Граждане, не желающие принимать электронные системы учета, не должны подвергаться дискриминации

ПубликацииТочка зрения

Православная общественность направила обращение к Патриарху Кириллу с просьбой оказать содействие в закреплении права использовать традиционные способы учета данных

119034, Москва, Чистый пер., дом 5
Его Святейшеству, Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси Кириллу

123242, Москва, Нововаганьковский пер., дом 9
Председателю Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви и общества,
протоиерею Всеволоду Чаплину

115191, Москва, Даниловский вал, д.22
Свято-Данилов монастырь
Председателю Синодальной
библейско-богословской комиссии
митрополиту Волоколамскому Илариону

119435, Москва, Новодевичий проезд, д.1
Председателю Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества
митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию

109004, Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7
Руководителю Отдела по церковной благотворительности
и социальному служению Русской Православной Церкви

Открытое обращение общественных организаций в поддержку «Проекта документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности»»

(на основании Конституции РФ — статей 2, 3, 7, 15, 18, 28, 29 и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»)

Конституция Российской Федерации закрепляет приоритет прав и свобод человека над всеми другими ценностями. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Понятие достойной жизни включает в себя право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, защиту материнства и детства, защиту частной собственности и право человека распоряжаться ею, право человека на образование и труд. Все эти права гарантированы Конституцией РФ. Обязанность по обеспечению прав граждан в соответствии со статьей 2 возлагается на государство.

Под защитой Конституции находится не только материальная, социальная, но и духовная жизнь человека.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести, вероисповедания, право иметь религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 29 Конституции РФ запрещает принуждение в целях отказа от религиозных и иных убеждений.

В мире формируется новая, невиданная в истории человечества система социальной жизни. Реализуются попытки создания единого всемирного наднационального информационного общества, в котором нет места суверенным государствам и народам.

Российской Федерацией без всенародного обсуждения и учета мнения граждан на протяжении многих лет подписывались и ратифицировались международные документы по созданию в России информационного общества1 , целью которого является демонтаж национального независимого государства, передача конституционных полномочий органов власти по обеспечению прав граждан в сферах здравоохранения, социального обеспечения и др. наднациональным банковским структурам.

Во исполнение международных обязательств в России во всех сферах социальной жизни государство постепенно заменяют банковские образования, являющиеся собственниками информационных систем. Для обеспечения интересов банков ведется системный сбор и формирование баз персональных данных граждан. В ближайшее время наднациональные образования будут обладать самой полной информацией обо всех сторонах жизни каждого человека: здоровье, семье, собственности, получаемых социальных выплатах, налогах, совершенных сделках, бытовых покупках, передвижениях и др. Эти же наднациональные структуры получат информацию и о населении России в целом.

В интересах банков традиционные способы учета персональных данных и традиционные документы заменяются на электронные, с помощью которых предполагается осуществлять доступ человека к медицинской помощи, социальным выплатам, обеспечению других прав. Именно от банков будут зависеть все наши юридически значимые действия, в том числе, оплата счетов, получение денег, оплата покупок, передвижение.

В России сотни тысяч православных граждан по религиозным убеждениям не приемлют демонтаж традиционного государства и общества и замену его на информационное. Эта категория граждан отказывается от получения документов, в которых используются элементы автоматизированного учета персональных данных. В ответ государственные ведомства и коммерческие организации нарушают основополагающие конституционные права этих граждан, отказывая им в выплате и назначении пенсий, пособий, дотаций. При отсутствии у гражданина медицинского полиса или при наличии паспорта образца 1974 г. людям отказывают в медицинской помощи.

Общественными организациями собрано около 9 тысяч фактов дискриминации этой категории граждан.

Действия ведомств и коммерческих организаций грубо нарушают Конституцию РФ, в которой права граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь, право передвижения, право распоряжения своей собственностью и другие права не обусловлены наличием у человека документов определенного образца или определенными способами учета персональных данных.

Лишение граждан возможности реализовать свои конституционные права при отказе использовать новые технологии учета является дискриминацией, экономическим принуждением к использованию технических средств, противоречащих их религиозным убеждениям, что нарушает требования статей 2, 7, 15, 18, 28, 29, 38, 39, 41 Конституции РФ.

Действия ведомств и коммерческих организаций нарушают статью 2 Конституции РФ о приоритете прав человека над всеми другими ценностями. Технические средства, имеющие второстепенный, служебный характер относительно прав человека и Конституции России, становятся обязательным условием реализации конституционных прав граждан.

Такая насильственная модернизация из средства облегчения жизни человека превращается в способ принуждения, подавления прав и свобод и влечет попрание основополагающих прав человека, гарантированных Конституцией РФ.

В адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла православными гражданами направлены тысячи обращений с просьбой принятия действенных мер по защите конституционного права жить в обществе в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями.

Общественными организациями («Союз православных юристов», «Общественный центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности», Движение «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов», Центральный Совет Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС), Общественный совет «Народного радио», Союз «Христианское Возрождение» и др.) и известными общественными деятелями в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла направлен «Аналитический обзор по проблеме нарушения конституционных прав граждан, отказывающихся по религиозным и иным убеждениям от автоматизированного учета персональных данных» (опубликован на сайтах www.rv.ru, www.pkrest.ru, www.notinn.ru, в правовом бюллетене «Родина Православная», в вестнике «На страже Православия»).

Обращения православной общественности нашли отклик у священноначалия.

30 мая 2012 г. на сайте Московской Патриархии www.patriarchia.ru опубликован «Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности».

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

К сожалению, содержание документа неизвестно широкой общественности, чем вызвана необходимость его короткого анализа.

В этом документе учтены все концептуальные положения «Аналитического обзора общественных организаций» и просьбы граждан, а также дан комплексный анализ перспектив развития новых технологий и автоматической идентификации личности в аспекте возможных негативных последствий этих явлений.

В проекте документа открыто говорится о дискриминации граждан, которые не желают входить в новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием персональной информации, идентификационными номерами) и сомнительной символикой. Тысячи граждан сообщают о нарушении их конституционных прав. В итоге формируется слой людей, выброшенных из всех сфер социальной, общественной и государственной жизни. Большинство граждан, подвергающихся дискриминации, — это пожилые, больные люди, нуждающиеся в лечении и социальной защите.

В проекте документа Церковь выступает в защиту богоданной свободы и выдвигает конкретные предложения по обеспечению законных прав граждан, отказывающихся от использования новых технологий.

Не отрицая необходимости учета граждан государством, Русская Православная Церковь считает, что люди вправе не принимать любые новые технологии и символы, которые, в свою очередь, не должны быть безальтернативными и принудительными. Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих правовых актах, системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными документами, удостоверяющими личность. Это возможно лишь при ясном и однозначном законодательном закреплении бесспорного права граждан на использование традиционных документов и способов учета. Реализацию таких законодательных норм необходимо обеспечить финансово, технически и организационно, иначе гарантии могут остаться простой формальностью.

В проекте документа дана духовно-нравственная оценка проектов «Электронного правительства», которые реализуются в настоящее время в разных странах. Признавая некоторые технические удобства и преимущества, которые несут данные проекты, Русская Православная Церковь обозначила серьезные негативные факторы и угрозы, которые недопустимо игнорировать.

Идентификационные коды и базы данных как элемент построения всемирной электронной управляющей системы. Международные документы (в частности, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая «Большой восьмеркой» в 2000 году), открыли путь к созданию «электронного государственного управления» с помощью «электронного правительства», построенного по единым международным стандартам на единой организационной, технической и программной платформе.

Органы государственного управления интегрируются в единую всемирную систему. При этом законы работы кибернетических систем подчас переносятся на человеческое общество, а сама система порождает опасность тотального контроля и управления гражданином и обществом.

Дана оценка идентификаторам личности.

Главным технологическим принципом построения глобального информационного общества является присвоение каждому человеку уникального идентификатора личности. Данный идентификатор — это обозначение управляемого объекта кибернетической информационно-управляющей системы и одновременно ключ доступа к его электронному файлу-досье в базе данных с тем же номером. Принятие данного идентификатора означает фактическое согласие человека (добровольное или вынужденное, осознанное или неосознанное) с правилами работы системы.

Серьезную критику среди многих верующих вызывает опасность обязательного присвоения идентификационного кода, превращения его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, принуждение к использованию его как основного идентификатора человека в его взаимоотношениях с государством, социальными и коммерческими учреждениями.

При этом возникает техническая возможность того, что каждый шаг человека может проверяться, служить тестом на лояльность к системе, на согласие с распространенными в ней мировоззренческими и идеологическими установками, которые могут оказаться несовместимыми с христианством. Подобное развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов, вплоть до дискриминации по мировоззренческим признакам.

В документе обозначена опасность неконтролируемого сбора персональных данных и создания единой базы данных.

Мобильная связь рассмотрена с точки зрения угрозы информационной безопасности человека.

Обозначена угроза введения универсальной электронной карты (УЭК).

В проекте документа говорится, что такая карта, как и цифровой идентификатор, не только существенно облегчает создание системы тотального отслеживания всех граждански значимых действий человека и его личной жизни, но позволяет осуществлять управление каждым гражданином и обществом в целом.

Обозначены угрозы национальной безопасности и безопасности граждан.

Управление глобальными информационными сетями сегодня наиболее доступно тем международным кругам, которые создали их архитектуру, элементную базу и основное программное обеспечение, куда могут быть негласно заложены любые механизмы, позволяющие в любой момент осуществить перехват реальной власти. Такое развитие событий с использованием информационных технологий и средств компьютерной техники глобального распространения чревато недопустимо высокой зависимостью от внешних поставщиков оборудования и программного обеспечения, а в перспективе и возможностью утраты государственного суверенитета.

Всеобщий, а тем более принудительный сбор биометрических параметров человека оценен как ущемление достоинства личности и попрание элементарных норм человеческой морали.

В проекте документа Церковь призывает государство со вниманием отнестись к предложению законодательно запретить нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека, создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека.

1. Общественные организации выражают свою поддержку «Проекта документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности».

Его концепция и содержание отвечают требованиям времени, направлены на защиту конституционного права каждого гражданина жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями, защиту национальных интересов и суверенитета страны.

Развивая затронутые в проекте документа вопросы специалистами, представителями православной общественности готовятся дополнения и предложения, которые будут направлены в редакционную комиссию Межсоборного присутствия.

2. «Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» направлялся в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Он опубликован с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Комментарии к документу могут дать все желающие.

Однако подавляющее большинство граждан России, в число которых входят и православные верующие, не пользуется интернетом. В связи с этим обязанность ознакомить с документом Церкви чад Русской Православной Церкви лежит на священниках. К сожалению, по сообщениям верующих, во многих епархиях священнослужители не доводят до сведения паствы этот актуальный и своевременный документ Русской Православной Церкви, касающийся всех сторон жизни каждого православного человека, народа России и государства в целом. Многие священнослужители не знают и другие основополагающие официальные документы Церкви по проблеме новых технологий, а предпочитают излагать пастве свое личное мнение или руководствуются устаревшими документами, потерявшими свою актуальность. Во многих приходах тема электронных технологий находится под негласным запретом, а чада и священники, поднимающие эти проблемы, подвергаются гонениям.

Такая позиция большей части священства порождает слухи, возбуждает недоверие к священноначалию и Патриарху и может привести к расколу.

Обращаемся к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой обеспечить во всех приходах доступ священнослужителей и мирян к Проекту документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности».

Только просвещение, разъяснение официальных документов Церкви и позиции Святейшего Патриарха могут прекратить нестроения и противоречия внутри Церкви, которые имеют место по этой проблеме.

3. Просим:

  • обратиться к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Государственной Думы РФ с требованием принятия незамедлительных мер по прекращению дискриминации граждан, отказывающихся от использования автоматизированного учета по религиозным и иным убеждениям и законодательного закрепления права человека использовать традиционные документы и способы учета персональных данных;
  • обратиться к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Государственной Думы РФ с предложениями законодательно закрепить:
— запрет на принуждение к использованию новых методов и способов учета данных, противоречащих религиозным и иным убеждениям человека;
— законодательные гарантии существования, технического оснащения и финансирования традиционной системы учета;
— запрет дискриминации граждан, использующих традиционную систему учета;
— запрет на создание на человека единого файла данных;
— запрет на имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека вне зависимости от используемой системы сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации;
— запрет на нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток вне зависимости от используемой системы сбора;
— запрет на создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека вне зависимости от используемой системы сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации.

22 августа 2012 года

Обращение подписали:

О.А. Яковлева (член Московской областной коллегии адвокатов, Почетный адвокат России, Председатель Союза православных юристов, член Общественного совета «Народного радио»)
В.П. Филимонов (писатель-агиограф, специалист в области биокибернетики и систем управления, академик Петровской академии наук и искусств)
О.Ю.Кассин, В.Е.Хомяков (сопредседатели Общероссийского общественного движения «Народный Собор»)
Л.А. Рябиченко (руководитель Межрегионального общественного движения «Семья, Любовь, Отечество»)
И.Я. Медведева (член правления Российского детского фонда, директор Института демографической безопасности, член Союза писателей России)
Т.Л. Шишова (член правления Российского детского фонда, член Союза писателей России)
В.Р. Анищенков (Председатель Общественного Совета «Народного Радио», главный редактор «Народного радио»)
Н.И. Юдина (заместитель Председателя Общественного Совета «Народного радио», гл. редактор газеты «Новый век»)
В.Ю. Катасонов (профессор, д.э.н., главный редактор периодического издания «Наше дело»)
О.Н. Четверикова (кандидат исторических наук)
А.Ф. Копылов (публицист, член Союза писателей России, аналитик Войсковой Православной Миссии)
О.В. Леткова (руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС)
А.И. Нотин (Президент Автономной некоммерческой организации «Переправа», кандидат исторических наук)
В.Н. Осипов (Глава Союза «Христианское Возрождение»)
К.А. Иванов (адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, член Союза православных юристов, главный редактор Правового бюллетеня «Родина православная»)
И.Ю. Чепурная (адвокат Московской областной палаты адвокатов, член Союза православных юристов)
Т.М. Богданова (член нотариальной палаты Санкт-Петербурга, член Союза православных юристов)
Е.А. Грищенко (член Союза православных юристов)
В.Г. Иванов (адвокат Адвокатской палаты Чувашской Республики, член Союза православных юристов)
В.И. Чевган (координатор Движения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов», редактор Вестника «На страже Православия»)
и другие.

СБОР ПОДПИСЕЙ ПОД ОБРАЩЕНИЕМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Граждан и общественные организации, которые поддерживают открытое обращение, просим сообщить об этом по адресам:

115573, Москва, а/я 137, Яковлевой О.А.

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


1Хартия глобального информационного общества (Окинава, 2000), «Декларация принципов: построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» и «План действий по построению глобального информационного общества» (Женева, 2003), «Тунисское обязательство» и «Тунисская программа для информационного общества» (Тунис, 2005), Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (2005).