Поправки к проекту федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», принятому Государственной Думой в 1-ом чтении 17 ок…

28.10.2012

№ п/п

Статья, пункт

Положение законопроекта

Текст проекта закона

с учетом поправки

1.

Пункт 1 статьи 2

Статья 2. Основные понятия

1) образование – общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Изложить пункт 1 статьи 2 в следующей редакции:

1) образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, в том числе самовоспитания и самообучения, в интересах личности, семьи, общества и государства, направленный на обеспечение культуросообразного развития личности и на достижение ею определенного уровня (уровней) приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, социокультурного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2.

Пункт 2 статьи 2

2) воспитание – организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Изложить пункт 2 статьи 2 в следующей редакции:

2) воспитание в системе образования – организуемая в интересах личности, семьи, общества, государства в системе образования деятельность, направленная на формирование и культуросообразное развитие личности на основе социокультурных, духовно-нравственных и семейных ценностей, ценностей нравственного и здорового образа жизни, принятых в семье и российском обществе правил и норм поведения, не противоречащих нравственным убеждениям родителей несовершеннолетнего обучающегося и традиционным ценностям народов России, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе указанных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3.

Дополнить статью 2 новым пунктом 12.1 следующего содержания: кадетское образование – особый вид среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;

4.

Пункт 35 статьи 2

35) присмотр и уход за детьми – совокупность услуг, направленных на организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также на организацию режима дня.

Изложить пункт 35 статьи 2 в следующей редакции:

присмотр и уход за детьми – реализация мер по обеспечению безопасности детей и охране их здоровья, включая обеспечение соблюдения личной гигиены и режима дня, мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей;

5.

Статья 2

Дополнить статью 2 новым пунктом 36 следующего содержания:

класс с религиозно-культурным компонентом образования – класс дошкольной или общеобразовательной организации, создаваемый по решению ее органов управления для обеспечения в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовки обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;

6.

Статья 2

Дополнить статью 2 новым пунктом 37 следующего содержания:

общеобразовательная организация кадетского образования – особый вид образовательной организации среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения – интернатного типа с пятого класса – при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

7.

Дополнить статью 2 новым пунктом 38 следующего содержания:

общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования – общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;

8.

Статья 2

Дополнить статью 2 новым пунктом 39 следующего содержания:

профессиональное религиозное образование – вид гуманитарного образования, целенаправленный процесс обучения на основе определенного вероучения и вероисповедания, реализуемый при участии и под контролем соответствующей религиозной организации и направленный на освоение обучающимися умений, навыков и компетенций, связанных с соответствующим вероисповеданием, в том числе в области проведения религиозных обрядов и церемоний, и усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей;

9.

Пункт 3 статьи 3

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

3) культуросообразность образования, приоритет традиционных российских социокультурных, духовно-нравственных, в том числе семейных, и гражданско-патриотических ценностей в воспитании и развитии личности обучающегося, приоритетность сохранения жизни и здоровья человека;

10.

Пункт 7 статьи 3

7) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания;

7) обеспечение мобильности в образовании, включая гарантии академических свобод в преподавании – в рамках федеральных государственных образовательных стандартов и требований, а также гарантии права выбора форм получения образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося; обеспечение условий для выбора обучающимся и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и формирования гибких (по содержанию, сложности и срокам прохождения) индивидуальных образовательных траекторий;

11.

Пункт 11 статьи 3

11) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;

11) преимущественное и приоритетное право родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, его семьи на воспитание, обучение, охрану здоровья и гармоничное развитие своих детей перед всеми другими лицами;

12.

Дополнить статью 3 новым пунктом 13 следующего содержания:

воспитание нравственного отношения к людям, воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, позитивного правосознания и уважения к закону, правам и свободам личности, трудолюбия, бережного отношения к культуре и окружающей среде, воспитание уважения к родителям (законным представителям) и семье; создание условий для физического, психологического, духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития обучающихся;

13.

Дополнить статью 3 новым пунктом 14 следующего содержания:

приоритетность обеспечения государством особой правовой защиты несовершеннолетних обучающихся, охраны и защиты их физического, психического и духовно-нравственного здоровья в процессе получения ими образования;

14.

Дополнить статью 3 новым пунктом 15 следующего содержания:

обеспечение охраны и защиты достоинства личности педагога, воспитание у обучающихся уважения к педагогическим работникам;

15.

Статья 3

Дополнить статью 3 новым пунктом 16 следующего содержания:

обязательность среднего (полного) общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;

16.

Дополнить статью 3 новым пунктом 17 следующего содержания:

обеспечение получения гражданами Российской Федерации среднего (полного) общего образования на русском языке – государственном языке Российской Федерации; обеспечение условий на выбор в качестве дополнительных языков обучения в рамках среднего (полного) общего образования родных языков народов, исторически проживающих в России, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области образования;

17.

Статья 3

Дополнить статью 3 новым пунктом 18 следующего содержания:

учет в дошкольном и общем образовании особенностей и разницы физиологического и психологического развития мальчиков и девочек, полоролевое и семейное воспитание на основе традиционных нравственных ценностей, в том числе традиционных семейных ценностей, основанных на понимании брака как союза мужчины и женщины, создаваемого для образования полноценной семьи;

18.

Дополнить статью 3 новым пунктом 19 следующего содержания:

личная ответственность должностных лиц государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования, а также руководителей образовательных организаций независимо от формы собственности за обеспечение прав обучающихся, охрану их физического, психического и духовно-нравственного здоровья;

19.

Часть 3 статьи 6

Статья 6. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

3. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.

3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность для граждан Российской Федерации, для граждан иностранных государств – в случаях, устанавливаемых двусторонними договорами, для лиц без гражданства – в случаях, предусмотренных международными соглашениями:

1) дошкольного образования;

2) среднего (полного) общего образования в полном объеме основных и дополнительных образовательных программ общего образования, без ограничения количества реализуемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

3) начального профессионального и среднего профессионального образования в объеме государственных образовательных стандартов, а также по дополнительным программам, утверждаемым организациями начального или среднего профессионального образования, имеющими государственную лицензию и государственную аккредитацию;

4) дополнительного образования несовершеннолетних в имеющих государственную лицензию и государственную аккредитацию организациях дополнительного образования по программам, утверждаемым этими организациями.

5) на конкурсной основе впервые получаемого высшего образования по программе бакалавриата и впервые получаемого высшего образования по программе магистратуры в объеме федеральных государственных образовательных стандартов, а также образовательных стандартов и программ инновационных учебных дисциплин, устанавливаемых организациями высшего образования в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Общее количество мест, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в организациях высшего образования, а также распределение таких мест по конкретным организациям высшего образования ежегодно, не позднее 31 марта текущего года на очередной набор устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

Количество мест, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по каждому направлению профессиональной подготовки в магистратуре не может быть менее половины количества таких мест в бакалавриате.

Дошкольное образование и общее образование (каждого уровня) предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

Получение повторно (второго или последующего) высшего образования соответствующего уровня, получение дополнительного профессионального образования осуществляются на договорной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Гарантируется бесплатность получения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации повторно высшего образования для уволенных в запас и вышедших в отставку военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, перечень которых и условия получения такого образования которыми, а также соответствующие направления подготовки определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.

Условия бесплатного получения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации повторно (во второй или последующий раз) начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации устанавливаются Правительства Российской Федерации.

20.

Часть 1 статьи 8

Статья 8. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Часть 1 статьи 8 дополнить новым пунктом 4 следующего содержания:

обеспечение реализации в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования и классах с религиозно-культурным компонентом образования соответствующих компонентов образования.

21.

часть 1 статьи 9

Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования»

Дополнить часть 1 статьи 9 новым пунктом 13 следующего содержания:

финансирование и организация обеспечения обучающихся по образовательным программам начального общего образования питанием;

22.

часть 1 статьи 9

Дополнить часть 1 статьи 9 новым пунктом 14 следующего содержания:

организация системы защиты несовершеннолетних обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

23.

Часть 4 статьи 12

Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

1) к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;

2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) к результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты соответствуют требования настоящего федерального закона по содержанию и качеству образования и включают в себя требования:

1) к условиям и критериям подготовки и утверждения, а также структуре основных образовательных программ, к объемам и соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, за исключением указанного соотношения для основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, когда объем части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет не менее одной третьей от объема обязательной части основной образовательной программы;

2) к содержанию основных образовательных программ, разрабатываемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

3) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

4) результатам освоения основных образовательных программ.

24.

Часть 8 статьи 12

8. Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат) обновляются не чаще одного раза в пять лет и не реже одного раза в десять лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (магистратура) обновляются не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в семь лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования обновляются не чаще одного раза в восемь лет и не реже одного раза в пятнадцать лет.

Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования принимаются федеральными законами после открытого обсуждения в течение не менее шести месяцев на специально создаваемых Интернет-ресурсах.

25.

Новая статья 12.1

Дополнить законопроект новой статьей 12.1 следующего содержания:

Требования, предъявляемые к воспитанию обучающихся в организациях дошкольного и общего образования

1. В Российской Федерации разрабатываются и утверждаются не реже чем раз в десять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, федеральные государственные стандарты духовно-нравственного, гражданско-патриотического и правового воспитания обучающихся в организациях дошкольного и общего образования, обеспечивающие:

гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся;

воспитание правовой культуры и трудовой этики обучающихся;

интеграцию личности в российскую и мировую культуру.

2. Содержание образовательных программ, используемых учебных пособий и учебного процесса, связанных с профилактикой ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем, должно быть направлено, с учетом возраста обучающихся, но не младше 14-летнего возраста, на пропаганду нравственных и семейных ценностей, формирование установок на создание в дальнейшем полной, состоящей в законном браке семьи с детьми, на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака, формирование убежденности в необходимости верности супругов и понимания важности достижения самостоятельности и ответственности личности перед тем, как вступить в сексуальные отношения.

Содержание занятия (мероприятия) и учебно-методическое обеспечение должны соответствовать возрасту обучающихся. Образовательная программа и учебные пособия должны быть согласованы с попечительским и педагогическим советами и советом родителей обучающихся образовательной организации, должны быть доступны в образовательной организации или на ее интернет-сайте для ознакомления.

Администрация образовательной организации не позднее пятого сентября каждого года обязана предоставить информацию родителям (законным представителям) обучающихся об основном содержании используемых учебных программ и пособий при проведении указанных занятий или мероприятий. Уведомление родителей должно включать детальное объективное описание учебных тем и учебных материалов, которые предназначены к использованию в рамках таких занятий или мероприятий. Кроме того, родители (законные представители) должны быть проинформированы о том, что они вправе обратиться с просьбой об освобождении их ребенка без санкций от определенной части программы или курса, в целом, либо от участия в определенных мероприятиях на том основании, что это противоречит их религиозным верованиям и нравственным убеждениям, а также обусловленным этими убеждениями интересам воспитания их ребенка. После предоставления указанной информации орган управления образовательной организации должна получить письменное согласие родителей (законных представителей) обучающихся на участие их детей в соответствующих занятиях или мероприятиях. Краткие упоминания в рамках предмета «Биология», обусловленные определяемой учебной программой необходимостью изучения анатомии и физиологии, не влекут необходимости письменного согласия родителей обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право отказаться от посещения их ребенком указанных курсов, занятий и мероприятий, направив органу управления образовательной организации письменное уведомление.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на получение информации от органа управления образовательной организации о содержании указанных курсов, занятий и мероприятий, о квалификации преподавателей, в какой орган государственной власти или местного самоуправления в области образования они вправе обратиться с жалобами и предложениями в случае ненадлежащего преподавания указанных курсов.

Запрещается проведение с несовершеннолетними обучающимися занятий и мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем (в том числе внешкольных мероприятий), направленных на моральное развращение несовершеннолетних, связанных с достижением такого результата или способствующих ему, на стимулирование или побуждение к ранней подростковой сексуальной деятельности, формирующих представления о допустимости и нормальности ранних подростковых сексуальных контактов, внебрачных половых связей, супружеских измен, иных форм половой распущенности, формирующих представления о гомосексуализме (мужском или женском), педофилии, детской проституции, в целом о проституции как о социально приемлемом поведении.

26.

Абзац второй части 1 статьи 22

Статья 22. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Организации профессионального религиозного образования (духовные образовательные организации) создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

27.

Часть 9 статьи 27

Статья 27. Структура образовательной организации

9. В структуре государственных и муниципальных образовательных организаций создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

9. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность организационных структур политических партий, религиозных объединений, а также некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не допускаются.

28.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Дополнить часть 6 статьи 28 новым 4 пунктом следующего содержания:

обеспечивать защиту несовершеннолетних обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

29.

Первый абзац части 1 статьи 35

Статья 35. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются права на:

1. Обучающимся гарантируются предоставляются права на:

30.

Пункт 9 части 1 статьи 35

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от унижения человеческого достоинства и оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса, а также защиту несовершеннолетних обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

31.

часть 1 статьи 35

Дополнить часть 1 статьи 35 новым пунктом 10.1 следующего содержания:

отказаться от посещения занятий учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) или отдельных занятий, в том числе в рамках дополнительного образования, связанных с половым воспитанием;

32.

Статья 38. Обеспечение питанием

Дополнить статью 38 новой частью 1.1 следующего содержания:

Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования обеспечиваются в специально отведенных для этого помещениях образовательных организаций научно обоснованным для соответствующего возраста горячим одноразовым питанием за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

33.

Пункт 3

части 1 статьи 42

Статья 42. Охрана здоровья обучающихся

3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;

3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни на основе традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностей, включая формирование установок на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака;

34.

Пункт 4 части 1 статьи 44

Статья 44. «Обязанности и ответственность обучающихся»

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

4) с уважением относиться к педагогам, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

35.

Статья 45. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования

Дополнить часть 2 статьи 45 новым пунктом 9 следующего содержания:

отказаться от прохождения их ребенком учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) или отдельных занятий, в том числе в рамках дополнительного образования, связанных с половым воспитанием;

36.

Дополнить часть 2 статьи 45 новым пунктом 10 следующего содержания

10) обращаться в органы управления образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе в Совет родителей такой организации, а также в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования с жалобой на использование в образовательном процессе в таких образовательных организациях учебных пособий и программ, содержащие информацию, посягающую на общественную нравственность и причиняющую вред здоровью и развитию обучающихся.

37.

Статья 48. Правовой статус педагогических работников

Дополнить статью 48 новой частью 12 следующего содержания:

Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей и офицеров-воспитателей общеобразовательных организаций кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

38.

Часть 2 статьи 49

Статья 49. Обязанности и ответственность педагогических работников

2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, принуждения их к принятию политических, религиозных или иных убеждений

или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан

по признаку, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, для агитации в пользу политических партий и для и рекламирования некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, для принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных идеологических убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, унижающей человеческое достоинства граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии или какой-либо социальной группе, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации, или оправдания таких действий.

39.

Статья 53. Правовой статус руководителей образовательных организаций

Дополнить статью 53 новой частью 11 следующего содержания

11. Размер заработной платы ректора и президента образовательной организации высшего образования не может превышать размера заработной платы по должности профессора этой организации более чем в 5 раз.

40.

Статья 65. Дошкольное образование

Дополнить статью 65 новой частью 4 следующего содержания

4. В дошкольных образовательных организациях могут создаваться классы (группы) с религиозно-культурным компонентом образования.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию дошкольной образовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования дошкольной образовательной организации может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными дошкольной образовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.

Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования дошкольных образовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Допускается установление администрацией дошкольной образовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящей части централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:

допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;

приема обучающихся, в том числе переводящихся из других дошкольных образовательных организаций или других классов.

41.

Часть 1 статьи 67

Статья 67. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

1. Начальное общее образование направлено на:

1) духовно-нравственное, психологическое и культурное формирование, воспитание и развитие личности на основе традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностей, в том числе традиционных семейных ценностей, основанных на понимании брака как союза мужчины и женщины, создаваемого для образования полноценной семьи; формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса; воспитание достоинства личности;

2) гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся; формирование социальной ответственности личности;

3) развитие индивидуальных способностей личности, положительной мотивации и умений в учебной деятельности

4) формирование основы высокой культуры межличностного и межэтнического общения;

5) овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля;

6) физическое воспитание обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни и спорту.

42.

Часть 2 статьи 67

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни,

высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, а также способности к социальному самоопределению).

2. Основное общее образование направлено на:

1) духовно-нравственное и психологическое становление и развитие личности, ее духовно-нравственное и культурное воспитание на основе традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностей, в том числе традиционных семейных ценностей, основанных на понимании брака как союза мужчины и женщины, создаваемого для образования полноценной семьи; формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса; воспитание достоинства личности;

2) гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся; формирование социальной ответственности личности;

3) формирование высокой культуры межличностного и межэтнического общения;

4) интеллектуальное развитие личности, овладение обучающимися научным мировоззрением и основами наук;

5) овладение обучающимся русским языком – государственным языком Российской Федерации, а также основными познаниями в русской литературе и литературе других народов России;

6) физическое воспитание обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни и спорту;

7) подготовку обучающегося к жизни в обществе, формирование навыков умственного и физического труда, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

43.

Часть 3 статьи 67

3. Среднее общее образование направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе профильности, дифференциации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

3. Среднее общее образование направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе профильности, дифференциации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, формирование нравственных и гражданско-патриотических убеждений и установок, правосознания и правовой культуры, формирование социальной ответственности личности, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, ответственному отцовству и материнству в будущем.

45.

Дополнить статью 67 новой частью 9 следующего содержания:

Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Образовательная организация самостоятельно определяет выбор режима пятидневной или шестидневной учебной недели, в зависимости от возраста обучающихся и особенностей реализуемых образовательных программ.

46.

Дополнить статью 67 новой частью 10 следующего содержания:

Совет родителей несовершеннолетних обучающихся образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждает допуск учебных пособий к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

47.

Дополнить статью 67 новой частью 11 следующего содержания:

Содержание образовательных программ исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также соответствующих учебных пособий, учебной и методической литературы, содержание мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания для обучающихся должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации и способствовать воспитанию нравственности, гражданственности, патриотизма, правовой культуры обучающихся.

При реализации исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания запрещается использование образовательных программ, учебных пособий и учебной литературы, разработанных за рубежом, либо разработанных иностранными организациями или при их участии, либо учрежденными ими российскими юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами с иностранным участием».

48.

Дополнить статью 67 новой частью 12 следующего содержания:

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) преподавания знаний о религиях могут быть посвящены только религиям, исторически традиционно представленным в России и составляющих историческое наследие народов России, и реализуются на основании программ и по учебным пособиям, которые должны пройти согласование руководства централизованных религиозных организаций указанных религий или уполномоченных ими лиц.

Реализация в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) изучения основ религиозных культур религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, и альтернативных им учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) может осуществляться в рамках обязательной части основной образовательной программы общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, либо в рамках части основной образовательной программы общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, в порядке, устанавливаемом участниками образовательного процесса.

Выбор одного из указанных в настоящей части учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) для обучающегося осуществляется его родителями (законными представителями) путем выражения ими согласия. Родители (законные представители) вправе предварительно ознакомиться с содержанием соответствующих образовательных программ, учебных планов, учебников и пособий. Согласие родителей (законных представителей) на преподавание их несовершеннолетним детям одного из указанных учебных предметов курсов или дисциплин (модулей) оформляется письменным заявлением родителей (законных представителей) в администрацию общеобразовательной организации. Преподавание знаний об основах религиозной культуры несовершеннолетнему старше 14 лет может проводиться только при условии, что имеется заявление родителей (законных представителей) обучающегося и его заявление о согласии на посещение им указанных занятий.

Реализация указанных в настоящей части учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется при участии и под контролем соответствующей их религиозно-культурному содержанию централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации указанных в настоящей части учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей);

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего указанные учебные предметы, курсы или дисциплины (модули), в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Альтернативные указанным в настоящей части учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) могут предусматривать изучение этики или основ нескольких религиозных культур, соответствующих религиям, указанным в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

49.

Дополнить статью 67 новой частью 13 следующего содержания:

Классы с религиозно-культурным компонентом образования могут создаваться в общеобразовательных организациях, в том числе в начальных общеобразовательных школах, основных общеобразовательных школах, средних общеобразовательных школах, центрах образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательной организации для освоения основной образовательной программы общего образования может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными указанной общеобразовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.

Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Допускается установление администрацией общеобразовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящей части централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:

допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;

приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций или других классов.

50.

Дополнить статью 67 новой частью 14 следующего содержания

14. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования может быть создана:

а) централизованной религиозной организацией;

б) иными организациями или физическими лицами при условии согласования устава создаваемой общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования с соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организацией.

Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования создаваться в следующих формах:

общеобразовательная школа с религиозно-культурным компонентом образования;

общеобразовательная гимназия с религиозно-культурным компонентом образования;

общеобразовательный лицей с религиозно-культурным компонентом образования.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных общеобразовательных организациях реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, и соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связан с обучением религии, направлен на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной в настоящей части централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Допускается установление общеобразовательной организацией с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящей части централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций.

Используемые в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования на основании письменного представления указанной в настоящей части централизованной религиозной организации, в порядке, предусмотренном настоящим Федерального закона. Указанное представление должно содержать сведения об указанной централизованной религиозной организации.

51.

Новая статья 67.1

Дополнить законопроект новой статьей 67.1 следующего содержания:

Статья 67.1. Кадетское образование

1. Основные общеобразовательные программы общего образования, интегрированные с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, перечень которых устанавливается и ведется Правительством Российской Федерации, реализуются организациями кадетского образования – президентскими кадетскими училищами, суворовскими военными училищами, нахимовскими военно-морскими училищами, кадетскими корпусами и кадетскими школами.

2. Общеобразовательные организации кадетского образования – особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения – интернатного типа с пятого класса – при полном пансионе.

Организации кадетского образования образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус являются федеральными государственными общеобразовательными организациями, создаваемыми в установленном порядке по представлению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в области обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в сфере государственной охраны.

Кадетская школа является государственной общеобразовательной организацией, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации.

3. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая общеобразовательные организации кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации – за счет бюджета субъектов Российской Федерации.

4. Федеральные государственные стандарты кадетского образования разрабатываются на основе лучших традиций российского кадетского и суворовско-нахимовского образования и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Особенности реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также приема в реализующие такие программы общеобразовательные организации, определяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и санитарным правилам, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие общеобразовательные организации.

5. Деятельность общеобразовательных организаций кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных организациях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих общеобразовательных организаций кадетского образования.

6. В общеобразовательные организации кадетского образования зачисляются обучающиеся после окончания четвертого класса общеобразовательных организаций по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы в порядке исключения при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний. Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Лица, успешно окончившие государственные образовательные организации кадетского образования, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также реализуют военные профессиональные образовательные программы, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

52.

Статья 91. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Изложить статью 91 в следующей редакции:

Статья 91. Особенности реализации образовательных программ профессионального религиозного образования. Организации профессионального религиозного образования. Признание государством документов об образовании, квалификации, ученых степенях и ученых званиях, выданных организациями профессионального религиозного образования

1. Образовательная деятельность по образовательным программам профессионального религиозного образования может осуществляться в следующих формах:

а) реализация образовательной организацией высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» или федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии;

б) реализация организацией профессионального религиозного образования (духовной образовательной организацией) образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования по профилю данной образовательной организации на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам;

в) реализация образовательной организацией профессионального религиозного образования (духовной образовательной организацией) образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований, в соответствии с частью 15 настоящей статьи приравниваемых к федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам;

г) реализация образовательной организацией профессионального религиозного образования (духовной образовательной организацией) иных образовательных программ профессионального религиозного образования, в том числе для подготовки религиозных служителей.

2. В Российской Федерации принимаются федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральные государственные требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

3. В рамках реализации образовательными организациями высшего профессионального образования образовательных программ на основе конфессиональных частей федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии, либо программ подготовки научно-педагогических и научных кадров по теологии, а также в рамках реализации образовательными организациями профессионального религиозного образования (духовными образовательными организациями) образовательных программ профессионального религиозного образования и связанных с ними программ подготовки научно-педагогических и научных кадров допускается установление указанными образовательными организациями, по согласованию с соответствующими религиозными организациями, дополнительных требований, связанных с религиозной принадлежностью кандидатур и наличием согласования этих кандидатур указанными религиозными организациями, в части:

а) назначения на должности профессорско-преподавательского состава, руководителей учебных подразделений и иные должности педагогических работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением образовательного (воспитательного) процесса либо методической (научно-методической) работой по указанным образовательным программам, а также должности научных работников, руководителей научных подразделений и иных должностей работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением научной деятельности в рамках аспирантуры, докторантуры или иных форм организации научной деятельности или реализации программ подготовки научно-педагогических и научных кадров;

б) приема обучающихся, включая право указанных образовательных организаций образования устанавливать дополнительные испытания, помимо результатов Единого государственного экзамена, а также в части приема на обучение лиц, переводящихся с использованием системы образовательных кредитов и соответствующих образовательных технологий, а также приема соискателей ученых степеней.

4. Используемые при реализации образовательных программ на основе конфессиональных частей федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии учебно-методические пособия должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

5. Образовательная организация профессионального религиозного образования (духовная образовательная организация) может быть учреждена исключительно централизованной религиозной организацией и создана в организационно-правовой форме религиозной организации, в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», либо в иной организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

6. Образовательные организации профессионального религиозного образования (духовные образовательные организации) вправе устанавливать дополнительные требования, связанные с религиозной принадлежностью кандидатур и их согласованием с религиозными организациями, создавшими эти организации, в части:

а) назначения на должности профессорско-преподавательского состава, руководителей учебных подразделений и иные должности педагогических работников, а также должности научных работников, руководителей научных подразделений и иных должностей работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением научной деятельности в рамках аспирантуры, докторантуры или иных форм организации научной деятельности или реализации программ подготовки научно-педагогических и научных кадров;

б) приема обучающихся, включая право указанных организаций устанавливать дополнительные испытания, помимо результатов Единого государственного экзамена, а также в части приема на обучение лиц, переводящихся с использованием системы образовательных кредитов и соответствующих образовательных технологий, а также приема соискателей ученых степеней.

7. Организации профессионального религиозного образования (духовные образовательные организации) осуществляют свою деятельность на основании государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности.

8. Лицензирование образовательных организаций профессионального религиозного образования (духовных образовательных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и его территориальными органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

9. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается образовательной организации профессионального религиозного образования (духовной образовательной организации) на основании письменного представления соответствующей централизованной религиозной организации – для образовательной организации, созданной указанной централизованной религиозной организацией или входящей в ее структуру религиозной организацией, либо письменного представления соответствующей религиозной организации – для образовательной организации, созданной такой религиозной организацией (в случае если эта религиозная организация не входит в структуру централизованной религиозной организации).

Указанное представление должно содержать сведения о создавшей образовательную организацию профессионального религиозного образования (духовную образовательную организацию) религиозной организации, либо о централизованной религиозной организации, в структуру которой входит религиозная организация, создавшая эту образовательную организацию.

10. Филиалы образовательных организаций профессионального религиозного образования (духовных образовательных организаций) проходят лицензирование в установленном порядке с получением отдельной лицензии.

11. При лицензировании образовательной организации профессионального религиозного образования (духовной образовательной организации) соискателю лицензии (лицензиату) засчитывается в соответствие лицензионным требованиям и условиям наличие зданий, строений и сооружений (единых обособленных частей зданий, строений или сооружений), оборудованных учебных помещений, иных объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности, отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям и находящихся в собственности или на ином законном основании у создавшей эту образовательную организацию религиозной организации (централизованной религиозной организации), или централизованной религиозной организации, в структуру которой входит указанная религиозная организация, либо любой иной религиозной организации, входящей в структуру этой централизованной или вышестоящей централизованной религиозной организации.

12. При лицензировании образовательной организации профессионального религиозного образования (духовной образовательной организации) соискателю лицензии (лицензиату) засчитывается в соответствие лицензионным требованиям и условиям наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих документы об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях, выданные этой образовательной организацией профессионального религиозного образования (духовной образовательной организацией) или признаваемые ею в порядке, устанавливаемом создавшей эту образовательную организацию религиозной организацией, наравне с лицами, имеющими дипломы государственного образца об образовании и (или) квалификации, а равно ученые степени и звания, предусмотренные системой государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

Перечень документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях таких педагогических работников, наличие которых засчитывается при лицензировании образовательной организации профессионального религиозного образования (духовной образовательной организации) в соответствие лицензионным требованиям и условиям, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

13. Организации профессионального религиозного образования (духовные образовательные организации) вправе на основе лицензий реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам и, в случае получения государственной аккредитации, выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования или/и о прохождении соответствующих программ дополнительного профессионального образования.

14. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное организации профессионального религиозного образования (духовной образовательной организации), подтверждает уровень реализуемых ею образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего или среднего профессионального образования и (или) федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам, дает указанной образовательной организации право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования (квалификации), выданный указанной образовательной организацией профессионального религиозного образования (духовной образовательной организацией), оформляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

15. На основе соглашений между Российской Федерацией и централизованными религиозными организациями религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, образовательным организациям профессионального религиозного образования, созданным указанными централизованными религиозными организациями или входящими в их структуру религиозными организациями, может быть предоставлено право реализации образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований (перечень которых определяется этими соглашениями), и приравниваемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, к соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам и (или) федеральным государственным требованиям к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам.

16. На основе соглашений между Российской Федерацией и централизованными религиозными организациями религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, может осуществляться признание государством документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях, выдаваемых и (или) выданных ранее в течение определенного периода времени перечисленными в указанных соглашениях образовательными организациями профессионального религиозного образования, созданным указанными централизованными религиозными организациями или входящими в их структуры религиозными организациями.

Под признанием государством указанных документов понимается официальное признание федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, уровня, качества и содержания полученных соответствующими лицами образования и (или) квалификации (не требующее принятия решения по каждому отдельному лицу) в целях обеспечения доступа их обладателей к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации.

Перечень указанных образовательных организаций профессионального религиозного образования, а также признаваемых государством документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях закрепляется приложениями к указанным соглашениям и может обновляться на основе дополнительных протоколов к ним».

53.

Статья 95. Лицензирование образовательной деятельности

Исключить второй абзац части 11 статьи 95 [содержание уже учтено в предлагаемой редакции статьи 91]

Источник: РНЛ