Меч Мономаха

ИсторияСобытия

Многие слышали знаменитое прозвище Владимира – Мономах, но мало кто знает, почему так звали князя.

Конец XI века. Русская земля утопает в крови из-за бесконечных набегов половцев. Но вместо того, чтобы бороться с кочевниками, правители раздробленной на множество независимых княжеств Руси режут друг друга в непрерывных междоусобных войнах. Государство нуждается в герое, способном примирить враждующих князей, сплотить их в единую силу и дать отпор чужеземным ордам. Таким героем стал Владимир, сын великого князя киевского Всеволода.

Потомок Рюриковичей и греческих царей

Многие слышали знаменитое прозвище Владимира – Мономах, но мало кто знает, почему так звали князя.

В 1043 году его дед Ярослав Мудрый отправил своего сына Владимира в военный поход на Византию. Русские ладьи прибыли к Царьграду, там их встретил флот византийского императора Константина Мономаха. Закипела битва. Вооруженные камнеметными машинами и греческим огнем корабли византийцев стали теснить русичей. И если у последних и был шанс взять реванш, то лишь до тех пор, пока на море не грянул шторм. Греческие триеры выдержали ярость стихии. Русские ладьи – нет. Византийский монах-философ Михаил Пселл позже писал: «Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и крутой берег». Ладья Владимира погибла, сам же князь чудом спасся, забравшись на корабль воеводы Ивана Творимирича.

Поверженный сын Ярослава с остатками дружины на горстке уцелевших ладей вернулся в Киев, по пути отразив атаку триер, посланных вдогонку Константином Мономахом. А шесть тысяч спасшихся русских воинов, которым не хватило места на кораблях, оказались схвачены, и, по описанию Пселла, византийцы «…устроили тогда варварам истинное кровопускание, казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море». Спустя три года Византия, заинтересованная в сотрудничестве с Русью, согласилась заключить мир. Союз скрепили браком, женив другого сына Ярослава, Всеволода, на дочери императора Константина. А в 1053 году у них родился сын Владимир, ставший одновременно потомком как русских Рюриковичей, так и византийских Мономахов.

Половецкая рать

Когда на Русь впервые вторглись половцы, Владимиру Мономаху было восемь лет. Его отец, князь Всеволод, выступил в поход, чтобы остановить иноземцев, но потерпел сокрушительное поражение. С тех пор кочевники стали настоящим бедствием для древнерусского государства. Их орды приходили внезапной смертоносной волной: грабили и жгли деревни, а порой и целые города, и так же быстро уходили, угоняя в степь множество пленных. Русичи как могли обороняли свои земли, но побед было не больше, чем поражений. Положение усложнялось еще и тем, что некоторые князья во время усобиц нередко призывали половцев в союзники, тем самым способствуя разорению русских земель. Всю свою жизнь Всеволод, будучи правителем Киевской Руси, вел с кочевниками борьбу. В 1093 году он умер. Продолжить его дело надлежало сыну – Владимиру Мономаху.

Но тот решил иначе. Руси следовало помириться с кочевниками, а не воевать. Тем более половцы сами желали мира. Возможно, так бы и случилось, сядь Мономах на трон отца. Но вышло по-другому: Владимир решил добровольно уступить киевский престол своему двоюродному брату Святополку, посчитав, что у того больше на это прав.

Святополк жаждал войны. Это привело к новой многолетней резне с половцами, в которой русские князья потерпели множество поражений (подробнее мы рассказывали об этом в №36, 2012).

В 1097 году русские князья осознали, что им следует прекратить междоусобицы и всю свою мощь сосредоточить на кочевниках. Они собрались в городе Любече и постановили: отныне каждый станет «держать отчину свою».

До этого распределение княжеств на Руси происходило по старшинству: самое крупное доставалось самому старшему из Рюриковичей, и так по нисходящей. Конечно же, далеко не каждый князь оставался доволен полученным наделом и пытался мечом восстановить справедливость. После Любечского съезда земли, кроме киевской, стали закрепляться непосредственно за родами и переходить от отца к сыну и от брата к брату, что, с одной стороны, раздробило Русь на феодальные наделы, с другой – значительно сократило территориальные споры князей и, соответственно, количество поводов для междоусобных войн.

Наконец примиренные князья могли объединиться и дать отпор иноземцам. Но едва закончился съезд, произошел новый конфликт: Святополк ослепил одного из князей – Василька, поверив клевете, что тот собирается захватить власть. На Руси вот-вот готова была вспыхнуть новая усобица. Тогда вмешался Владимир Мономах.

Слезы княгини

– Не бывало еще в русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла! – воскликнул Мономах, узнав о поступке Святополка, и тут же разослал весть князьям: – Если этого не поправим, еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет наша земля, а половцы придут и возьмут ее.

К Владимиру присоединились еще несколько князей, и они вместе отправились наказать Святополка. Тот попытался оправдаться: отправил гонцов с посланием, что ослепление Василька не его вина, а клеветника – волынского князя Давыда Игоревича. На что ему ответили:

– Не в Давыдовом городе схвачен и ослеплен Василек, но в твоем.

Когда объединенное воинство под предводительством Мономаха подошло к Киеву, Святополк попытался сбежать из города, но киевляне его задержали. Они понадеялись на доброе сердце Владимира и отправили к нему на переговоры его мачеху – вдову Всеволода. Та стала слезно просить пасынка не губить двоюродного брата. Мольбы княгини разжалобили Мономаха, он согласился простить Святополка, но лишь в том случае, если тот пообещает поквитаться с клеветником. Святополк согласился и, заключив с братом мир, выдвинулся с дружиной против Давыда Игоревича. Волынский князь был вынужден бежать в Польшу.

Русское единство

В 1103 году Владимир и Святополк съехались на совет в Долобск. Они решили, что пора объединить армии русских князей и всей ратью пойти в половецкие степи.

Были разосланы гонцы с вестью: «Пойдите на половцев, да будем либо живы, либо мертвы». На зов Владимира и Святополка откликнулись многие князья.

Узнав о том, что на них идет объединенное русское воинство, половцы собрались на военный совет. Их хан Урусоба предложил своим соплеменникам:

– Давайте просить мира у Руси. Крепко они будут биться с нами, ибо много зла сотворили мы русской земле.

На что молодые воины ответили ему:

– Ты боишься Руси, но мы не боимся! Перебив этих, пойдем в землю их и завладеем городами их!

Генеральное сражение состоялось 4 апреля 1103 года на Днепре у местечка Сутень. Половцы выставили все свои силы и изготовились к битве. Когда же показались русские полки, кочевники поняли, что недооценили размера выдвинувшейся против них армии.

Увидев, как ринулись на них дружины, половцы дрогнули и стали панически отступать. Но большинство из них пали под мечами преследователей, в том числе 20 знатных ханов. Это стало самым крупным поражением половцев с тех пор, как 42 года назад их орды впервые вторглись на Русь. Попавший в плен половецкий хан Белдюзь предлагал любой выкуп, лишь бы ему сохранили жизнь, но Мономах и его не пощадил, сказав:

– Вы, многократно клявшись, никогда обещания не сохраняли, но всегда, нападая, людей пленили и убивали.

Много крови русской пролито, а ныне ты своею должен заплатить.

И повелел порубить пленника на части и разметать их по полю.

После поражения 1103 года половцы еще неоднократно предпринимали попытки вторгаться на Русь, и каждый раз против них вставало объединенное воинство. В итоге половецкие правители смирились и надолго прекратили набеги на русские земли.

Желаем Владимира!

В 1113 году умер от болезни князь Святополк. Киевляне, посовещавшись, решили, что именно Мономах наиболее достоин занять русский престол. Но Владимир, получив приглашение сесть на трон своего отца, ответил отказом. Он считал, что у Святославичей – Давида и Олега – по старшинству больше на это прав. Однако киевляне не захотели видеть своим князем никого, кроме Владимира Мономаха.

В городе вспыхнуло восстание. В первую очередь народ погромил дома тех, кто поддерживал кандидатуру Святославичей, в том числе и дом городского тысяцкого Путяты. Под эту марку досталось и местным евреям, с которыми у киевлян давно назревал конфликт.

Тем пришлось запереться в синагоге и несколько дней держать оборону.

Киевская верхушка снова отправила послание Владимиру, заявив, что, если тот срочно не приедет, погромы уничтожат город. Услышав это, Мономах срочно отправился в путь. Тем более Святославичи оказались не против уступить ему престол. Едва Владимир подъехал к Киеву, мятеж утих.

И все же межнациональную рознь даже приезд нового князя погасить не смог. Киевляне требовали немедленно решить вопрос о положении в Киеве евреев, которые «при Святополке имели великую свободу и власть», из-за чего разорились многие русские купцы и ремесленники. Занимаясь ростовщичеством, они «угнетали должников неумеренными ростами». Также люди обвиняли евреев в том, что те «многих прельстили в их веру и поселились в домах между христианами, чего прежде не бывало». Владимир ответил, что не смеет самостоятельно принимать подобные решения, и созвал князей и самых знатных киевлян на совет. В результате «Русскую Правду» дополнил первый закон нового правителя – «Устав о резах», ограничивающий на Руси ростовщичество. Помимо этого, как сообщает Иоакимовская летопись, на том же совете был вынесен еще и вердикт: «Ныне из всей русской земли всех евреев со всем их имением выслать и впредь не впускать, а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». Это стало первым проявлением антисемитизма, официально зарегистрированным на русской земле.

Князь правил государством 12 лет.

Он прославился не только как мудрый правитель, значительно укрепивший позиции Киевской Руси, но и как просветитель. Умер он своей смертью на 73-м году жизни в 1125 году, оставив потомкам знаменитое «Поучение Владимира Мономаха».

Источник: tainy.info