУ) объединяют c Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова — это решение студенты РГТЭУ байкотировали две ночи. Также, по словам главы Российской академии наук Юрия Осипова, Новосибирский государственный университет в скором времени может быть объединен с Московским физико-техническим институтом и Санкт-Петербургским академическим университетом.

Этот процесс, убежден Солонин, вреден для качественных вузов, поскольку им приходится брать на себя обучение слабых студентов.

Получить комментарии Министерства образования по этому вопросу не удалось. Однако до сих пор в ведомстве Дмитрия Ливанова были настроены непримиримо. В конце прошлого года министр обещал уже следующей осенью провести новый мониторинг эффективности российских вузов. По его словам, государственные органы примут еще более жесткие требования в отношении учебных заведений и закроют неэффективные институты.

Глава думского комитета по образованию Александр Дегтярев не согласен с предложениями сенатора.

— Все ведущие университеты мира — будь то Массачусетский или Кембриджский и другие университеты — участвуют в этих мониторингах и не имеют неприкосновенности. Новый закон об образовании также предусматривает мониторинг всех образовательных организаций без исключения, — пояснил он.

А член комитета ГД по образованию Алена Аршинова, наоборот, за неприкосновенность некоторых вузов. Более того, она предлагает распространить привилегию не только на технические, но и на гуманитарные учебные заведения.

— Я бы наделила статусом неприкосновенности все те университеты, которые оправдали свое право на существование прогрессами и кадрами. Тут не должно зависеть от профиля, — рассказала «Известиям» депутат.

Ректоры тоже рады предложению сенатора. Глава МГТУ им. Баумана Анатолий Александров убежден, что плохие вузы нужно сокращать, а не присоединять к хорошим.

—Плохие вузы нужно сокращать, если они плохие. Из-за того что их присоединишь к хорошему вузу, то ничего не изменится. Нужно очень осторожно относиться к тем университетам, которые веками создавали себе имя, ведь имя — это не пустой звук, — заявил он.

— Есть кузницы кадровые, которые многолетним опытом и практикой наработали такие школы и преподавательские коллективы, в которых сосредоточены ум и знания и из которых куются кадры. И таких школ не так много, их не надо трогать, — соглашается ректор ГУУ Виктор Козбаненко.

Предложение Солонина будет обсуждаться на парламентских слушаниях 21 февраля.

Источник