Снег растопят ядом

СобытияЭкология

В I квартале 2013 г. Москва потратит на реагенты более 460 млн. рублей

Этой зимой в Москве опробуют новый противогололёдный реагент (ПГР) – бишофит. 16 октября глава Департамента ЖКХ и благоустройства г. Москвы Андрей Цыбин заявил, что планируется закупить до 116 т этого вещества на подмогу уже заготовленным 216 т других реагентов. На данный момент бишофит проходит экологическую экспертизу. По её результатам будет принято решение – покупать или нет.

Чиновники нахваливают…

Чиновники всячески нахваливают новый ПГР. Он не портит обувь, безопасен для людей и автомобилей. Его можно применять при температурах до -35 градусов, а за 15 минут он растапливает вдвое больше льда, чем хлорид натрия. Плюс вполне весомый довод – использовать бишофит в 3–5 раз дешевле, чем аналогичные средства. После распределения реагента происходит его взаимодействие со льдом, в результате чего его тонкие слои растопляются, а толстые становятся рыхлыми. Затем достаточно просто запустить снегоуборочную технику, и движение на дорогах станет куда безопаснее.

Почти панацея? Не всё так просто. В Департаменте ЖКХ бишофит преподнесли как новую революционную разработку отечественных учёных, однако он уже применялся в 2001 году. Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков запретил использовать соль для этих целей. С тех пор и пошла ежегодная чехарда по использованию «инновационных» реагентов. Вот только у каждого ПГР всегда находились какие-либо побочные эффекты, которые порой даже ухудшали сцепление шин с дорогой, что приводило к многочисленным авариям и человеческим жертвам.

Экологи к применению бишофита относятся не так радостно, как чиновники. По их словам, несмотря на то что это природное вещество и даже используется в медицине и строительстве, оно содержит в себе цезий, стронций и бром. Которые опасны для здоровья. Причём токсичность этого ПГР больше, чем у технической соли, и может вызвать коррозию металла.

В целом применение такого большого количества реагентов, по мнению экспертов, ничего хорошего не сулит. У нас ведь и с прошлого года в закромах родины остались ПГР на основе хлористого калия, который вообще запрещено использовать в городских условиях. Его оборот по законодательству проходит как оборот ядохимикатов. Никуда не делись мраморная крошка, техническая соль, формиат натрия. Их применение в больших объёмах приводило к ухудшению состояния почв, городских коммуникаций, фундаментов зданий и даже не приживались зелёные насаждения.

Зимой 2011–2012 гг. в Москве безопасный уровень использования реагентов был превышен в 12 раз. Тогда даже в самые холодные дни, когда было под -30о, лужи всё равно не замерзали. От излишков, что не убирали вовремя, поднимались испарения, которыми дышали москвичи. Особенно страдали астматики и аллергики – у них учащались случаи приступов. А из сваленных в кучу снежных масс дети делали снежки и забавлялись, не подозревая об опасности. Нередки были поломки автомобилей и химические ожоги на лапах домашних животных из-за неправильного применения ПГР.

Аргументы гражданина

Лидия, житель Москвы: «Никакого бишофита не будет. Людям просто заговаривают зубы. Пожилые прекрасно знают, что есть лекарственное средство с таким же названием. Они натирают им суставы, чтобы не болели. И многие граждане, услышав про противогололёдный реагент бишофит, будут абсолютно спокойны насчёт его безвредности. На самом деле на фоне этой жвачки для народа будут применять хлористый калий, который очень опасен для людей. Власти мило предупреждают, чтобы жители были аккуратны, ибо самая большая опасность – испорченная обувь при контакте с ПГР. А в действительности угрозу представляют испарения от этих реагентов, которые вызывают заболевания лёгких. Только об этом не говорят».

Передозировка

Но сколь бы ни был «новый» реагент безопасен – Москву и горожан могут погубить нерадивые коммунальщики, которые год за годом нарушают эксплуатационные требования ПГР. То сыплют слишком много. То не перед снегопадом, а уже во время. Во всех европейских странах очистка улиц происходит сразу же после того, как реагент подействовал. А не на следующее утро. Там вообще нет проблемы с ежегодной сменой ПГР.

При этом наши граждане очень недоверчиво относятся к словам руководителя Департамента ЖКХ о том, что все реагенты, которые используют, прошли экспертизу на безопасность. Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», рассказывал, что все эти вещества зачастую проверяются инвитро, то есть в пробирках, но никто не изучает, как будет вести себя реагент при соединении с остатками масла и топлива на дорогах. Это прискорбно с учётом того, что на проверку качества твёрдых и жидких ПГР в этом году объявлен конкурс на более чем 29 млн. рублей. Сумма не маленькая. Если нет доверия к нашим компаниям и они год за годом пропускают опасные реагенты в полевые условия, то почему бы не обратиться к серьёзным международным организациям? Вряд ли они будут портить себе репутацию на обычном городском заказе.

Также существует и другая проблема. Чисто психологическая. Несколько лет назад на фоне публикаций о некачественных реагентах с сильным неприятным запахом жители некоторых районов начали жаловаться, что и их улицы посыпают такими пахнущими ПГР. Независимые эксперты были очень удивлены, так как тот реагент, который применяли, – вообще не имел запаха.

Справка

В I квартале 2013 г. Москва потратит на противогололёдные реагенты более 460 млн. рублей. Причём за выполнением всех снегоуборочных работ будет следить городская система видеонаблюдения. По словам главы Департамента ЖКХ и благоустройства г. Москвы А. Цыбина, вывоз снега будут осуществлять в течение двух дней. В чистке улиц примут участие около 18 тыс. единиц техники. В этом им помогут 56 стационарных и 149 мобильных снегосплавных пунктов, а устранением наледи на кровле домов займутся 4,2 тыс. бригад.

Казнить нельзя премировать

Александр Закондырин, заместитель председателя общественного движения «Наша столица», отметил, что проблема лежит не столько на уровне высшего руководства, сколько на уровне среднего управленческого звена. «Не думаю, что у правительства города и начальника Департамента ЖКХ стоит задача закупить самый дешёвый реагент и получить от этого максимальный откат. Логично, что они хотят выполнять свою работу так, чтобы к ним было минимальное количество претензий», – говорит он. А вот менеджеры коммунальных организаций, очевидно, не хотят заниматься своей работой и не объясняют технологию использования реагентов тем же рядовым дворникам. «Плохо, когда подрядные фирмы и инженерные службы не хотят разбираться в проблеме. Эта ситуация возникла по простой причине: вся система жилищно-коммунального хозяйства ещё не стала рыночной, там нет здоровой конкуренции. Нет конкуренции – нет желания делать качественный продукт, потому что никто не закладывается на среднесрочную перспективу ведения бизнеса», – рассказал А. Закондырин.

Такое отношение к работе менеджеров среднего звена хорошо иллюстрирует история про то, как пару недель назад некие сотрудники управ так замечательно поработали, что решили: нас нужно срочно премировать. Они не нашли ничего лучше, чем самим же написать хвалебные отзывы про себя через сайт «Наш город». Прямо с тех компьютеров, которые находятся в управах. Каково же было удивление руководства города, когда им пришло по пять благодарностей, написанных в течение 20 минут с одного IP‑адреса.

Источник: Аргументы Недели