Российским морозам нашли объяснение
Американские ученые выяснили, к чему приводит таяние снегов и льдов на Севере
Потепление в Арктике продолжает бить все рекорды. И этот процесс объясняет суровость зимних морозов в Евразии, в том числе в России, говорится в докладе, подготовленном при поддержке Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA).
Площадь снежного покрова в Северном полушарии, как и площадь льда в Северном Ледовитом океане в июне 2012 г., оказалась на рекордно низком уровне. Зато резко выросла площадь растительности в тундре и температура поверхности океана. В результате многие животные, обитающие в Арктике, оказались на грани вымирания. Кроме того, серьезно разросся морской планктон, из-за чего изменилась пищевая цепочка на дне океана.
Все эти процессы приводят к погодным катаклизмам. С начала года было зафиксировано три погодных аномалии, в том числе сильные холода в Евразии в конце января – начале февраля, а также две бури у берегов Аляски, характеризовавшиеся крайне низким давлением, отмечается в докладе.
“Арктика меняется непредсказуемым образом, поэтому нас ждут новые сюрпризы”, – заявила глава NOAA Джейн Любченко, выступая на пресс-брифинге в Американском геофизическом союзе. “Привычное восприятие Арктики как далекой, ледяной, холодной страны устарело”, – отметил соавтор исследования, профессор Университета Аляски Мартин Джеффрис. “Отступление снежного и ледяного покрова, морских и земных экосистем свидетельствует о ростеэксплуатации природных ресурсов, а также увеличении морских перевозок”, – добавил он.
При этом ученые предупредили: шансы на то, что климат вернется в прежнее состояние, практически равны нулю. “Рекордно низкий уровень снега весной и летом 2012 года дал толчок к дальнейшим изменениям”, – подчеркнул Джеффрис. “Поскольку морской лед и снежный покров отступают, уменьшается площадь отражающей поверхности и увеличивается площадь открытой поверхности суши и океана, которые подвержены воздействию солнечных лучей. В результате в Арктике накапливается больше тепла, что еще больше ускоряет изменения”, – добавил ученый.