Учебный план на 7 триллионов

ОбразованиеСобытия

В правительстве в последний раз перед принятием обсудили госпрограмму развития образования до 2020 года

На селекторном совещании в правительстве в последний раз обсудили проект государственной программы «Развитие образования до 2020 года», в ближайшее время ее должны принять. За ближайшие восемь лет планируется потратить на нужды образования почти 7 триллионов рублей из федерального и регионального бюджетов. Но, будут ли реально выделены эти деньги, пока большой вопрос.

В четверг во время селекторного совещания в правительстве с регионами министр образования и науки Дмитрий Ливанов озвучил итоговые положения проекта государственной программы «Развитие образования до 2020 года». Документ был вынесен на общественное обсуждение в июле этого года, и все это время шла доработка финального варианта документа.

Программа состоит из пяти ключевых направлений, которые касаются не только образования граждан разных возрастных групп, но и предусматривают идеологическую работу среди молодежи, а также развитие института общественного контроля в образовательной среде.

На реализацию программы из средств государственного бюджета выделено 3 триллиона 991 миллиард рублей, что, по предварительным подсчетам, составит в расчете на каждый год 0,61 ВВП. Всего же за восемь лет (с 2013-го по 2020 год) предполагается потратить около 7 триллионов рублей, учитывая региональные бюджеты.

Подпрограмма «Развитие профессионального образования» — одна из самых масштабных.

По словам министра, на ближайшие годы намечен резкий рост зарплат профессорско-преподавательского состава.

В частности, в этом году зарплата преподавателей вузов должна достичь средней по экономике в регионе, а к 2018 году она поднимется до 200% от этого уровня. Но наряду с этим Ливанов дал понять, что ожидается ужесточение требований к качеству преподавания и к уровню квалификации. По его словам, будет осуществлен «переход на эффективный контракт», в рамках которого педагог должен будет использовать и внедрять «современные образовательные технологии», а также активно участвовать в научной работе.

В области развития международной конкурентоспособности вузов ожидается, что к 2020 году не менее пяти из них должны оказаться в первой сотне ведущих международных рейтингов.

Будет повышена академическая мобильность студентов, в том числе за счет использования международных стажировок. «Мы в сотни раз увеличим число студентов, которые хотя бы один семестр провели в иностранном вузе», — пообещал министр.

Также он анонсировал активное развитие системы среднего профессионального образования (СПО). «С каждым регионом идет разработка программ «дорожных карт» развития системы среднего профессионального образования. Делать это будем с привлечением крупных компаний-работодателей и на основе частно-государственного партнерства».

Однако, рост зарплат преподавателей, работающих в системе начального и среднего профессионального образования, будет не таким стремительным, как в вузах.

По плану только к 2020 году они должны выйти на уровень 100% от средней зарплаты по экономике в регионе.

В рамках развития дошкольного, общего и дополнительного образования в первую очередь планируется выполнить все обязательства по зарплате учителей, а также повысить зарплаты сотрудникам системы дошкольного и дополнительного образования. Рост составит 80% от средней по экономике региона уже в этом году, и к 2020 году этот показатель должен вырасти до 100%.

Государство планирует и дальше вовлекать в управление образовательными процессами общественные силы: развитие института общественных наблюдателей на ЕГЭ, общественные советы при школах и детских садах и другие механизмы привлечения общественности.

Молодежная политика тоже стала частью проекта программы «Образование-2020». В частности, по словам министра, планируется ряд мероприятий, направленных на «обновление молодежной политики». «Нам нужно сделать так, чтобы молодежная политика обеспечивала положительную социализацию подростков», — заявил Ливанов и предложил «продвигать положительные социальные ожидания и установки».

По ходу выполнения программа будет корректироваться, но при этом министерство намерено отслеживать процесс выполнения поэтапно.

«По каждому из уровней составлены «дорожные карты», которые увязывают программу по срокам и достигаемым результатам. Хочу обратить внимание, что эти «карты» должны активно использоваться регионами», — предупредил министр.

Пока что главная проблема, связанная с программой, — это дефицит бюджета.

«Бюджетные проектировки в рамках бюджета, который внесен в Госдуму, не обеспечивают достижения требуемых результатов по нескольким важным направлениям», — пояснил Ливанов. Недофинансированы такие направления, как дополнительное образование и развитие системы СПО. Тем не менее документ в ближайшее время должен быть одобрен.

Как заявила во время совещания вице-премьер Ольга Голодец, на днях программа будет рассмотрена в правительстве и ее примут.

При этом эксперты считают, что выполнить программу будет крайне сложно. «То, на что можно рассчитывать реально, — средства федерального бюджета, но это от 18% до 20% общего объема финансирования. А остальная часть — средства региональных и местных бюджетов. Решения о финансировании принимаются на местах губернаторами и органами местного самоуправления и зависят от того, насколько регионы смогут сформировать свои бюджеты. Основная часть поступает от отчислений с НДФЛ, и тут все зависит от уровня занятости населения, от уровня зарплат, от экономической активности субъекта. Не все регионы восстановили свои экономики, — считает директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — А если говорить о софинансировании со стороны семей или бизнеса, то тут наблюдения тоже не оптимистичные. Даже в расходах обеспеченных семей доля на софинансирование образования начала сжиматься. То же можно сказать и о бизнесе — невысокая степень поддержки развития образования, выделения средств на переоснащение и переоборудование. Кроме того, к 2017 году ожидается увеличение общей численности обучающихся: дошкольников это уже коснулось, сейчас наполнится начальная школа, а дальше все по ступеням. Все эти обстоятельства позволяют сделать выводы, что выполнить программу будет крайне сложно».

Источник: Газета.ру

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula